?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Неожиданно как-то случилось, что Сене уже девять.
Казалось, вот совсем недавно — малыш, коляска, тяжелый, ничего не успеваю, нервы. И как же славно, что я начала писать про него в жж — хотя бы можно вспомнить, как оно было.

И вообще начала писать сюда только благодаря ему, потому что день сурка вводил в ступор, хотелось общения, единомышленников. Раньше вела дневник преимущественно в стол, для себя. И теперь потеряла многое.

И какой же он огромный — наш старший сын. Ноги-ласты, высокий, крепкий. Умный. Что мне очень ноавится в нем, что он не выпендривается своими знаниями — даже перед нами. Спокойно так объясняет, как оно на самом деле)

Ему быстро пришлось стать старшим — и он легко вжился в эту роль. Сейчас — прямо сердце радуется, когда вижу, как он с Агатой и Макаром общается. Макар для него — вообще любимчик, хотя на шею садиться не даёт. Не сразу, но вдруг Сеня стал видеть и понимать, что они младше, и это такое ценное понимание. Вот они ссорятся, спорят, Агата троллит, Макар психует и продавливает, но как только я говорю, что ухожу, что Сене надо посмотреть за Макаром — крик моментально стихает, Сеня будто говорит заклинание «кримбе-крамбе-мир», и воцаряется тишина. Все играют или сидят, обнявшись, с книгами. Волшебство.



Последние пару лет мне было сложно с Арсением: у меня накопилось много ожиданий, каким должен быть ребенок, интернет подкидывал всякое, от чего казалось, что у нас что-то не так. Сеня начинал и бросал разные кружки, то хотел, то не хотел заниматься. Порой взбрыкивал и психовал. Нельзя сказать, чтобы мы жили душа в душу, мне хотелось повлиять на него. Обязанности, учеба, развитие — все это, как мне казалось, требовало планомерного внедрения в его жизнь. Но по факту, мальчик — будущий мужчина — не терпел давления и начинал дрейфовать, как только чувствовал его.

С другой стороны, мне было понятно, что там больше панических настроений моих, нежели действительных причин для паники: Сеня очень добрый, великодушный, открытый, он ведь рос свободным, и потому мне было сложно — ведь я выросла в другом мире, где от детей требовалось много послушания, и речи не было о том, чтобы у ребенка спрашивать его мнение.

Когда я поняла, что сын хочет принимать решения сам, что ему порой просто требуется время на подумать, а потом он делает именно так, как я предложила (если я не настаиваю), то отпустила, расслабилась, сказала себе, что он у нас мудрый мальчик и знает многое. И пора бы уж ему научиться разбираться с последствиями.

Результат был поразительный. Будто само, из ниоткуда, стало расти дерево, которое я годами без толку поливала. Сеня стал сам придумывать себе дела, постоянно спрашивать и предлагать помощь. Начал подтягиваться и отжиматься по 10-15 подходов за день (а до того — не терпел обязательных проектов), причем сам себя контролирует, обсуждает с папой, выясняет вопросы питания и тренировок. Всякие мелкие дела, которые мне приходилось напоминать детям, Сеня взял на себя — и организовывает. Без моей просьбы, без подсказки, укора и взгляда. Он сам — уже писала — нашел и нарядил елку, украсил дом, навел порядок и вымыл полы.
И в таком же духе он стал делать остальное. Инициатива — его, все делает сам, любит руками поделать, повколачивать что-нибудь, повкручивать.
Вдруг решил обустроить себе комнату и переехал туда. Комнате полагается ремонт, но Сеня создал уют за несколько минут. И у него там правда круто.



Снимала вчера, сегодня он лампу повесил для чтения. А, он же еще елку разобрал)))

На День рождения бабушки-дедушки подарили ему денег, так он купил кое-что и отложил оставшиеся на велосипед. Охх.
Мы стали с Сеней очень дружны. Хотя непривычно, что меня обнимают такие длиииные руки.
Такие длинные.
И не верится, что еще столько же — и он умчится покорять этот мир.
Subscribe to  aleksandra_che

Posts from This Journal by “Арсений” Tag

  • Ночное

    Фото с занятий Агаты - была мультипликация и новый педагог, по лицу Агаты всё понятно. Нет, ну это ни в какие ворота! Дети спать ложатся в…

  • Плоды тишины

    Казалось бы, сейчас самое трудное для детей время - тишина и безлюдье, ни тебе веселой движухи, ни солнышка. Но именно сейчас с ними проиходят…

  • Арсений

    Арсений, как я уже рассказывала пару дней назад, в кризисе. Тишина настигла его, и он мается. В целом, как и у многих детей на семейном образовании…

  • Изюм и мясо

    Из милых сердцу моментов. На днях у нас случился импровизированный поэтический поединок. Как нонче говорят — рэп баттл. Арсений попробовал…

  • Идеальная

    Все ложатся спать, а Арсений забирается на диван с ногами с книгой, кутается под одеяло. Включает лампу. Я прохожу по кухне и гашу по-очереди…

  • Балансируя на грани

    Долго уже длится мой квест "свободное воспитание", есть вопросы для меня понятные, например, про еду и одежду. А есть - до сих пор головоломные,…

  • Чудеса обучения

    или многобукв про мотивацию. Агата ходит по кухне и считает: "тридцать два, тридцать три, тридцать четыре..." Мы с мужем в радостном недоумении,…

  • Танки на наших границах

    Иногда мои родительские теории разбиваются, как лодка в шторм о скалы - в пух и прах. Кажется, я уже научилась получать от этого удовольствие.…

  • Порывистый ветер - его индейское имя

    Он вскакивает на велик, встает на одно колесо - словно под ним лихой скакун. Я так и вижу его верхом, без седла и стремян, в пыли летящего вдаль. -…

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
o1ksana
Feb. 7th, 2018 10:11 pm (UTC)
Ох, как быстро они растут. И как сложно и важно вовремя остановиться, отойти и дать свободу... все больше и больше свободы. Ведь в мамином сердце он все еще такой маленький... хоть и руки длинные, и ноги-ласты.
С праздником! Через год - первый юбилей...
aleksandra_che
Feb. 8th, 2018 05:57 pm (UTC)
Ну вот в мамином сердце он как раз с ластами! Потому что старший. А Макар так и будет малышом, если еще одного не придумаем))
livejournal
Feb. 7th, 2018 11:29 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
kkonstantinovna
Feb. 8th, 2018 05:20 am (UTC)
Вот это да! Поздравляю!
aleksandra_che
Feb. 8th, 2018 05:56 pm (UTC)
Спасибо!
senkinamama
Feb. 8th, 2018 05:34 am (UTC)
Поздравляю!
aleksandra_che
Feb. 8th, 2018 05:55 pm (UTC)
Спасибо! И вас!
slavetnaya
Feb. 8th, 2018 10:26 am (UTC)
У меня есть ощущение, что Сене нужны новые горизонты. Я писала, что если гнать ребенка с первого класса, можно по итогу загнать до золотых медалей и алкоголизма заодно - то есть запороть, заставить ребенка потратить все силы на первой дистанции жизни. Но сейчас почему-то пришел обратный вопрос - а если застоится? Передержать если чуть - может быть хорошо, потом как рванет, а если слишком? Вот кстати, даже тебе пришло на ум про еще 8 лет и все. Нет ли от него сигналов, что что-то еще нужно подключить? Не в смысле еще книг, а новых вообще других задач?
aleksandra_che
Feb. 8th, 2018 05:55 pm (UTC)
Что ты имеешь в виду?
slavetnaya
Feb. 11th, 2018 05:36 am (UTC)
Если бы я знала - это уровень ощущений. Я читаю твой инста, но там не могу одним пальцем в телефоне комментрировать, тут выпишусь.

Есть ощущение, что ты преодолела ряд трудностей и сложностей, есть ощущение, что Сеня вырос. Есть понимание из чего - четкое, но может, я не вижу во что.

Для меня, субъективно очень (может, не всем это нужно или никому не нужно), важны структура, систематичность, фундаментальность, понимание того, что вот задача, вот я ее выполнила или не выполнила.

Очень здорово и круто, что ребенок читает сам, что хочет и когда хочет и получает информацию через живой интерес, но мне вот на миг показалось, что я как в океане информации, у которой не видно берегов и сколько бы я не плыла - это будут ничтожные, в сравнении с океаном, взмахи руками и как бы круто не научилась я плыть, это все равно будет лишь мой заплыв. В то время, как океан можно весь разделить и узнать и даже не обязательно для того плыть.

Т.е. четко я могу сформулировать, что Сене нужен новый тип задач. Какой - я не знаю, я не читала ни про одну методику. Но если бы я вернулась в детство, я бы потребовала "огласить весь список" и дать минимум знаний про каждый пункт - ага, физика, для чего она, где применяется в жизни. Это пример просто. И границы. Оценок нет, нет четкого времени, четвертей - когда наступает момент, что я взяла достаточно знаний, например, для эрудиции? И важно - я бы хотела что-то заключительное, мне нравится например, проектные задания в США, у нас их не было - у них есть свои плюсы, например, мы писали свои курсовые в стол и в архив, а у них они публикуются и все студенты и будущие сотрудники могут их прочитать, по ним человека знают, узнают. В Китае такие курсовые - гос. заказ, они применяются в работе государства. Детские проекты прикладные - это визуализация - вулканы там, действующие - что-то такое.

Т.е. вот что-то такое итоговое. Лично мне нужно четкое ощущение ступеньки и что я по ней пробираюсь. Что вот тут я выложилась и продвинулась, а вот тут топчусь. Ты смотришь на Сеню из своей системы координат и ты можешь определить, что вот, "пошел", "продвинулся", но у него ее нет, потому что нет опыта, нет столько всего прочтенного. Мне кажется, он скучает на фотках немного. Чтение про интересующее - это очень круто, но это поток.

Я слышала, что систематичный склад ума, академический, хвалят, аналитики, способные что-то расчленить и воссоздать - самые высокооплачиваемые в США, но такими не рождаются. У меня это сделал универ. Я бы сейчас, предпочла, что бы этот подход был в школе - берешь любую тему и произвольно пишешь, что по ней узнал, хоть даже это вообще ни по одному из учебников. Чем отсебятнее - тем лучше. Какие-то итоговые работы что ли - я не сформулирую тут.
slavetnaya
Feb. 11th, 2018 05:46 am (UTC)
И еще вот что. Я очень силюсь тебе ответить, так как понятия не имею, что нужно начинать подключать, только вижу, что нужны новые горизонты.

Тренажерный зал по сравнению с работой на участке - туфта. Потому что зал не вдохновляет делать усилия над собой - я могу потягать штангу, но я сделаю это столько раз, сколько смогу. И я очень быстро достигну максимума и остановлюсь.

В селе не так и в селе нет спортивной схемы, в которой расписано - что когда сколько, но работа не на мыщцы, а на понятный результат. Но его нет, нет сетки. Есть другое - я гребу граблями кусок сада. Пресс, руки, спина и все такое. Гребу, гребу - все, чувствую - устала. Но как не хочется оставлять на завтра недоделанное! И я превознемогаю себя. Скосить 14 соток за раз - это тоже, через себя. Человек должен это делать, потому что когда мы не растем, мы падаем - статичности не существует. Я постоянно преодолевала свои возможности. И у меня была лучшая физическая форма в моей жизни при том, что это была уже не юность и у меня в анамнезе подводное плаванье (без наград, мест, пьедесталов и кубков - меня так устраивало).

Что такого может быть в образовании дома? Преодолевать как "читать больше" - это не то. Как Сене соизмерять свои усилия, как он видит свои результаты? Вот я четко видела - мне нужно загрести от сих до сих. Или всплыли не там где надо и ластами до берега махать километры - надо и точка, но в результате сильные ноги, память мышц, их привычка. Пресс и так далее. Вот мозги тоже прокачиваются. Как по мне. В школе я не чувствовала, что они у меня вообще есть))), а в институте я стала четко видеть - вот курсовая, вот реферат, вот я пропадаю в библиотеках, вот я выступаю и так далее.

Как-то так.
slavetnaya
Feb. 12th, 2018 08:02 am (UTC)
Ходила эти дни думала и решила попытаться сформулировать еще раз.

Вот у меня в селе есть участок, 25 соток. На нем много разных работ, а я одна и разрываться не собираюсь - то есть я хочу брать нагрузки по мере возможностей. У меня вот есть земля на фасаде забора. Я смотрю - у других там однолетники разные. Мне в принципе, нравится, но не настолько, что бы я драгоценные дни весны тратила на этот кусок - засеяла белый клевер и дело с концом. В то же время, у меня есть задача - не применять химикаты. И я обсаживаю грядки в поле, чего не делает никто. Суть в том, что я вижу весь участок - раз, я знаю все, что я могла бы сделать - куры, сад и так далее и так далее. Я сама расставляю приоритеты и так далее.

То же было в институте, если ближе к знаниям - вот такой предмет демография, я решаю, что он не интересен, прихожу на зачет, получаю там, свой троебан, потому что могу ответить, просто что не ходила и не старалась или зачет и дело с концом. И вот я вижу тему курсовой, реально для меня интересную и я рою в 3х библиотеках все выходные.

Я к тому, что у ребенка нет вот этого вида - всего участка, всех предметов, понимания, что и куда. Т.е. вот я посажу цветы на фасад - буду больше нравится соседям, посажу на грядки - проверю, возможны ли помидоры без химии и колорада. В институте я могла прикинуть, нужен ли мне этот предмет или нет. В школе к сожалению, все было не так - нас вели как овец или осликов за морковкой и все сводилось к тому, нормальный учитель или нет. И там оценки, как писала Настя про Петьку раньше, служат единственным маяком о том, вообще где ребенок в этой системе.

Если представить, что он плывет сам и нет сравнения со сверстниками и нет примитивной шкалы для всех, то тогда как определять себя? Допустим, сравнивать себя с собой вчерашним - хорошо, я вот посеяла цветы там и сям - допустим. Ну и что - это просто количество - или количество предметов, книг, как мне определить цели, смысл своих трудов? Если я ребенок и не вижу вот вообще всего участка и не знаю, как что у других?

Т.е. допустим, у меня есть магазин и в участок я просто играюсь - но тогда зачем вообще трудиться? Захотела - сею везде только клевер и все. Да, по ходу я осваиваю правильный полив, погоду, влияние солнца, но в сравнении с тем, что я могла бы, знай больше о контексте, системе что ли, я бы могла больше - конкретно даже то, что я таки делала на участке и в универе. Вот я об этом толкую.
slavetnaya
Feb. 12th, 2018 08:05 am (UTC)
Если конкретно - не играет ли Сеня в цветочки тогда, когда он мог бы начать получать например, помидоры? Не для кого-то и не на оценку и не для успеха - для себя, для осознания своих возможностей, для смысла, для мотивации?

Вот мне на миг показалось, что он достиг какого-то верха в заданных рамках и ему нужно их раздвигать и делать это четко - то есть не вот тебе океан информации - плавай, а что вот тут можно на корабле, тут под водой, тут рыбы, тут айсберги, вода и так далее. Что бы место приложения было понятным?
slavetnaya
Feb. 12th, 2018 08:25 am (UTC)
И вот по-поводу "надо" и "должна" - мы затрагивали их в жж, потом у тебя был пост в инста, там я ответить не могла, вот как раз тут снова всплывают эти понятия. Я конечно, ни в коем случае не про то, что надо кому-то от меня и кому я должна - я ем, что хочу - хочу, год не ем мяса, хочу - завожу своих кроликов и решаюсь на забой - хочу живу в элитном центре, хочу - в избушке без удобств - то есть я далеко не тот человек, который руководствуется чем-то внешним. Но в этом вопросе я получаюсь в толпе тех, кто как бы по другую от тебя сторону баррикад, потому что я утверждаю, что "надо" надо)))

Вот я была недавно в ситуации, которая уравняла двух человек в их возможностях. В санатории. Впереди было две недели "надо" с тем, что бы получить то, что хочется. И когда у второго участника отпали оправдания: "Нет времени готовить, ходить, где взять и бла-бла" и он оказался на старте без возможности оправдаться, настал момент истины. Не приученный к "надо" спасовал. Потому что нет практики усилий над собой. Тут же пошли реакции отлынивания, съездов и так далее.

У меня включилось внутреннее ощущение "надо". У той стороны - опыт сада и школы - деструктивная конкуренция. Та сторона начала смотреть, что успеваю я и махрово, негативно, бесчестно стала меня оттирать. Я категорически против приучения детей к такому способу мотивирования и вижу в твоем воспитании возможность света, так сказать, что можно без этого - без досады, слез (потому что как раз нервы и страх проиграть другому, успеть меньше очень мешает и к тому же ограничивает - там была барышня в 10 раз подряд, она успевала еще больше меня, но я не нервничала, а в конструктивном доброжелательном формате общения с ней быстро перенимала инфу, как мне сократить эти 10 лет в познаниях, и ни о какой гармонии внутри у таких людей речь не идет, скорее, об антидепрессантах и снотворных по итогу) без сравнения себя с другими как способа мотивировать себя что-то делать. Я так же против вертикали и доминант с оценками - учителя ли это или вообще кто. Но как тогда мотивировать? Вот меня дома папа приучил к "надо" - я с ним не родилась. И именно оно, а не внешние ориентиры, дают мне силу. Село - это игрушка только с одной стороны - мне было "надо" воздух, воду и так далее. И я трудилась, хотя могла сказать себе: "Я тонкая, звонкая, родственников в селе у меня нет, ну что же, буду есть безвкусные помидоры из маркета". И я никого не притирала и никого не ставила в соперники и там и в жж наоборот, обрела единомышленников, на что не способен человек, с привычкой к другой мотивации. Это был не хилый такой труд. И он не был возможен, не воспитай его во мне мой отец. Как же это так дать ребенку, если полностью отрицать необходимость умения иногда себя просто заставлять?
slavetnaya
Feb. 12th, 2018 08:36 am (UTC)
И еще вопрос, к посту в инста.

Кому надо. Вот культурно есть за столом - это на первый взгляд, нужно для других. Будь типа культурной - будешь нравиться. Эгоист и махровый человек, который соответствует твоему отношению "надо" нам не надо)))) спокойно заходит в ресторан в вонючей футболке, чавкает, плямкает, никому не желает аппетита - ну как бы, верх того, что вообще на окружающих плюнуть и делать реально, как ты часто пишешь, что хочется - то есть жрать как умеется. Ну так же? Этот человек был ребенком и никто его не одернул и не сказал: "Надо" - себя сдерживать, пользоваться ножом, не смотреть по чужим тарелкам и так далее. Никто не снимал стружку - руками - значит, руками.

Но я увидела, что это мне надо. Да, потому что окружающих это располагает. Не для того, что бы я потешила свое эго - нет. Есть ряд "надо" которые нужны для мирного сосуществования. Это как правила для авто на дороге - не хочет их водитель учить, выполнять - был бы не вопрос - рвал бы только свое авто. Но на дороге есть другие люди и столкновения неизбежны. В тех же дверях ресторана, если не знать правила, что нужно выпустить из помещения. И я могу представить, что ребенок растет в такой среде и атмосфере, в которой он автоматически повторяет все за родителями и с этим ни с чем нет проблем априори - все происходит естественно, но не всегда и во всем. Я лично, отгребала. Коротко и жестко и потому принимала это нормально (а не как мама - длинно и эмоционально), но факт - ген и примера иногда не хватает. А в вопросах не только культуры, но и в таких, где себя нужно конкретно нагнуть - и подавно. Но если такой привычки нет - а я видела ярких представителей, которые только "хочу" - это жесть, а не мужчины в частности и у меня ужасные картины в голове, как и почему их недовоспитывали до того, что им в 40 лет, то 5 психологических, то 7 - потому, что нет привычки делать усилия, нет здоровой взрослости.

Вот какие-то такие у меня вопросы к тому, как вообще без "надо" и "должен".
(Anonymous)
Feb. 8th, 2018 01:34 pm (UTC)
ах, какая грустная последняя фраза.
skazala
Feb. 8th, 2018 07:36 pm (UTC)
Как приятно читать :)) меня только заголовок сильно выбил из колеи, какой-то он слишком пронзительный и грустный. А пост твой, наоборот, не грустный совсем.
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel