?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

или чему учить ребенка.
Ругаться на школу можно сколько угодно, но предложить что-то взамен?
Под силу ли это нам?
Когда мы говорим, что наши дети, возможно, будут учиться дома, в ответ нас спрашивают, сможем ли мы им дать школьные знания в полной мере - ведь сами не учителя, да и школьную программу вряд ли кто хорошо знает.

Фиг с ней - школьной программой. На мой взгляд, она не имеет ничего общего с жизнью.
Меня больше волнует другой вопрос.
Как и чему учить, чтобы дети росли свободными? Счастливыми? Здоровыми

Выбирая путь так наз. естественного родительства (или осознанного) - мы даем ребенку очень важное в самом начале пути, столько думаем о первых минутах/днях/годах жизни, довольно странно потом снять с себя ответственность за его образование/воспитание, потому что есть школа.
Это как научить ребенка плавать и отправить в поход в горы. Научить птенца летать и запереть в клетке.
Наверное, поэтому семейное образование становится все более популярным - как естественное продолжение осознанного рождения и воспитания.
И так же как медицина не имеет ничего общего со здоровым человеком, так и школа не имеет ничего общего со свободным человеком, с творцом. По крайней мере, наша современная школа, в которую ходит большинство российских детей.

Как вообще живет взрослый человек? Счастливый и довольный своей жизнью (если вы встречали такого, конечно)? Он радостно встает по утрам, принимается за свое дело легко, и все бытовые мелочи кажутся ему ерундой, потому что они не главное. И дело его - творить, создавать. Растить свой маленький сад или восстанавливать леса в Амазонке - не столь важно. Счастливый человек не ассоциируется у меня с бездельником, который только "стрижет купоны". Это деятель, созидатель.

В школе что происходит?
Приходит маленький ребенок - у него еще не созрели вопросы, а ему уже дают ответы. И не отвечают на вопросы, которые у него есть, потому что есть урок и есть программа.
Он еще не спросил, почему трава зеленая, а ему уже рассказали.
Формирование потребителей. Информация дается без запроса и нахаляву.
Редкие опыты и эксперименты, но и они не носят характера исследования, а лишь притягиваются за уши к материалу по теме.

Плюс - зависимость от чужой оценки (нет возможности самому оценить свой результат). Ну, и быть как все - это просто необходимость в школе.

В итоге получаются идеальные клиенты торговых центров/гипермаркетов/турфирм - потребители того, что им (даже не навязали) предложили.
Как сказал кто-то: если у вас нет своей стратегии, значит, вы участвуете в воплощении чужой. В данном случае - в стратегии владельцев магазинов и турагентств))
В итоге, чтобы почувствовать себя счастливым, идеальный выпускник школы должен потреблять много и дорого (по крайней мере в нашей стране это культивируется активно и является общественной ценностью), но не ради достатка - достижения результата, а ради потребления, потому что индустрия работает - производит новые продукты/шмотки/технику/развлекухи.
И если ты в этом году не съездил в Турцию - ты уже отстаешь. А отставать от остальных нехорошо. Двоечка тебе за успеваемость))
Поэтому люди начинают усиленно работать на дядю, чтобы в следующем году уж точно попасть туда, куда полагается.

А надо ли в эту Турцию?
Вот, если бы ребенка каждый день спрашивали - "А что хочешь ты сегодня сделать?" Тогда он начал бы себя слушать, чувствовать: а что хочу я?
Но увы, в рамках современной школы это невозможно.

Но возможно ли дома? Не скажет ли ребенок: "Я хочу смотреть мультики весь день"?

Получается, самим родителям надо жить так - свободно и осознанно, ведь дети в первую очередь ориентируются на нас в своих ценностях.
Родители-творцы вырастят детей-творцов, но только если дадут им свободу выбора и ответственность за свой результат.
А как же знания? - спросите вы.
Все остальное - дело техники. Главное - стержень, база. Подход творца, созидателя поможет в море информации выбрать только необходимую, а не копить десять лет "на всякий случай". Получение навыков и знаний будет в удовольствие всегда (помните, "делаю, что хочу")

Это все звучит, конечно, круто и, увы, банально. То, что воспитание детей нужно начинать с воспитания себя - пожалуй, каждый знает, но что конкретно делать, неясно.
Я много думала об этом.
Мне кажется, важно сократить "потребление" искусственных образов - телевизор, мультики и фильмы (не исключить, но сократить), начать самим придумывать сказки, истории, картины, игры, любоваться природой, гулять по лесу, слушать птиц. У современных детей уже не просто привычка, а потребность получать огромное количество образов нахаляву.

Я знаю один прием, с которого можно начать "обучение" ребенка. Не давать ему готовых ответов на его вопросы, и самим вопросы задавать почаще. Пусть сам подумает и сам найдет ответ. Или не найдет. Но это же не страшно, да?

Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
slavetnaya
Sep. 22nd, 2015 05:06 pm (UTC)
Ход мыслей понятный, но вот если ребенок задал вопрос, нужно отвечать - честно прямо искренне. Потому что он пришел именно к тем родителям, у которых есть нужные ему ответы. Их не стоит навязывать, но и зажимать - крайность.

Мое мнение - нужно выявить в ребенке то, что в него положено. Это единственная возможность противостоять тому, что бы из него сделали потребителя. Что он умеет? Шить сапоги, создавать ювелирные изделия, печь хлеб? Родитель, как по мне, не должен гулять по лесу, показывая искусственный пример, хотя проведение досуга заложится, а пытаться помочь ребенку решить ту задачу, с которой он пришел и не факт, что потрясающий ювелир пришел ребенком к ювелиру и тем более не стоит становиться ювелиром с тем, что бы сделать его из ребенка.

Нужно давать пробовать, открывать возможности мира и вовремя помогать и подмечать. В этом нет вертикали - "я родитель тебе показываю - повторяй", но в этом есть создание, а не попытка переподчинить из под социума под себя, мол, тебя в кафе загоняют, а я тебя в лес поведу. Это борьба за раба, так или иначе, а смысл в том, что бы создать человека, который сам выберет, кафе, лес, лодки, картина или что угодно.

Много написала, извините)))
aleksandra_che
Sep. 23rd, 2015 05:57 am (UTC)
Да я тоже написала немало))

По первому пункту. Что плохого, если я предложу ребенку подумать самому? Дети задают огромное количество вопросов, на многие из которых они в состоянии ответить сами. Думать - это не искать в памяти ответы, а придумывать самому, исследовать. Когда, как не в детстве ребенок может этому научиться?

Дальше. Я не писала про искусственный пример, в виде прогулок по лесу. Наверное, я плохо объяснила. Я искала то, что помогает творчеству. Помогает самому создавать, придумывать образы (Вы же знаете, что такое образное мышление - мыслить картинками, со звуками, запахами и тактильными ощущениями).
Ну, и конечно, "специально" гулять по лесу нелепо. Мы очень любим ездить в лес, ездим почти каждый день при возможности. Это не является для нас "искусственным проведением досуга" - это наш образ жизни, место для подумать, подышать сосновым воздухом.
Как понять, что в ребенка положено, что он умеет? Вот у меня сыну шесть лет. Как выяснить, что он ювелир?

Вертикали "я родитель - повторяй" нет? Если ребенок бОльшую часть времени проводит в школе, то да, вертикали этой не будет. Он будет повторять за кем-то другим. Дети всегда копируют тех, кто для них доминанта. Они, возможно, не все у них копируют, но перенимают - это безусловно.
Про свободу - согласна полностью, мне показалось, что именно об этом я и пишу - свобода выбора. Нет желания подчинить ребенка совсем. Наши дети даже зимой могут в трусах на улицу пойти, если они посчитают нужным. У нас в семье нет принуждения, если это не касается безопасности ребенка или взаимного уважения.
В посещении кафе нет ничего плохого. Я сама там люблю посидеть))
Мы стараемся не давать оценку кафе, "цивилизованных" развлечений, школы, чтобы у ребенка не было предвзятости в этом. Чтобы Сеня, например, мог сам решить, кем хочет быть и где жить. Это и есть свобода - она ведь прежде всего в голове. Свобода от оценки, способность увидеть, когда тобой манипулируют, возможность почувствовать свои собственные желания, возможность увидеть разные стороны чего-либо и самому сделать выбор. Нет задачи "загнать в лес" ребенка. Есть задача - показать, что лес есть, что там можно гулять, искать грибы, следы зверей, ориентироваться на местности...

Опять много букв)) Тема не для одного поста.
slavetnaya
Sep. 23rd, 2015 06:59 am (UTC)
))) Он спрашивает - ты знаешь, но не отвечаешь. Что тут можно увидеть? Ложь. Ты же не незнаешь, так? Попытку самоутвердиться - притопай до моего уровня сам. Какое-то время мы держим их, пока они учаться ходить, потом вожжики или что-то такое - так же и в умественном процессе и если бросить помогать раньше, чем это нужно - это затормозить развитие и умножить количество шишек, а не наоборот. Когда бросить отвечать скрупулезно развернуто и по сто раз? Я думаю в возрасте, когда становятся доступными источники инфо - книги и интернет и когда у тебя есть возможность дать энциклопедию, например, иначе где он будет этот ответ искать? Т.е. отсылать за поиском нужно целенаправленно - так?

Да, немного прозвучало искуственно - это ваш досуг, вы берете детей и тем самым открываете доступ к такому опыту. Выбирать все равно им.

Давать ему разный опыт и смотреть, что получается))) Это давать заниматься разными занятиями - вот тут я напишу - это как раз только в детстве - потом - профессия и куча сложностей ее поменять, а порой ее определяют учебные заведения в территориальной близости, а не таланты.

Мне тоже не нравятся школы и я тоже думаю, что они деформируют, в них куча социальных вирусов со всех семей, которые живут социально, а не свободно и вопрос, что делать. Возможно ответ в том, что бы формировать иммунитет, а не стерилизовать атмосферу...
aleksandra_che
Sep. 25th, 2015 01:17 pm (UTC)
А как Вы формируете иммунитет у своих детей?
slavetnaya
Sep. 25th, 2015 02:29 pm (UTC)
У меня мой сформирован, дертей пока нет. И кафе я не люблю, а природу люблю осозанно. При этом социум мне не чужд - у меня два высших, карьера, бизнес и т.д.)))))
victorya_
Sep. 27th, 2015 12:57 pm (UTC)
Я тоже над этим думаю и понимаю все что вы написали. Мне это близко.
Но.
При том что мы с мужем деятельные, и даже отчасти предпримчиивые люди, я совершенно ясно в этом году увидела что если старшего не вписать в некоторые обязательства перед кем-нибудь сам он себя заставлять не будет.
Банальго -будет целый день играть в лего или смотреть планшет. Имея перед глазами пример родителей которые вообще не имеют праздного поведения. А вот школа, сравнение себя с неглупыми сверстниками, его организует.
При этом я знаю се минусы школьного образования, в ужасе от некоторых педагогов. Но не могу однозначно сказать что минусы перевешивают плюсы.
Вы понимаете, есть такая фраза "умный и у дурака научится, а дурак и у умного не сможет". Школа зло или благо в зависимости от того как ее воспринимать, какое отношение требовать от учителей.
Я к сожалению (не поо вас) знаю примеры "домашних" детей, и вот зачастую у них отсутствует сила сопротивления, они к тому же впитали некоторый негатив от родителей, чувство что мир плохой и от него надо скрываться. Это заметно. Но я мало видела примеров поэтому общий вывод делать не буду.
Вообще для меня этот вопрос не имеет однозначного ответа.
Иногда подумываю забрать старших из школы. Но они против. Ну и ладно, думаю, посмотрим что дальше будет
aleksandra_che
Sep. 27th, 2015 05:33 pm (UTC)
Согласна во многом. Особенно в том, что ребенок будет дома "сидеть и смотреть". Мне в этом плане интересен опыт мам с детьми на домашнем образовании - как они мотивируют и мотивируют ли.
Я встречала домашних детей агрессивно настроенных к другим детям, что меня сильно удивляло. По-видимому, это и был негатив, "мир плохой", как Вы пишете.
Конечно, дети перенимают отношение родителей к миру. Но мы стараемся давать им минимум оценки. Просто наблюдаем за ними, даем им самим сделать выбор. Безусловно, стараемся не давать вволю всяких там игровых автоматов, мультиков и тд, ограничиваем планшеты, я читаю им вслух. При этом не ограничиваем в общении с другими людьми, не даем им оценки этих людей. Например, Сеню как-то ударил соседский мальчик, Сеня пришел домой зареванный. Я его утешила и просто спросила: "Что делать будешь?" Сеня успокоился, взял щит и пошел обратно в гости. Я думаю, дети сами в определенном возрасте в состоянии разобраться в людях.
Про школу однозначного решения нет. Возможно, дефицит общения будет бОльшим поюсом для детей, и они пойдут в нашу деревенскую школу.
"Старшие дети" - я по-видимому пропусти ла появление у Вас младших детей?
victorya_
Sep. 28th, 2015 11:45 am (UTC)
Я у вас тоже собыиие пропустила. )Видимо удалила в какую-то чистку опрометчиво.
У меня в марте 2014 еще сын родился.
И это вообще говоря сильно сковывает в маневре-т.е. учить старших с ребенком шумным тяжеловато. Я иногда их до школы поднимаю пораньше и пока младший спит мы занимаемся, чтобы хоть в тишине.
Когда читаю как матери 5-6 детей умудряются олимпиадников растить недоумеваю. Мне вот сложно
aleksandra_che
Sep. 28th, 2015 02:50 pm (UTC)
Меня три года в жж не было - так и удалили.
У меня тоже мартовский мальчик - только этого года.
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel