?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Пока свободою горим

Каждый день совершаю новые открытия в нашем с детьми анскулинге. Вообще, термин этот бездушевный и совершенно не передает того, что происходит в жизни, потому что он отрицает. А я не хочу отрицать. Хочу брать лучшее, что есть, научиться вести ребенка вперед, в то же время следуя его интересам. Мудрено, да?

Исходя из нашего двухмесячного официального обучения дома я выделила два самых проблемных момента.

1. Начну с простого. Как не сваливаться в училку.
То есть - сами мы, родители, - продукт школы. По-другому мы не знаем как. Очень хотим, но совершенно не знаем. Я знаю, как не надо: манипулировать, указывать на ошибки (с осуждением), приказывать, заставлять и пугать - классическая училка. Но как только процесс обучения начинается, внутри меня часто включается именно училка. Сама, блин, включается, я ее не звала. "Садись, пять!"

Училка рвет и мечет, если ребенок выползает за строчку, если в пятый раз неправильно читает одно и то же слово, если вертится на стуле, как юла... Перечислять можно бесконечно. Я, конечно, утрирую слегка. Я - не то, чтобы зверь; но меня эти мои позывы поставить двойку расстраивают до безумия: зачем тогда это все, если родная мама превращается во врага? Главное, что мне не нравится - это оценочная система, в которую я скатываюсь. А знания и умения - они ведь не для оценки, а для жизни, для удовольствия, для новых открытий и радости от свершений. А я, признаюсь, иногда жду, когда занятия кончатся, и начнется жизнь. Хорошо, что дети готовы познавать все жадно, с интресом и не ждут звонка с урока))

Итого. Училку надо выключать. А для этого надо ее начать видеть. В целом несложно.

2. Мотивация.
Если успехи Агаты, которой пять, меня не сильно интересуют, то Сенины (ему семь) - как раз наоборот. Он же уже должен, причем не мне, а государству. Хотя называется это - право на образование. На эту тему я могу рассуждать бесконечно.

Сеня ведет себя, как типичный мальчишка его возраста: хочет делать то, что можно и не делать. А вот то, что делать надо - ой как не хочет. Например, Сеня с удовольствием уже несколько дней убирает снег во дворе, колет и возит дрова с папой. А я ему тетрадок Кумон прикупила - по математике. Но ему неинтересно самому писать цифры. Он считает в уме. Зачем писать?
- Ээээ... - говорю я. - Ну, есть же программа! Ты должен будешь ее сдать!
Сеня смотрит на меня удивленно. Он не любит быть должным. Эх, про армию он еще не знает!

Сидит, фильм из интернета качает. Говорит, что закачано уже 48 процентов. Спрашиваю, сколько осталось. Отвечает, что 52. Ой, уже 51. Откуда знает про прценты? Спрашиваю. Отвечает, что не знает, сам догадался. Объясняю проценты. Ловит на лету. Заодно осваиваем деление на примере 25% банана. Вот и вопрос: зачем ему эти тетради, в которых несколько страниц подряд примеры на прибавление единицы?
Что бы он делал в школе????

Мы с Сеней занимались чтением вслух ровно до того момента, как я заметила, что он торопится закончить, чтобы пойти заниматься чем-то другим. Я решила, что нафиг такое чтение. Опять школа. Пусть идет. Займется тем, что интересно. Все равно он сам много читает без меня - про свою любимую технику, стихи, рассказы Агате.

Но вот вопрос обязательной программы и аттестаций никак меня не покидает. Я постоянно спрашивала у себя и у Сережи: возможно ли вообще замотивировать ребенка заниматься подготовкой к аттестации? Как сделать так, чтобы он захотел? Захотел делать то, что неинтересно?
Один раз мы даже сорвались и рассказали Сене, что если он не будет учиться, то его у нас, вероятно, заберут. У Сени рвения не прибавилось, скорее всего он вообще нас не понял.

Потом вдруг меня осенило, что я и Арсений вообще понимаем разное под словом "учиться". Он постоянно чему-то учится, мир для него открыт и безграничен. Я же полагаю, что учеба - это когда он корпит над тетрадью и делает сверхусилия, чтобы не выступать за строчку.
И главное - он вообще не в курсе, что подразумевается под учебой в классическом варианте школы: уроки, звонки, перемены, разные предметы. Мне казалось, что мы так часто говорили про школу и возможные альтернативы, что сын понимал, о чем идет речь. Но он видел школу только в фильмах! Тогда я стала ему понемногу рассказывать, что именно делают дети в школе и какие предметы изучают. Какие вещи ему полагается уметь делать по возрасту. И какие преимущества есть у него.
И тут я увидела, что он понял, что от него требует система.
Мне хочется дать сыну понимание, что школьные знания - это не мир, это лишь крупицы знаний о мире, которые можно воспринимать как условность, как некую необходимость для спокойной жизни. А мир значительно больше и красочнее. И ему выбирать, как он хочет жить, как ему пользоваться информацией, что принимать на веру, а что проверять.

Вопрос с мотивацией еще не решен окончательно. Пока что я переформулировала задачу: как научить Сеню спокойно общаться с системой, не зависеть от ее оценки и сдавать аттестации, не делая из них культа.
Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
fragile_content
Nov. 5th, 2016 11:15 am (UTC)
Я конечно могу путать, но анскулинг - это ведь полный отказ от школы и от аттестаций, не? Где как не в глухой деревне его практиковать? ))
Вы с Марией m_vv знакомы?
aleksandra_che
Nov. 5th, 2016 11:26 am (UTC)
Как я поняла, анскулинг - это образование без программ и ориентации на систему образования. Свободное поавание. По поводу полного отсутствия аттестаций - не знаю. У нас в государстве образование обязательное, даже в деревне от него не спрячешься))

Я бы хотела, чтобы мы пришли в школу в 4м классе и сдали началку, в 9м - и сдали егэ. Пока не очень понимаю, насколько это законно. Некоторые источники сообщают, что мы так можем, на практике же школы пугают, что так нельзя.

А вы как учитесь?
fragile_content
Nov. 5th, 2016 06:24 pm (UTC)
я к сожалению не так глубоко в теме, моя функция видимо была вспомнить про Машу и передать ссылку )

сами мы в вальдорфской школе. я намеренно пишу "мы", потому что там и родителей тоже глубоко затягивает. вальдорф - "костыли", без которых бы я не справилась, компромисс между школой и домом. может, со следующими детьми созрею на домашнее
aleksandra_che
Nov. 5th, 2016 11:26 am (UTC)
Нет, с Марией не знакома.
fragile_content
Nov. 5th, 2016 06:20 pm (UTC)
о, что нашла. старая запись, но для первого знакомства самое то )
http://olgapisaryk.livejournal.com/16098.html
aleksandra_che
Nov. 5th, 2016 08:08 pm (UTC)
Спасибо. Почитала - у самой Марии не нашла пока про анскулинг, видимо, она давно не писала. А про чтение у нее интересно: очень похоже на "наш случай".
(Anonymous)
Nov. 5th, 2016 01:38 pm (UTC)
Вот про отберут - это вообще кошмар. Надо быть уверенной, что это законно, это так и есть.
Анскулинг, - это пока не заявлено о семейном, а когда имитация школы, то это хоумскулинг. А если к битнеру приклепляться или к цодиву, или мшзд, то это уже будет просто заочное.
glupa
Nov. 5th, 2016 01:49 pm (UTC)
Это был мой анонимный коммент
Действительно, зачем чтение, если он и так вслух читает сам. Мой Даня просто не читатель совсем, он слушатель, запоминает много, слушает внимательно, но читать ему скучно в тех объёмах, в которых он может сам, поэтому мы сидим и читаем. Я в роли благодарного слушателя.

Кстати, диагностику ребёнка без согласия родителя проводить нельзя. И в дом входить нельзя без разрешения. И если заявлено о семейном обучении, то можно учить по любой программе и в любом порядке, а ориентироваться на ФГОС начального образования.
aleksandra_che
Nov. 5th, 2016 02:25 pm (UTC)
Re: Это был мой анонимный коммент
Получается, у нас пока анскулинг)
timarem
Nov. 5th, 2016 05:25 pm (UTC)
Согласна с обоими моментами. Поэтому очень рада, что старшего ребенка, вот уже теоретически второклассника, никуда пока не вожу ничего сдавать.
И планирую до 4ого, а там посмотрим.
Именно потому, что он и так учится, сам и много, просто не по программе. Когда ему были интересны цифры, в 5 лет, он даже засыпал с калькулятором в руке:), тогда он научился считать сам, вычитать, делить, умножать, и с процентами тоже разобрался, да.

aleksandra_che
Nov. 5th, 2016 07:32 pm (UTC)
Вы вообще ничего еще не сдавали?

У нас Арсений тоже очень любознательный. Только иногда хватает много информации отовсюду. И я начинаю думать, как это систематизировать потом.
timarem
Nov. 5th, 2016 08:44 pm (UTC)
нет, ничего не сдавали, никуда не прикреплялись и пр. Из всех действий - послали письмо в отдел образования, откуда через полгода пришел ответ: список школ, в которых мы можем сдавать аттестации.
Мы можем, но не сдаем - нет смысла.
А мне кажется систематизировать им еще рано эту информацию, по крайней мере во взрослом смысле. У той же Петрановской читала пост, что ли, на тему "зачем первоклашек так долго и туго учат всем этим "отступи три клеточки, всегда пиши Классная работа" и пр. Им еще не по возрасту это. Классе в 3-5 они сами дорастают до систематизации и раскладыванию по полочкам... И тогда за 2 недели можно объяснить и внедрить все правила, что так нудно и долго выучиваются в первом классе. И очень согласна с ней в этом.
aleksandra_che
Nov. 5th, 2016 09:06 pm (UTC)
Да, я согласна, что рано систематизировать, но так хочется)))
Я предполагала, что мы будем учиться так: сыну интересна, например, Солнечная система, и мы смотрим фильмы, читаем книги, ищем информацию в интернете по этой теме. Но на практике все по-другому. Сегодня ему интересна Солнечная система, а завтра он, открыв рот, смотрит Химию на сайте интернет-урок. А я уже к первой теме готовлюсь))

И есть же еще двое детей!
timarem
Nov. 5th, 2016 09:19 pm (UTC)
Вот мне кажется последняя фраза самая правильная - есть еще двое детей и есть чем заняться:)

По крайней мере я рада именно тому, что ребенок может делать и узнавать то, что ему интересно и актуально, а я могу заниматься своими делами и помогать только, если ему действительно нужно.
И вообще не готовлюсь ни к каким темам - скорее если очень ему надо что-то узнать и у меня есть время - я с ним вместе ищу эту информацию, то есть сразу при нем "готовлюсь". Ведь навык поиска нужной информации, это достаточно важно, гораздо важнее в наше время, чем умение правильно оформить ответ задачи на аттестации, например...
Ну а потом бывают же разные дети - мой интересуется всем понемногу и чем-то одним глобально и долго, то это были поезда, потом числа, сейчас футбол. А кто-то быстро меняет увлечения.
aleksandra_che
Nov. 6th, 2016 11:12 am (UTC)
Мне порой кажется, что ребенка ничего не интересует, но это проходит))
kathleen_ka
Nov. 5th, 2016 07:37 pm (UTC)
А письмом и чтением тоже все нормально, да?
timarem
Nov. 5th, 2016 08:58 pm (UTC)
Ну не знаю, что такое нормально:))
Но меня устраивает. В математике у него сильная увлеченность, а к чтению и письму так, средне по возрасту.
Писать учился сам с книжек и клавиатуры, когда ему что-то хотелось написать.
Сейчас пишет только печатными, письменными интересовался немного.
А читать лучше стал, увлекшись футболом. Папа показал ему текстовую трансляцию матчей Зенита - вот он сидел и читал сам себе, когда же там гол будет и кто кому забил - интересно же!:) А гол ждать долго, пока ждал, остальное читал.

aleksandra_che
Nov. 5th, 2016 09:02 pm (UTC)
А у нас Арсений писать не хочет. А читает про свои любимые темы - много, да.
На днях попалась статья про то, что лучше учиться читать про себя, а не вслух: тогда чтение ради смысла, а не чтоб красиво прозвучать)) Понимание прочитанного является приоритетным в чтении. В школе же - скорость.
adane_enquzeni
Nov. 5th, 2016 08:38 pm (UTC)
Пока свободою горим!
Какое хорошее название поста.
Постарайся не сваливаться в училку. Мне в этом очень помогает муж, его свободолюбивый настрой. Но периодически читаю в сообществе про свободное образование посты, от которых как то сердце обрывается...И думаю, но какое же это свободное образование, просто школу притащили в дом, тот же режим, те же требования. тот же подход, просто в стенах дома.
Да, и мне не нравится слово анскулинг. Но это как маячок, который светит и говорит, да мы тоже дома, мы тоже хотим слушать нашего ребенка, мы хотим быть ему в помощь и последуем за ним. А не навяжем
ему массу того, что ему совершенно не интересно, не нужно.
В нашей стране нет официально семейного образования. Но есть закон. по которому, в тот год, как ребенку исполняется 6 лет, ему нужно в первый класс. С августа нам начали звонить по этому поводу. Нерсес пару раз пытался объяснить наш выбор. В третий раз технично послал звонящего. На этом пока все прекратилось. Думаю со следующего года повторится. Обязательно будет явление каких нибудь соц.работников с властями...Но я знаю, что муж найдет, что им сказать и как. Сколько бы раз они не пришли.
И ребенок знает, уверен, что он защищен нами.
Очень интересно было прочитать про Сеню. И да, моя ведь тоже смотрит, когда ждет, какую нибудь закачку. И всегда знает сколько процентов. Ой уже 50 процентов, осталась половина...Вот буквально сегодня сказала...
aleksandra_che
Nov. 5th, 2016 09:12 pm (UTC)
Да я стараюсь не быть училкой и не придавать безумную важность всему процессу:)
Про анскулинг: такие же мысли точно! В этом как раз самый кайф: дети изначально заточены на постоянную учебу, но имеется в виду не сидение за партой, а освоение нового порой стоя на ушах. А современные дети, как мне кажется, вообще не такие, как мы в детстве: они берут и узнают, делают, пробуют и, главное - с легкостью создают новое.

Сегодня зашла речь о моей знакомой, которая умерла, и Сеня вдруг подошел (я разговаривала с мужем) и сказал, что она уже стала другим человеком. Что душа ее на земле. Я была потрясена. Я с ним почти не разговаривала на тему Бога и душ.
Это какие-то новые люди растут) Хочется верить.
toqupt
Nov. 5th, 2016 09:23 pm (UTC)
В общем, мне можно не писать как оно у нас, ты тут написала уже)))
Насчет анскулинга. Как таковой он нигде не прописан законодательно, но как вариация в семейном обучении - вполне возможен, если в 9 классе придет ребенок и сдаст ГИА). И вот выше правильно все написано: только уведомить УО нужно. Насчет началки - вроде еще не обязательно, хотя они там (наверху) думают, да.
И вот писать.. Я все же забросила это дело с Дашей, лежат прописи (занимательные, не скучные) в ее ящичке, я не напоминаю, но что я вижу? В последнее время она свои печатные буквы в некоторых местах начинает закруглять, чтобы удобнее и быстрее было написать. Ну и потом, инфа о том, что письменная "речь" развивается ближе к 8-9 годам мне греет душу. Я вот какое-то время не могла выключить училку, а потом боялась, что охоту писать отбила напрочь у ребенка, но по наблюдениям, вроде еще не совсем)))
Делись если у вас есть какие-то интересные ресурсы, которые вы смотрите.


Edited at 2016-11-05 09:24 pm (UTC)
lomelind
Nov. 6th, 2016 03:56 pm (UTC)
Про училку: в таких случаях очень помогает не только "училку прогнать", но и придумать какой-то образ, кого позвать. Чтоб место было занято. Если не училка - то кто?

И про "зачем писать".
Очень много завязано на мелкую моторику. Но это не только письмо - вот, недавно фото с конструктором деревянным было, по идее тоже годится. Или рисование. Или рукоделие. Что угодно, где нужны разные мелкие точные движения руками и пальцами. Если с этим порядок - то можно не волноваться:)
aleksandra_che
Nov. 6th, 2016 04:09 pm (UTC)
Ну, в общем-то, я ненавязчиво всех увлекла рисованием сейчас именно с целью движений руками и пальцами. Чтобы немного натренировать руку.
frodybercy
Nov. 11th, 2016 06:38 pm (UTC)
круто, интересно. пиши ещё :)
нашей старшей ещё 5, тоже всем интересуется, только успевай отвечать. но и то, однажды, недавно, я хотела ей объяснить интересную задачу и превратилась в училку. от меня сбежали через 2 минуты :)
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel