?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Ребенок для сердца

Алиса:
- Как тебя понимать?
Чеширский кот:
- Понимать меня необязательно. Обязательно меня любить и кормить вовремя.



Агата:
- Мам, иди, я тебя поглажу, и ты будешь, как помидор.
- Почему, как помидор? Красная? Я не хочу быть помидором.
- Ну, ладно, как огурец.
(Сережа, когда Агата приболела, делал ей массаж и говорил, что завтра она будет, как огурчик
)

Мне трудно писать о дочери. Может быть, вы даже заметили, что я почти о ней не пишу. Дело в том, что Агата - для меня не совсем обычный ребенок. Я не знаю, как о ней писать, - это как пытаться пересказать замечательный спекталь, передать атмосферу на дружеской встрече, рассказать об ароматах весеннего леса. Невозможно.
На нее можно только смотреть и постараться увидеть.
Увидеть душу. Потому что разума в ее поступках очень мало. Логики в ее делах почти нет. Рассуждения - как картины Дали: никогда не знаешь что из чего перетекает. Ну, и что я могу рассказать о ней? Как она красиво рисовала шокладным кремом на окне?

Это непросто - жить с ребенком, который не попадает под общие нормы и понятия "каким должен быть ребенок".
Ну, как же! - Скажете вы. - Ты же сама все время пишешь, что к черту нормы?

Да, я-то пишу. Но есть же и границы, есть разум, который не позволит мне бегать по краю пропасти - я знаю, что упаду. У Агаты этих границ почти нет.

Как жить с ребенком, от которого не знаешь, чего ждать? Ребенком, живущим в своем собственном настолько фантастичном мире, что взрослый, заглянув туда одним глазком сразу вызовет психиатрическую неотложку или побежит записывать дитя к дефектологу?

Я долго старалась научить ее считать. Она с удовольствием учит буквы. Но это все без толку. Для Агаты учеба - всего лишь процесс. Как только процесс закончен, она тут же все забывает.
Поверите: она каждый день почти спрашивает меня, сколько ей лет. Она не тупая. Нет. Она просто не понимает, что такое год. И что такое пять. Для нее пять пальцев и пять морковок - не связанные между собою понятия. Зато есть другие связи, от которых у меня порой рвется мозг на куски.

В бане. Я:
- Агата, ты хорошо согрелась?
- Да, мам. Я вспотела так сильно! Как рыба.



У меня хватило ума не учить ее рисовать - не показывать, "как надо" - и она очень интересно рисует. Она легко запоминает стихи и поет их. Иногда сама сочиняет песни.
Конечно, она способна себя обслуживать, ориентируется в пространстве - знакомом. Но все это она копирует. Даже говорить она начала сразу большими предложениями, словно записала нас на диктофон. В незнакомой ситуации она не может придумать решение. Например, в парке атракционов билетерша позвала ее кататься. И Агата пошла - напрямик по газону, дошла до тетеньки и полезла через забор. Она не догадалась поискать вход. А ее собственные размышления - это что-то невообразимое.

- Мам, у меня температура. Поставь мне градусник, пусть он заберет температуру.

Я много читала, много думала по поводу Агаты. Я перечитала огромное количество литературы по всяким разным детским отклонениям в развитии. Я думала про аутизм. Про СДВГ. Про задержку в развитии. В итоге про правополушарное развитие - я думаю, это оно и есть.
Но, знаете, что меня поразило? Практически везде делается акцент на то, как этих детей "вылечить". Как сделать их нормальными. Такими, как все остальные. Чтобы они могли учиться, как обычные дети. Чтобы решали примеры, писали сочинения и сдавали ЕГЭ. Нужно долго и усердно заниматься.

(Да, в особо тяжелых случаях, когда ничего сделать нельзя, тогда остается принять - об этом пишут. "Смиритесь")

Но даже если заниматься, эти дети все равно никогда не будут "обычными". И им всегда будет трудно делать то, что легко дается всем остальным детям.
ТАК ЗАЧЕМ ЖЕ ИХ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ?
Нигде не написано, что такого ребенка надо принять. Увидеть его уникальность, понять ее и помочь ему с этой уникальностью жить. Двигаться туда, а не бежать оттуда.

Какая самонадеянность считать нас правильными, а других подтягивать до своего уровня. Но кто еще нормален - вот вопрос. Дети же нас ненормальными не считают и не пытаются изменить. Вот у кого поучиться принятию.

В тот самый миг, когда я остановила поиски, я поняла, что становлюсь такой же, как те, что пишут статьи: пытаясь за уши притянуть свою дочь в нормальность, я не видела ее силы; в тот самый миг я поняла, какая она волшебная. Другая. Сильная. Добрая. Космическая.
Агата - не для понимания. Она для любви.
Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
livejournal
Nov. 30th, 2016 05:31 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
begi_po_oblakam
Nov. 30th, 2016 07:49 am (UTC)
Первое фото великолепное! Очень!

На мой взгляд, родителю необходимо и достаточно прочесть Ньюфелда "Hold on to Your Kids" (в английском без отрицания, что мне ближе). Принять, понять, жить в месте, быть рядом. Вместо приучить, заставить и переделать. Но как же это непросто!

Простой вопрос к родителю школьника "Если ваш сын принес 3 за четверть по литературе и 5 по биологии, за какой предмет вы его на каникулах посадите?" Пусть читает конечно, мало ли что ему не нравится. Надо подтянуть троечку, быть как все, не отставать. И учитель это скажет и родитель и бабушка. Так много людей не могут ошибаться, так что пусть читает классиков.
aleksandra_che
Nov. 30th, 2016 06:15 pm (UTC)
Непросто. Да, для меня очень непросто. Я в какой-то момент себя поймала, что я ее оцениваю по стандартным параметрам "успеваемости": как считает, как общается, как понимает нас. Каким цветом рисует солнышко)

Спасибо за комментарий.
adane_enquzeni
Nov. 30th, 2016 08:29 am (UTC)
На самом деле ВСЕ дети - для любви! Все!
У меня Аданэ, каждый день спрашивает сколько ей лет))) И дни недели не знает. Наверное это особенность новых детей, родители которых не привязаны к работе, в семьях у которых нет выходных, нет понедельников, нет пятниц...У нас каждый день свободный, и при этом, в нем есть работа для всех...Но каждое утро, она у меня спрашивает - мама, сегодня какой день? И я отвечаю - замечательный! Замечательная среда...но все равно все эти названия - мимо...
Она не понимает пока времени...У нее утро, день, вечер, ночь...но время она сложно воспринимает.
И мы никогда не показывали как нарисовать, что то...Она рисует сама, так как ей хочется. Иногда в контакте с городскими родственниками, сразу возникают моменты, когда люди лезут показать, как нарисовать солнце, человека, елку...И мы долго потом отходим от таких ситуаций, так как постоянно рисующий ребенок, начинает просить показать как правильно нарисовать что то.
На днях я ей рассказывала про логику, что это такое...У нее возник такой вопрос, так как я купила тетрадки по логике. Она их так забавно называет Лобикой. Но ей очень понравились. И перед сном, после купания она просит их. Мы вместе разбираем там задания и картинки...И многие моменты, которые у меня вызывали внутреннее недоумение (ну как это, такое очевидное и понятное, она не видит и не понимает)...стали уходить. И хорошо, что еще у нее есть папа, который всегда говорит, что Адочка для любви к нам пришла...и есть...
aleksandra_che
Nov. 30th, 2016 06:24 pm (UTC)
Конечно, все для любви! Но большинство детей мне понятны: ясно, что от них ждать, они умеют поддержать беседу, могут играть в настольные игры. С ними можно вместе куда-то продвигаться. С Агатой - продвигаться только рядом. Пока.

У меня тоже муж говорит, что просто любит ее и ничего от нее не ждет. Он в этом вопросе мудрее меня)
ekka_ekka
Nov. 30th, 2016 11:20 am (UTC)
Как хорошо написано. У нас тоже совершенно космическая девочка растет. Вот прямо очень похоже. Мальчишки очень понятные, а она необычная. Я тоже время от времени читаю про всякие особые варианты развития. Про правополушарное пока не читала. Надо поискать.
aleksandra_che
Nov. 30th, 2016 06:18 pm (UTC)
Да, мальчишки и у меня понятные.
Спокойная девочка или импульсивная?
ekka_ekka
Dec. 1st, 2016 06:00 am (UTC)
В-целом, спокойная(если не вспоминать возрастные кризисы). Но при этом совершенно непредсказуемая. И при этом еще бывают моменты, когда спрашиваешь ее, почему так - молчит, и не расскажет что ей движет. И свою линию твердо держит. Очень чувствительная, мы совсем не повышаем на нее голоса, сильно расстраивается. Многие умелки, которые сейчас есть очень резко появились. Например, рисование- до 5 лет рисовала каляки-маляки, а потом резко всяких сложных персонажей и цвета необычно подбирает. Собирает сложные пазлы. При том, что в солидном возрасте не могла 4 картинки сложить. Но мы больше пока наблюдаем, специально не учим ничему. Но материалы в доступе.
aleksandra_che
Dec. 1st, 2016 06:19 am (UTC)
А сколько ей?
ekka_ekka
Dec. 1st, 2016 07:39 am (UTC)
Только что 6 лет исполнилось.
kathleen_ka
Nov. 30th, 2016 06:49 pm (UTC)
Хм... Но ведь можно же компенсировать недостатки, не уродуя их индивидуальность? Вот, я по профессии, к слову, логопед и корректируя речь детей, я же не краду их прелестную картавость например?... Иногда это во благо. Вот мой сын тоже мало чего удерживает в памяти из учебы, и я сейчас готова работать над коррекцией этих трудностей (с нейропсихологом), хотя до этого решения мне тоже надо было дозреть...
aleksandra_che
Nov. 30th, 2016 07:08 pm (UTC)
Безусловно, можно компенсировать не уродуя. Но пост не о том - я хотела написать о моих сложностях в принятии особенностей моей дочери. Это не значит, что я ее не буду учить читать или считать, раз у нее не получается. Я буду это делать, но по-другому - классические схемы, увы, не работают.
И, конечно, я постараюсь не воспринимать ее как "глупого" или "нелогичного" ребенка. У нее есть свои сильные стороны, которые, к сожалению, не котируются в нашем обществе.
Людмила Кирдяпкина
Nov. 30th, 2016 06:53 pm (UTC)
Сейчас невольно стала обращать внимание, сколько 20-25 летних пишут левой рукой. И получается, что врожденных левшей очень много, и это - норма. А раньше просто их "ломали", заставляя переучиваться на правшей, ломая заодно и психику.А Агата - просто прелесть.
aleksandra_che
Nov. 30th, 2016 07:01 pm (UTC)
Спасибо.
Агата, кстати, правой пишет. Но есть еще несколько признаков так называемого "левшества", которые у нее преобладают.
Yana Shulzhenko
Dec. 1st, 2016 07:29 am (UTC)
Ну чаво ты сразу обобщаешь - "нигде не написано" про приятие и любовь?! Я работала с детками с аутизмом, и именно в этой среде нашла больше всего приятия и понимания, встретила родителей, которые любили, порой через силу, так, что это превращалось в каждодневный труд, потому что там еще все непонятнее и непредсказуемее. Они писали об этом книги, создавали методики, пограммы. Был сан-райз, где все на любви и развитии от ребенка, а не от взрослого. Игротерапии. Floor-time. Все на любви и следовании посылам и логике ребенка. Я поняла, о чем статья, но иногда мне почти обидно, что ты так обобщаешь и воспринимаешь весь мир как колючий и неправильный!
aleksandra_che
Dec. 2nd, 2016 05:31 pm (UTC)
Я не встречала нигде. Вот и обобщаю.
slavetnaya
Jan. 31st, 2017 05:30 pm (UTC)
Твой вывод замечательный, но напишу кое-что.

Ты наверняка смотрела фильм "Электроник". Там в конце есть момент, когда Элик бьет по воротам прямо и вратарь со смехом отражает его атаки. В это время на трибунах переживания и звучит совет: "В угол бей!". А профессор объясняет, что Элик математик и идет кратчайшим путем. Я добавлю - в виду своего настоящего ума Эл был лишен хитрости.

Я иногда как Элик. И иногда взгляды посторонних людей это подчеркивают - в прошлом году я пошла к урне напрямую (ну, слежу, что бы мусор был в мусорниках в любой ситуации). Попилила прямо по земле, напрямик, чем вызвала впечатления у присутствующих. Газона при этом не было - я ничего не мяла. Просто "надо" было обойти, но кто это сказал? К чему реверансы? Почему я должна соблюдать правило, в данной ситуации, бессмысленное и удлиняющее дорогу и увеличивающее временные траты???

У меня еще работа была определенная и по итогам меня поняли только в высшем руководстве.

Саша, она умная. И у нее есть логика и я рискну тебе возразить - у нее работают оба полушария и это редкость. Я сама не так давно об этом узнала. Попробовала написать текст левой рукой и у меня легко это получилось. В виде теста.

Вот смотри - "отдать температуру градуснику" - она ловит суть. "Помидор" - она внесла разнообразие. Это не детский лепет, это ого какие умственные способности. Незаурядные. И такие дети и люди толпой поняты не будут, так как они выделяются и выдаются. Это не фантастический ее личный мир - это фантастические возможности.

Рискну еще больше. Ты судишь о ней, как о паркете. Паркет деревянный, должен ровно лежать и не взбрыкивать. А она - дерево - она живая и ее не загнать в понятные и подконтрольные досточки. Но ты права в том, что ее действительно можно только поливать и удобрять, отпиливая иногда лишнее и не более того.

Агата потрясающая, но ей придется нелегко.
aleksandra_che
Jan. 31st, 2017 06:06 pm (UTC)
Ты знаешь, ей уже нелегко. Иногда девочки не берут ее играть, потому что она не вписывается. Хотя мне это знакомо. Я в детстве тоже была изгоем и предпочитала мальчишеские компании.
slavetnaya
Jan. 31st, 2017 06:56 pm (UTC)
Меня брали, но с отчуждением и мне было скучно. У них часы уходили на кукл и пупсов - это примитивно, за это время можно брошюру задач решить или сколько рисунков написать. Это если и показатель, то невписуемости. Люди используют мозг грубо - на поесть, у кого КПД выше, тот выделяется.
aleksandra_che
Jan. 31st, 2017 06:33 pm (UTC)
По поводу работы полушарий. Когда я делала ей "тест" на доминирующее полушарие, у нее получилось 50 на 50: правая рука, левая нога, левый глаз и правое ухо. Меня в тот момент очень беспокоил вопрос ее неуклюжести, потому что она могла упасть на ровном месте. Тест несколько раскрыл мне глаза на возможную причину этого: когда взаимосвязь полушарий еще не полная (вроде как около восьми лет уже должна возникнуть), то ей сложно координировать себя в пространстве.
slavetnaya
Jan. 31st, 2017 06:51 pm (UTC)
У меня спорт был с трех лет, позже прочитала: "Кто владеет своим телом, тот владеет своей жизнью". Без спорта, с рукоделием и художественными занятиями может быть и такое. Кстати, очко в пользу особенного мозга - ученые тоже в быту рассеяны и неуклюжи.
aleksandra_che
Jan. 31st, 2017 07:27 pm (UTC)
У нее спорт с рождения: мы динамическую гимнастику делаем всем детям. Она в пять месяцев уже стояла с опорой.
Здесь два года и месяц. Извини, что голая)

slavetnaya
Feb. 1st, 2017 02:15 am (UTC)
)))))))

У меня в три фигурное катание было, оно заставляет концентрироваться именно при движениях, это оставило свой отпечаток со знаком +, гимнастика тоже отлично, тем более, с рождения.
jelya
Feb. 26th, 2017 04:49 pm (UTC)
Спасибо за пост и за мысли!
Очень вовремя я это прочитала)
aleksandra_che
Feb. 26th, 2017 05:26 pm (UTC)
Спасибо.
Заходите!
jelya
Feb. 27th, 2017 03:06 am (UTC)
да я кое-как ненадолго вышла))) Зачиталась))
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel