?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Почувствовать

В первую очередь чувствительность - это чувствовать себя, а потом уже кого-то другого.
И научиться отличать боль, которую чувствуешь, от боли, которую думаешь.

Недавно в одном сообществе в жж видела пост мамы, которая спрашивала, сколько нужно утешать и отвлекать ребенка, если тот ушибся, упал. Ребенку, вроде, год с чем-то. Падает, рыдает, мама сразу же подбегает, утешает и занимает его чем-то другим. Когда можно уже не успокаивать - спрашивает мама - муж боится, что сын вырастет нытиком.
Меня сильно зацепило, что вместо боли ребенку предлагается развлечение. Это самый популярный подход - нас даже в универе на курсе детской психологии учили, что ребенка надо отвлечь. Что уж там говорить, это и для взрослых работает: боль, потеря - это плохо, надо отвлечься.

С другой стороны, есть еще и народный подход: как оно было. В стародавние времена, сама там не была, но люди рассказывают, были даже ритуалы, традиции, которые предписывали, как нужно проживать потерю. Именно проживать. Прожили, пережили, попереживали, поплакали - и дальше пошли жить.

И вот с детьми - мое мнение таково - не нужно их отвлекать. Развлекать. Более того, если явно нет сильной травмы, к ним вообще бежать со всех ног не надо. Пусть ребенок научится вставать. Пусть увидит, что мама не паникует. Значит, ничего страшного не случилось. Он будет падать и снова вставать. И не надо устраивать из этого шоу)

Наверняка, вы встречали детей, которые от малейшей царапины орут, словно белуга. Здесь есть два момента. Или это привлечение внимания/привычная реакция, или ребенок именно так проживает боль. Сейчас будет второй нюанс в родительском "не бежать/отвлекать". Конечно, если малыш, которому больно, идет за утешением к маме, то пусть получит утешение, поддержку, объятья. Но не надо ему говорить, что "не очень-то и упал" или "да тебе уже не больно". Откуда нам знать, что чувствует ребенок? Не нужно затыкать ему рот, пусть поплачет. Он просто рыдает на руках у сочувствующего ему взрослого - вот и весь механизм проживания боли. Удивительно, как быстро при этом дети успокаиваются!
В теории привязанности Ньюфельда даже термин такой есть "слезы тщетности" - когда ребенок в определенном возрасте приходит к пониманию того, что есть вещи, которые нельзя изменить. И он выплакивает эти слезы в объятьях родителя.

Я вижу в этом очень важный момент для повышения чувствительности - именно в детстве начинают зажимать чувства. Запрещают чувствовать. Плакать нельзя - "плакса". Злиться нельзя. Бояться нельзя - "трус". Взрослые обманывают чувства детей, называют их другими именами. Прессуют детей настолько, что те просто вынуждены перестать чувствовать. Я прекрасно помню, как меня насильно кормили в саду, хотя я не была голодной. Это крайность, конечно. Но в России точно есть тенденция заставлять детей есть, и пока она никуда не делась. Какая чувствительность? Где чувство голода?
Что одевать, сколько спать и что чувствовать к сестре/брату - это тоже решает ребенок не сам.

Разрешить себе и своим детям чувствовать - мне видится это первым шагом к чувствительности, как опоре.

Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
livejournal
Dec. 27th, 2016 11:33 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
slavetnaya
Dec. 28th, 2016 05:10 am (UTC)
С падениями и сюсюканьями согласна - видела такую маму, ее малыш учился ходить - скала воли, но зато было так - спотыкнулся, упал, на маму посмотрел, мама спокойна - малыш встал, потопал дальше. Дети в некоторых случаях списывают реакции взрослых и потом ими пользуются, как своими. Мама заистерила - ребенок заистерил и потом может так и остаться на всю жизнь. Это наверное, тоже к теме о том, что детей учат не выражать себя, а притворяться, создавать маски, играть роли. Они создают себя по ситуации снаружи, а не по тому, что у них внутри.

"Отвлекают" - еще хуже. Боль привлекает наше внимание, его нужно уделить - спросить, где болит, как, спокойным тоном, приложить холодное или провести дезинфекцию, если нужно, тогда ребенок будет действовать так же сам во взрослой жизни - оценивать и решать, а не истерить или отвлекаться. Тут речь о наверное том, что бы приучать включать полушарие логики, а не эмоций.
aleksandra_che
Dec. 28th, 2016 08:32 am (UTC)
Маленькие дети постоянно считывают реакции взрослых - это у них основной ориентир, как я думаю.
katya_bbch
Dec. 28th, 2016 08:31 am (UTC)

А я иногда прошу орать потише :-\ ударился семилетка и ор такой, что на улице слышно. А под вечер, да в нашей маленькой комнате.... на энный ор уже и неловко, но говорю, что хватит.
Теория такая теория ))

aleksandra_che
Dec. 28th, 2016 08:43 am (UTC)
Поэтому мы живем в лесу - чтобы иметь возможность чувствовать) И это практика.

Я думаю, что семилетка уже в состоянии плакать тише, если это не перелом. У нас Агата (5) вообще по любому поводу может устроить такой крик, что мама не горюй. И понятно, что это не избалованность, а внутри у нее дискомфорт такой, что кричит. Но мы стараемся, чтобы она научилсь выражать свой дискомфорт по-другому. Мы же тоже люди, и нам неприятно.
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel