?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

и с чем ее есть. Описываю исключительно свой опыт. Чувствительных и принимающих все близко к сердцу - просьба не читать.

Самый острый и болючий вопрос для тех, кто перебирается в деревню (по моему опыту), - это детский. С кем общаться? Где учиться? Где школа? Как садик? А социализировать вы его как будете?
За десять лет нашей жизни в деревне он как был самым популярным, так и остался. При том, что такое "социализация" - никто толком ответить не может.
Начинают мямлить что-то про умение решать конфликты, строить отношения, слушаться чужих людей (зачем?), коллектив ровесников и "одичает он тут у вас". А заканчивают чем-то вроде "что они возле твоей юбки всю жизнь просидят?" и "Так они самостоятельными не станут". Это любит говорить моя мама, хотя моя сестра (27 лет) до сих пор с ней живет.

Википедия: "Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]." Они забыли упомянуть, что некоторые нормы и установки не позволяют успешно функционировать, да ладно.

Я видела как-то первое сентября, линейку, в деревне в Белоруссии. Там мама привела в первый класс мальчика: такого дикого, явно выросшего на каком-то одиноком хуторе. Она хотела, чтобы он стоял в строю с остальными. Но он кричал, брыкался и пытался убежать к маме, спрятаться под юбку. Мама, откровенно говоря, тоже не выглядела человеком общительным или отзывчивым. Зачуханная и грязная, она стояла, держа под мышкой маленькую чумазую девочку, и старательно выпинывала сына обратно к одноклассникам, попутно обзывая его нехорошими словами. Когда все пошли на урок, орущего маугли пришлось тащить силой.

И самый большой страх, который беспокоит наше близкое и не очень окружение, что дети не будут уметь общаться. Что будут стесняться или бояться. Что их будут обижать, потому что они какие-то не такие, как все. И они не смогут в ответ "постоять за себя", то есть, видимо, дать сдачи.

Но у нас получается совсем наоборот.

Арсений.
В наличии дети: 7 лет, почти 5 и год. Сеня (семь) очень общительный. У него нет проблем с тем, чтобы моментально познакомиться и начать играть с детьми на площадке. Будь то русские дети, украинские или финские. Он не в курсе, что обычно дети общаются с ровесниками, что ему полагается побаиваться старших или можно обижать младших. У него нет такого опыта: нахождения с ровесниками в замкнутом пространстве, откуда можно уйти только когда взрослые разрешат. Поэтому:
- его друзья в большинстве своем старше на пять-шесть лет. И они с ним играют на полном серьезе, а не делают одолжение
- он не знает, что есть нормы развития, что, например, в каком-то определенном возрасте нужно что-то уметь и знать непременно
- он играет только с теми, кто ему интересен
- он не побежит жаловаться ко мне в случае конфликта, а сам пытается разобраться (это же его отношения с друзьями, а не мои)
- он уйдет из игры тогда, когда захочет, а не когда "мама придет" или другие дети разрешат
- у него есть младшая сестра, за которой он в процессе игр присматривает, которой помогает
- ему не придет в голову кого-то обижать, потому что он пока не знает о социальном неравенстве и не чувствует себя в чем-то лучше других
- его очень сложно обидеть. Дети часто подшучивают над ним: он картавит или говорит ерунду (с точки зрения старших), но так как он вообще не ведется, то через какое-то время они перестают.
- он сам отвечает за свою безопасность в определенных пределах, потому что рядом с ним во дворе никто не стоит и не присматривает-запрещает-страхует.

Однажды была забавная ситуация. Сеня ездил с папой на рыбалку и там выучил песню Черный Ворон. Ему было четыре года. Сидит в куче песка, поет. Приходят девочки (9 и 10 лет)- подружки его - начинают хихикать, Сеня, абсолютно не смущаясь, запевает еще громче и предлагает их научить. Девочки смотрят друг на друга и ржут. Я наблюдала эту картину у открытого окна, мне стало немного неловко за сына. Я ушла на кухню, поскольку там что-то кипело. Каково же было мое удивление, когда я вернулась через пару минут, выглянула в окно и обнаружила: все сидели в песочнице и пели Черный Ворон.
Это я называю умением общаться. Это и есть социализация, а вовсе не умение подстроиться под мнение окружающих. А мне, с моим опытом сада, школы и универа, было неловко.

Планшеты.
Да, последние мои попытки вывезти моих поиграть с детьми друзей часто заканчивались гаджетами. Я только недавно узнала, что оказывается, это новая форма общения: один тычет в экран пальцами, а остальные рядом сидят и смотрят (см картину в начале поста). И так они могут сидеть пару часов! После пары таких поездок за несколько десятков километров "поиграть", я поняла, что и с друзьями взгляды на воспитание могут оч сильно отличаться. Оставили Сеню в гостях у знакомых, они ему дали приставку на несколько часов (!!!) - не знаю причины, но у них дети играют без границ. Разово это не так уж и ужасно, но в чем же здесь опыт общения?

Поселения.
Очень многие едут жить в поселения единомышленников, чтобы детям было с кем дружить-общаться. У нас по соседству есть такое поселение, которое основал Алексей Романов, называется Залесье. Там живет какое-то количество семей, есть дети. Но члены поселения то переругались, то друг друга терпеть не могут, то вообще развелись, и жена с детьми уехала в город. А еще есть такие фанатики, к которым детей и подпускать страшно. А, да - дети могут не захотеть играть с детьми соседей, надо быть к этому готовым. Поэтому думать, что переезд не в деревню, а в поселение, решит вопрос социализации ребенка - это, на мой взгляд, неверно.

Вообще, я прихожу к выводу, что только семья решит этот вопрос. Хорошая, крепкая, дружная и большая семья, в которой и праздники празднуются вместе, и проблемы решаются. В которой все за одного. В которой не будет "а что скажут люди" или "мне за тебя стыдно". И не станут ногой выпихивать в строй. Для социализации.

Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
ultraboy2000
Apr. 17th, 2016 11:44 am (UTC)

Вывод в итоге правильный, если сам не будешь занимаатся детьми, то никакой дядя-тетя это за тебя не сделает.

crazy_koha
Apr. 17th, 2016 08:48 pm (UTC)
Вы планируете домашнее обучение? Тут в Германии оно запрещено строжайше, да и за пропуск пары дней могут такое устроить... Волнуюсь. Остался год на телодвижения.
aleksandra_che
Apr. 18th, 2016 06:59 pm (UTC)
Какие именно телодвижения? В другую страну?
Почему волнуешься?

Мы пока планируем домашнее обучение.
lubava420
Apr. 18th, 2016 06:41 am (UTC)
Мне хотелось бы добавить, так называемая социализация зависит не только от семьи, но и темперамента и характера ребёнка. Сужу как мама совершенно разных детей. Старший сын ярко выраженный интроверт, когда был маленьким я пыталась отдавать его в садик, но ни к чему хорошему это не привело, он сидел и ждал маму, ни с кем не играл и практически не общался. В школе тоже держался особняком. Дочь же, в садик не ходила, но общаться любила всегда, у неё много подруг, недавно она даже мне призналась ( ей 16 лет) что маленькая думала, что с ней что-то не так, раз я её в садик не вожу. Сын уже учится в институте , но также предпочитает посидеть дома с книжкой, хотя конечно иногда встречается с однокурсниками. И мне он сказал, что больше всего его пугает в армии то, что придётся жить в казарме с чужими людьми. Хотя вот на полевую практику ездил пару лет подряд, но, говорит, что неделю еле выдерживает. Как-то так.
aleksandra_che
Apr. 18th, 2016 07:16 pm (UTC)
Да, безусловно, темперамент очень влияет на желание или нежелание общаться. К сожалению, наше общество заточено под экстравертов: классно быть веселым, активным, общественником, играть на гитаре, петь и танцевать - тогда ты преуспевающий.

Мне в детстве скучно было с ровесниками. Я всегда тянулась к старшим, за что меня частенько мама "чморила".
lenorchik
Apr. 18th, 2016 07:17 am (UTC)
Все правильно, все из семьи идет.
По поводу планшетов. Меня вот поражают родители, которые сначала покупают деточке планшет, потом безуспешно борятся с его неконтролируемым использованием, потом забивают, машут рукой и говорят- это же современные дети!
И гаджеты - правда зло.

Я своего выпихивала ногой, каюсь. Иначе он вообще один бы сидел:) Сейчас в школу ходит в сельскую, начал дружить с мальчишками, бегать хотя бы на улице, а не дома с Лего.
aleksandra_che
Apr. 18th, 2016 07:19 pm (UTC)
Спасибо.
Да, иногда сами наломаем дров, а потом: "блииин, че наделали!" Воспитание - всегда эксперимент.

lenorchik
Apr. 18th, 2016 07:21 pm (UTC)
эксперимент да...
lenorchik
Apr. 18th, 2016 07:25 pm (UTC)
у меня ребенок играет либо в компе, моем, когда даю, либо в телефоне, но там такие игры, долго не поиграешь))
то есть я про себя знаю, что не справлюсь, если у него будет неограниченной доступ к гаджету.
Есть дисциплинированные родители, которые жестко дозируют ну или другими методами умеют ограничивать. И даже знаю таких. Но вот за себя и мужа - не ручаюсь)
aleksandra_che
Apr. 18th, 2016 08:54 pm (UTC)
У меня дети играют по времени: час Сеня и полчаса Агата. И вечером не даю, потому что спят потом плохо. Сама не напоминаю, если не просят. Здесь главное ажиотаж не создать, как мне кажется: запретный плод слишком хорош:)
lenorchik
Apr. 19th, 2016 05:29 am (UTC)
по большому счету мой вообще не играет, негде
ИГрает в какую нибудь ерунду типа морсокго боя на смартфоне.
А смотрит летсплеи (так это кажись называется). Смотреть может долго, если не оторвать.
Конечно не напоминаю (еще чего не хватало!), он сам прекрасно помнит о том, что хочет))) Это как сериал для нас, взрослых. Вроде фигня же, а затягивает. Вот и многие взрослые не справляются с этими зависимостями. Как детям справиться, я не знаю.
aleksandra_che
Apr. 18th, 2016 08:59 pm (UTC)
Но у нас не неограниченный доступ, конечно, ибо планшет мой, я на нем читаю-пишу. Покупать детям свои гаджеты пока не вижу смысла: чтоб потом отбирать - нелепо.
lenorchik
Apr. 19th, 2016 05:30 am (UTC)
согласна на 100% !
Yana Shulzhenko
Apr. 18th, 2016 08:44 am (UTC)
Про гаджеты: с ними происходит то же, что и со всем, в чем можно достигнуть эксцесса, будь то шоколадки, мультики, общение, лего, все то, во что ребенок спокойно может уйти с головой и где не будет знать меры (для себя самого определяемой, естественной, а не родительской, ведь некоторым взрослым даже преимущества айпада, как то учиться печатать или использовать подкасты для обучения, кажется излишком). Мне больше по душе срединный путь без запретов - мы живем в мире, который уже зависит от интернета-смартфонов-приложений, и я не знаю, насколько мудр человек, сознательно отказывающийся от всех удобств, которые они предоставляют, или это просто дань "эко"-моде. Так вот, по-моему, детей нужно учить ими грамотно и уместно пользоваться. Стоп. И следить за собой - залипание взрослыми в сетях оправдано, а то же самое у детей считается плохим родительством... Это все пишу не для дискуссий, а так, от "навеяло" :)
А вот социализация и садикошкола для меня пока вопрос открытый, потому что есть много примеров семей, в которых детям дома было тесно, которые хотели в общение, дети-экстраверты, дети-театралы, дети-сильносоциалы, а были и такие, кто себя терял в обществе других. Все индивидуально, здесь, в Италии, у меня пропал страх перед школой и вообще каким-либо общественным институтом, потому что подход к Человеку другой, много любви и заботы априори... Спасибо, что пишешь об этом - задумываюсь над своими закостенелыми взглядами, смотрю со стороны на то, что меня окружает, учусь быть вдумчивее.
aleksandra_che
Apr. 18th, 2016 06:57 pm (UTC)
Про гаджеты: согласна. Моим дала довольно рано. Но налицо - привыкание, истерики и просьбы еще. Приходится ограничивать. И во времени, и в содержании. Не давать совсем - как-то нелепо: я же пользуюсь. Купить и ждать, что наиграется - не наиграется, потому как там, внутри все время что-то новое. По возможности - чем позже, тем лучше. Но в то же время запретное очень тянет. Поэтому ажиотаж создавать, считаю, не стоит.
Мои попытки свести айпад к обучению (игровому) ни к чему не привели: дети хотят и просят другие игры. А торговаться - значит, привести к торговле во всем. Я это проходила уже.

Терпеть не могу лицемерия вроде: "не дам, тебе опасно" или "подрасти, а там посмотрим", когда мама с папой сами не вылезают из планшетов-смартфонов. Ну, и вообще не люблю врать детям)

Я в общем писала не про сад-школу, а про то, что сейчас, в современном мире, столько возможностей, что нелепо ставить равно между школой и социализацией. Ну, и роль семьи не учитывается, почему-то. Хотя, наверное, ясно почему: многие живут в таком ритме, что семья встречается только за ужином или по выходным.
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel