?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Не спеша


История нашего с Сеней чтения уже была описана мной раньше. Если коротко: в наличии семилетний мальчик, который не умеет читать. Но при этом он, однозначно, неглуп: с пяти лет играет в шахматы, шашки, нарды; считает в уме, оперируя трех-четырехзначными числами, причем научился этому сам, может разделить и умножить - не слишком владея терминологией, но результат у него верный; ориентируется в картах, планах, инструкциях, на местности - превосходно. Обожает танки и военную технику, владеет большим количеством информации на данную тему, большое внимание уделяет деталям, запоминает изображения в точности до мелочей. Любит пообсуждать с нами тему Бога и отношений человеческих. Друзья у него все старше на три-пять лет. Очень самостоятельный и рассудительный. Короче - не дурак)
Но с чтением вообще не складывалось.
Не то чтобы я сильно переживала на эту тему. Я вообще не считаю, что детей надо специально чему-то учить, пока у них интерес не появится. Когда я вижу заинтересованность, я помогаю в освоении навыков, поиске информации. Когда не вижу - ничего не навязываю. Человек - все-таки существо разумное, а не цирковое. В дрессировке не нуждается. И разум рано или поздно проснется, надо только не мешать.

Но вот читать Сеня не мог, да и не хотел. Ключевое, наверное, не хотел. Мотивация отсутствовала напрочь. А время шло. Годам к семи меня стало это напрягать. Ладно, мама моя мозг выклевала, так еще и мысли у меня нехорошие появились: а вдруг не захочет? Сеня к этому времени знал прекрасно буквы, но прочитать их в определенном сочетании не мог. И как только его свободолюбивая натура чувствовала нажим хоть с одной стороны, он сразу же пресекал любые попытки позаниматься и поговорить с ним на эту тему.

Наверное, стоит добавить, что манипуляции, торговля, запугивание и приказы у нас в семье не используются. По мере осознанности) Поэтому всякие штуки типа "так неграмотным и останешься", "прочитай слово, дам тебе конфетку" или "соседский мальчик в пять лет уже читает, а ты нет..." нами не озвучивались. Свободный человек действует, исходя из желания, а не из страха, выбирая воспитание детей в семье, мы стремимся вырастить свободную личность.

Задача была, вроде бы, несложной: замотивировать ребенка на самостоятельное чтение. Но как??? Сеня-то не дурак, о чем я уже писала выше, и видел, что нам почему-то приспичило, чтобы он начал читать. И с еще большим упорством сопротивлялся. Любая трудность на пути к чтению заставляла его опускать руки - неудивительно, он не понимал, ради чего "мучаться". Так продолжалось около года: он пробовал что-то прочитать с нашей подачи, а потом сбегал.

На горизонте замаячила осень, и снова возник вопрос со школой.
Я решила, что честным будет объяснить ребенку, что именно меня беспокоит. Так и сказала: "Знаешь, мы подумываем о том, чтобы ты учился дома, ты и сам этого хочешь. Но при этом мы не можем тебя даже просто научить читать. Как же мы будем заниматься дома? Ты интересуешься только играми на планшете, но мир гораздо больше, чем экран!"

Сеня думал-думал, а потом сказал: "Давай будем по часу в день заниматься каждый день, суббота-воскресенье выходные?" Я согласилась, но сократила время урока до десяти минут.

Сначала мы читали страны на карте, надписи на коробках с сухим завтраком, на банкнотах, оглавления книг. Процесс пошел, хотя и со скрипом. Порой Сеня бросал начатое предложение, потому что оно давалось с трудом. Находкой стало писать ему записки - каждый раз разные, интересные, всегда о хорошем, иногда о сладостях. А потом придумали квест из нескольких записок, каждую из которых он должен был найти поочередно - вот это действительно мотивация! Сеня даже стал просить отменить выходные и ходил за мной хвостиком "Мам, напиши мне записку!"

В итоге Арсений читает. Пока - на занятиях, но все чаще берет в руки книгу и читает подписи к картинкам, заголовки... Первый шаг сделан. Хоть и очень неспеша)
Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
ultraboy2000
Jul. 25th, 2016 07:48 pm (UTC)
Как говорилось в Каникулах строго режима? Собственный пример и маленькое чудо... У нас ребенок когда видит, что родители читают и сам начал читать потихоньку, потом просить книжки покупать, теперь карманные деньги свои на неделю тратит на детские журналы. Кстати как дела с карманными деньгами?)
aleksandra_che
Jul. 25th, 2016 07:53 pm (UTC)
У нас нет такого понятия, ибо деть деньгами не интересуется.
У него есть баночка с железными десятками, коих много. Он может себе что-то купить на них, но в итоге он просто выстраивает их рядами на кровати и играет, как солдатиками.

senkinamama
Jul. 25th, 2016 07:57 pm (UTC)
Да, записки хорошая тема. Я еще писала маленькие рассказики сыну, ему очень нравилось их находить утром.
aleksandra_che
Jul. 25th, 2016 07:59 pm (UTC)
Здорово! Отличная идея!
senkinamama
Jul. 25th, 2016 08:00 pm (UTC)
Он потом и сам писал рассказы и делал маленькие книжки. И рисовал там иллюстрации)) Я сохранила, вырастет - покажу))
aleksandra_che
Jul. 25th, 2016 08:10 pm (UTC)
Круууть! Книжки! Еще и сохранить! У нас такое не живет...
skazala
Jul. 26th, 2016 06:37 am (UTC)
А вы бы правда отдали его в школу, если бы он продолжал не хотеть учиться читать? И что тогда было бы в школе?
aleksandra_che
Jul. 26th, 2016 07:53 am (UTC)
Нет, об этом даже речи нет.
skazala
Jul. 26th, 2016 08:35 am (UTC)
Значит, манипуляция? Значит, на самом деле нельзя быть настолько свободным, чтобы не читать?
aleksandra_che
Jul. 26th, 2016 08:53 am (UTC)
Странный вывод) В каком месте манипуляция?

Я решила, что честным будет объяснить ребенку, что именно меня беспокоит. Так и сказала: "Знаешь, мы подумываем о том, чтобы ты учился дома, ты и сам этого хочешь. Но при этом мы не можем тебя даже просто научить читать. Как же мы будем заниматься дома? Ты интересуешься только играми на планшете, но мир гораздо больше, чем экран
!"

Я предложила ему подумать и поделилась своим беспокойством.

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.
skazala
Jul. 26th, 2016 12:13 pm (UTC)
Хм, вполне могла ошибиться с термином, тем более что из определения почти ничего не поняла.

Мне показалось, что обман в том месте, где родитель беспокоится, как же учить ребёнка дома, если он даже читать не хочет учиться. Для меня это звучит так: мы даже читать тебя не можем научить сами, что уж говорить о других науках, придется отдать тебя в школу.

Но меня на самом деле больше интересует второй вопрос. Может ли ребенок быть настолько свободным в семье, что выберет не учиться читать? Я сама, к сожалению, не могу на него ответить. С одной стороны, я не представляю, как можно учить чему угодно через "не хочу". С другой стороны, в Украине нет такого понятия как "анскулинг" и в семь лет ребёнок обязан примкнуть к той или иной школе. И даже если выбрать домашнее обучение, учиться все равно придется. И что делать, если интереса нет? Или он появится лет в девять, а в школу нужно в семь?

Это я в периоды дурного настроения (как раз сейчас) думаю о будущем пятилетней Кати, которая, в отличие от старшего брата, не интересуется школьными науками.
aleksandra_che
Jul. 26th, 2016 12:40 pm (UTC)
Нет, я не говорила, что придется отдать его в школу. Я просто сетовала, что не знаю, как быть.
У нас в России образование обязательное. Поэтому в России ребенок не может быть свободным настолько, чтобы не учиться читать) Здесь уже встает другой выбор: насколько это важно для семьи: жить здесь или позволить ребенку быть свободным от чтения, но в другом месте.
Тема, безусловно, интересная. Современный мир изо всех сил отстаивает права ребенка, но право "не учиться" у детей отсутствует))

Мы тоже как-то должны зафиксироваться - то ли к школе прикрепиться, то ли к экстернату. Я еще пока в процессе изучения вопроса - как это может выглядеть технически. Вроде бы мы можем появиться в школе один раз - сдать сразу начальную школу. А потом уже - итоговая аттестация за девятый-одиннадцатый.

Сережа вообще предлагает пока ничего с Сеней не делать "специально" - а там поглядим. Но чтение - базовый навык. Чтобы он мог сам искать нужную информацию и развивать какие-то способности по интересам, ему надо уметь читать. Тут сложно поспорить.

Есть еще у нас некоторое опасение органов опеки: вот, если вдруг решат они прикопаться к нам (а есть к чему - это точно), то нечитающий ребенок на ДО - это-таки повод прикопаться сильнее.

У нас, кажется, в школу можно и в восемь лет идти.

Катя ведь еще маааленькая)

Edited at 2016-07-26 12:41 pm (UTC)
toqupt
Jul. 26th, 2016 01:39 pm (UTC)
У нас так письмо не идет.
Причем тоже разговаривала откровенно о домашнем обучении и о том, что меня волнует.
Она не видит смысла в умении писать письменно. Она же умеет печатными и все. Этого достаточно.
Аргументы, что так быстрее и красиво - не работают.
Можно на компьютере напечатать.
Я ей даже рассказывала, что это мозг развивает, чтобы она потом лучше читала - смешно, куда ж еще лучше. Не действует.
Друзья по переписке - можно и печатными.
Думала, заинтересую каллиграфией, запросила книжку у мамы, сама вот заинтересовалась, но Дашиного интереса хватило на 1 день, потом она поняла, что надо трудиться и за 1 день не сможешь научиться красиво писать, бросила.
Я ей вспоминаю, что читать она тоже не за один день училась, а теперь, спустя время трудов и постоянного чтения, книги проглатывает. Она соглашается, но не сильно это на нее действует.
Утешаю себя мыслью, что есть еще год и пока лучше не наседать, а ближе к весне видно будет.
aleksandra_che
Jul. 26th, 2016 04:49 pm (UTC)
Да, иногда дети долго созревают на какие-то вещи. Зато потом - оп - и быстрый результат.

Вообще вопрос "зачем мне это?" интересный. Если ребенок не идет в школу, и планируется свободное обучение без строгой программы и графиков, то нам постоянно придется отвечать на этот вопрос. И себе в том числе))
toqupt
Aug. 1st, 2016 07:16 pm (UTC)
Да, вот головой я все понимаю. И про эти вопросы, и про то, что многое вообще не нужно. Но, во-первых, я пока не уверена, что мы прям до 9 класса вообще без школы обойдемся (и, как следствие, все-таки что-то нужно делать, что не нужно), а, во-вторых, сидит прочно вся эта система и не дает возможности, мне в первую очередь, вырваться из нее.
Даша год назад задавалась вопросом зачем ей знать алфавит, если она уже умеет читать. И вот я не нашлась, что ответить)))
kujenya
Jul. 26th, 2016 11:10 pm (UTC)
У нас хорошо работало письмо перьевыми ручками и чернилами на состаренной бумаге. Нутам письмо в Хогвартс написать,деду Морозу или карту Острова сокровищ нарисовать.Ну иногда работает писать по взрослому или красиво как мама))
toqupt
Aug. 1st, 2016 07:21 pm (UTC)
Кстати, да, это работает.. минуты три до того момента, когда ребенок не начинает осознавать, что на все нужно усилие) Я пока не настаиваю, время от времени предлагаю порисовать буквы на больших листах или на стене, но туго идет.
А, вот еще вспомнила, что она свой шрифт придумала - ей удобный - печатные буквы с завиточками, им и пользуется для "красивых" писем))
kujenya
Jul. 26th, 2016 11:25 pm (UTC)
Да записки это тема. Старшая лет с 4,5 переписывалась с домовым,получая от него письма-рисунки с заданиями под подушку. Потом я ей писала хокку. Читать умела, но реальный интерес к книгам появился лет с 11. Фрося же напротив читать научилась практически сама лет в 5 ,даже незная всех букв, ей просто надоело бегать за взрослыми чтобы прочитали строчку или две в книжках с заданиями. Читает увлечённо,много любит читать по ролям.
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel