?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

В плену системы



Мысли по поводу учебы каждый день бродят в моей голове, но зафиксировать их не успеваю, а к вечеру брага оседает, превращается в вино, и я засыпаю, так ничего и не записав.

Сеня сдал почти все аттестации с полтычка. Остался русский - к нему вообще не приступали.
И теперь я понимаю, что значит "ребенок созрел для учебы". Это не только про умение организоваться и терпеливо сидеть - у нас никто терпеливо не сидит. Это скорее про то, что многое дается легко в более старшем возрасте. Не надо ничего вымучивать, знания аккуратно складываются в единую картину, ничего не путается, все интересно, потому что связно. В голове ясно.

И здесь я поймала еще один тонкий момент.
Арсений - удобный для школьной системы ребенок. Потому что он легко и быстро все хватает по верхам, сам все систематизирует, связывает информацию между собой. Любит энциклопедические книги, в которых значение придается крайностям и общей картине: самое большое, самое раннее, "в Африке живут слоны, крокодилы и львы".
Термины он просто запоминает, легко среди них маневрирует. Систему тестов понял, многое проскочил интуитивно. На каждое тестирование с подготовкой ушло не больше полутора часов.

И вот у меня перед глазами совсем другой ребенок - Агата.
Которая по школьным меркам скорее всего попадает в категорию медленных троечниц (еле-еле попадает). Потому что она не мыслит понятиями. В голове ее сразу целые картины, а не цепочки слов и знаков, приводящие к результату.
Например, мы делаем тесто на блины. Агата мешает яйца, она вся в процессе. Я сижу рядом и пью кофе листая ленту, прошу ее достать из шкафа муку. Агата слышит меня раза с четвертого. Космолёт медленно приземляется на нашу кухню, Агата выходит из него и осматривается: "ого, где это я? - написано на ее лице. - Чего хочет от меня эта женщина? Что такое мука?"
Она начинает ходить по кухне и заглядывать попеременно то в холодильник, то в посудный шкаф, то в помойку.

В это время третий ребенок, которому на момент истории еще не было двух, соскакивает с высокого стульчика, ловко справляется с "защитой от детей" и открывает шкафчик. Приносит мне банку с мукой, стараясь не уронить. Потом следом тащит сеялку, потому что помнит, что она нужна. Это Макар - который очень наблюдательный, ценит тонкости и нюансы, разбирается нашем быте от и до.
Агата пять минут спустя достает муку, которую Макар уже убрал обратно, - и рыдает, понимая, что мука больше не нужна.

Зато Агата постоянно предлагает нестандартные решения, выдает фразы, которые, если сразу не запишешь, потом не сформулировать самому. Она готова разбираться даже в крошечных элементах этого мира, но потом напрочь забывает их. Она чуть не в пять лет запомнила названия цветов, тогда как Макар их знал еще до двух.
Плюс - у нее нет критериев правильного поведения. Если она обещает "не вредничать", то потом она на всё спрашивает моего разрешения: "можно, я выйду во двор? Можно, я попью воды? Можно, я поиграю моей пони?" То есть - она не в курсе, как именно вести себя правильно, чтобы никто не расстраивался.

Я уже писала, что Агата в обучении идет от частного к общему, от большого количества практики к пониманию теории. И поэтому "по верхам", как Арсений, не скачет. Ей вся эта школьная система дается медленно и непросто. Возможно, воз сдвинется с места, когда Агата начнет читать, потому что у Арсения этот момент оказался поворотным. Но все же она очевидно отличается, ей не интересна информация, которая ценится в нашем мире и порой считается знаниями. Если вы смотрели прекрасный фильм "Королевство полной луны", то Агата - это оба главных героя, слившихся в одно лицо.

Не то, чтобы я жалуюсь. Это все безумно интересно, потому что открывает мне глаза на многое. Например, у меня есть возможность понять, как учить разных детей, ведь на подходе есть еще и третий со своими весьма перспективными тараканами.
И бонусом приходит понимание, как тяжело было некоторым моим одноклассникам в школе. И почему сейчас у бывших троечников в бизнесе работают отличницы.
И много чего еще.

Обещаю делиться по ходу эксперимента жизни.

Subscribe to  aleksandra_che

Posts from This Journal by “семейное образование” Tag

  • Ежиха и ко

    Снега у нас много, снова обновился после новогодней оттепели. Праздники кое-как пережили, вкатываемся в будни. Сегодня катались по дороге на лыжах,…

  • Космос между нами

    Агата: — А если я крепко засну, и забуду, что я в Питере. Куда я проснусь? Какой ТРИЗ? Просто пару дней поживите рядом с Агатой😂 — Мама, а…

  • Ночное

    Фото с занятий Агаты - была мультипликация и новый педагог, по лицу Агаты всё понятно. Нет, ну это ни в какие ворота! Дети спать ложатся в…

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
arhibelka
Jun. 30th, 2017 05:32 pm (UTC)
Книжку надо писать! И не как поучения, а наблюдения, разные миры детей. Очень интересно.
aleksandra_che
Jun. 30th, 2017 07:21 pm (UTC)
Ой, спасибо! Я прям вся покраснела)
(no subject) - (Anonymous) - Jul. 1st, 2017 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Jul. 1st, 2017 04:19 pm (UTC) - Expand
chrystal555
Jun. 30th, 2017 05:44 pm (UTC)
Спасибо, что делитесь этим экспериментом!
Очень интересные результаты.
Вот и мне в детстве были совсем неинтересны все эти факты - где какая-то страна находится и прочее.
Поэтому хорошо понимаю Агату. А муж мой, например, всегда таким интересовался. Ну все-таки не зря раньше только мальчики учились.

Вот честно, мое мнение - не нужна девочкам школа. Как ни крути, девочке очень важно выйти замуж. Тогда только появляется возможность как-то взглянуть на мир, а то того все занято одним - поиском партнера.
И интерес к миру просыпается, только если выстроены прочные отношения. Поэтому чему важно учить девочку - это тому, как налаживать отношения именно с мужем!
Не с учительницей, не с подружками, а с мужем. Рассказывать о том, что мужчины - они другие совсем.
aleksandra_che
Jun. 30th, 2017 07:20 pm (UTC)
Думаю, здесь очень сыграло роль то, что женское образование (ранее отличавшееся от мужского) приблизили к мужскому. В общем потоке эмансипации. И потом убрали оттуда вроде как ненужные "женские" науки.

Мне вообще очень жаль, что нет такого же внимания музыке, живописи, танцам в современной школе. Моя бабушка рассказывала, что ее дяди были учителями, и в те времена (а речь идет о годах накануне революции) учителя должны были обязательно владеть музыкальным инструментом и уметь рисовать.
(no subject) - chrystal555 - Jul. 1st, 2017 03:06 am (UTC) - Expand
livejournal
Jun. 30th, 2017 06:25 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
glavbuhdudin
Jun. 30th, 2017 07:06 pm (UTC)
Из Агаты выйдет ученый. Если школа не сломает этот хрупкий микрокосм.
aleksandra_che
Jun. 30th, 2017 07:17 pm (UTC)
Надеюсь, что она, как и Сеня, будет на семейном обучении.
(no subject) - glavbuhdudin - Jun. 30th, 2017 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Jun. 30th, 2017 07:21 pm (UTC) - Expand
svetlana_svetka
Jun. 30th, 2017 08:02 pm (UTC)
Александра, а вы читали книгу - "Гении и аутсайдеры"?. Сама я ее сейчас слушаю в аудио версии с ютюба...Может кто читал? поделитесь мнениями.
aleksandra_che
Jun. 30th, 2017 08:29 pm (UTC)
Нет, не читала.
pirlipato4ka
Jun. 30th, 2017 08:43 pm (UTC)

У меня было похожее озарение, когда я начала преподавать, я тогда работала параллельно в музыкальной школе и в общеобразовательной вальдорфской. Меня потрясло, как легко дети схватывали материал, когда он им был по возрасту. В музыкалке я билась-билась, объясняя им про ритм весь первый класс - и почти никто ничего не понимал. А в вальдорфской дети поняли за 10 минут...в 4-м классе) И таких примеров была куча!

aleksandra_che
Jun. 30th, 2017 08:48 pm (UTC)
Интересно!
Я прямо вижу, какая сейчас колоссальная разница между Сеней и Агатой, потому что он читатает, а она нет. Он накапливает определенное количество слов, понятий, не всегда понимает, но со временем сопоставляет их - и в итоге ориентируется в довольно сложной лексике аттестаций.
Для Агаты сейчас все эти вопросы - как иностранный язык. Ни слова не понимает, о чем там вообще.

Вот в ЦОДИВе (где мы сдаем аттестации) не требуют пока письмо (или вообще оно не нужно будет - не разобралась), и это прекрасно, потому что я вижу, что Сене еще очень рано. Он пока не готов. Ждем)
(no subject) - pirlipato4ka - Jun. 30th, 2017 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Jun. 30th, 2017 09:09 pm (UTC) - Expand
chrystal555
Jul. 1st, 2017 06:12 am (UTC)
Не знаю, как вы относитесь к лекциям, но вот как раз сейчас слушаю и прям по обсуждаемой здесь теме :)

https://www.youtube.com/watch?v=usAVIpx3iw0&feature=youtu.be

Может, вам понравится!
aleksandra_che
Jul. 4th, 2017 08:59 pm (UTC)
Послушала, интересно, спасибо.
Давно интересуюсь темой вед, но она кажется мне сильно оторванной от реальности. Хотя многие вещи объясняет.

Вот, про девочек конкретно здесь непонятно, чему их учить.
(no subject) - chrystal555 - Jul. 5th, 2017 05:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - chrystal555 - Jul. 5th, 2017 05:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Jul. 5th, 2017 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - chrystal555 - Jul. 5th, 2017 07:54 am (UTC) - Expand
jelya
Jul. 1st, 2017 04:50 pm (UTC)
"Космолет" и "перспективные тараканы" - чудо!

А к общему вопросу обучения - как бы хорошо было это за чашечкой чая обсудить))) , а не писать. Такая тема неисчерпаемая!
aleksandra_che
Jul. 2nd, 2017 06:28 pm (UTC)
Да, ты не первая с желанием обсудить за чашкой чая) Надо будет собраться кучей - хорошая задачка))
(no subject) - jelya - Jul. 3rd, 2017 10:12 am (UTC) - Expand
elirif
Jul. 1st, 2017 10:54 pm (UTC)
Я посты про Агату всегда с особым вниманием читаю. Мне кажется, ты сейчас осваиваешься на этой "кухне" семейного обучения именно для того, чтобы потом запросто учить Агату.
Со своей стороны скажу, что у меня тоже старшие дети достаточно легко адаптируются к системным знаниям, а вот для третьего сыночка школьная система будет действительно вредна, если не сказать губительна. И получается, обучая дома старших, я накапливаю информацию и опыт для эффективного обучения младшего и его - как прекрасно сказано! - перспективных тараканов.
Берегите вашу Агату и ее космолёт!
P.S. А про созревание до знаний не вполне согласна. Тут важны подача материала и подход к ребенку. При верном подходе и эвристической подаче информации можно и ритм младшим дошкольникам преподать, и начала географии, и ботаникой заниматься с удовольствием! Только вопрос - надо ли? Надо, если того требуют школьные директивы. Надо, если к тому лежит сердце родителя.
P.P.S. О! Уэс Андерсон нами очень любим. "Водная жизнь Стива Зиссу" и "Бесподобный мистер Фокс" также подходят для семейного просмотра. А Мистера Фокса еще и прочесть можно. И лучше в оригинале.

aleksandra_che
Jul. 2nd, 2017 06:27 pm (UTC)
Нет, это не так. Агату придется учить совсем по-другому. Более того, если с Арсением довольно легко наладить самообразование и просто следовать за ним и его интересами, то с Агатой в вопросе самостоятельности будет сложно. Именно потому что ее интересы за гранью моего понимания. Ее как раз придется все время приземлять.

Про созревание. Я имела в виду понимание терминов и сложных выражений, которые иногда даже объяснять Арсению не было необходимости. Что здорово. Ярким показателем была аттестация, в которой было много сложно сформулированных вопросов, написанных для учебника физкультурного техникума. Например, нужно дать определение гибкости - и оно из словаря) с понятием аплитуды и суставов. Или понятие силы.

Или - музыка - знать про темп, тембр, регистр, форте, пиано, легато, лигу и нотный стан. Ну, то есть - сходу я шестилетке это точно не объясню. Будем надеяться, что Агата начнет читать, и ей станет легче ориентироваться в реальном мире)
ekka_ekka
Jul. 3rd, 2017 06:23 am (UTC)
Про Агату очень интересно читать. У меня похожая девочка и я уже прикидываю, в каком виде будет организовано наше обучение. Похоже это будет поле для экспериментов.
aleksandra_che
Jul. 4th, 2017 09:03 pm (UTC)
Я еще даже близко не представляю, каким образом будет организовано обучение. Буду ждать пока и наблюдать - возможно, ближе к восьми годам будут изменения.
Очень хорошо помню себя в ее возрасте - мне исполнилось шесть в июне, а в сентябре я пошла в школу. Сама попросилась, тогда все классы были под завязку, но я хотела, так что ходила в школу за пару км.
Но, боже, как же тяжело мне было! И даже не учиться, я очень хотела к маме, у меня ежедневно были истерики, я рыдала весь первый класс. Учительница вешалась от меня, но никто даже не подумал забрать меня обратно.
А во второй класс я пошла уже гораздо спокойнее.
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel