?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Нехожеными тропами



Четкой рабочей схемы, как именно учатся дома, не существует. Потому что семейное образование - это индивидуальный подход в чистом виде. Ведь каждая семья уникальна. Поэтому каждый начинающий "семейник" оказывается своего рода первопроходцем, даже если заимствует опыт у других. Главное - не забывать, что сами мы продукты школы, а значит, множество наших жизненных установок именно оттуда.

Когда я поняла, что притащила свой школьный опыт в наше домашнее обучение, то сильно удивилась. Казалось бы, уже шестнадцать лет как школу окончила, столько обдумано, столько прочитано и проговорено - с мужем в том числе. Я ж умная))) И туда же.

Поэтому я - как и полагается в хороших тренингах - решила устроить себе "слив": выписать все, что меня не устраивает в школьной системе, чтобы не повторять.

Поехали.
1. Школа - наше всё. Школу ругают - и это не новость. А особенно ругают те, у кого дети только недавно туда пошли. И бегать на переменах нельзя, и домашки задают столько, что приходится ее всей семьей до двух ночи делать, и учителя не справляются - приходится в первом классе репетиторов нанимать; современные учебники писали обкурившиеся панки; учеба все сложнее, а дети все безграмотней... Но большинство все-таки уверено, что без школы никуда. Незаменимость и необходимость школьного образования и "знаний" (которые вылетают из головы вместе с последним звонком) - это очень сильно устоявшийся стереотип. Поэтому даже семейники часто устраивают "школу" дома.

2. Оценки позволяют контролировать уровень полученного образования. Я, как школьная отличница, могу точно сказать - это фигня. Например, я быстрее всех (а иногда и вовсе одна в классе) решала задачи по геометрии со звездочкой. Но в аттестате у меня четверка - потому что делала много неаккуратных записей, оформляла не по форме, исправляла... Оценка - это показатель умения подстроиться под систему.

3. Ошибки совершать нельзя. Это самый большой, на мой взгляд, огрех школы. Человек, когда учится новому, всегда проходит путем ошибок. Если ребенок решает примеры без ошибок, значит, он их уже умеет решать. Значит, он не учится. (Отсюда выражение "делать уроки" - а раньше было "учить") А вот если в его тетради исправления, перечеркнутые им ответы, новые записи - значит, здесь он действительно думал. Я очень хорошо помню тот шок, который испытала, когда увидела свою тетрадь всю исчирканную красной пастой - то неправильно, это неправильно. Двойка. Ошибки - этот кошмар преследует меня до сих пор, когда сын садится за учебу. Хочется, чтобы он был безошибочным во всем. Хочется оградить его от ошибок.

4. Учеба должна занимать все время. Сами себе такого не пожелаем, а дети должны быть заняты. Количество уроков, кружков и секций, которыми загружен день ребенка преподносится как необходимое условие развития. Плохо, когда ребенок болтается без дела, просто смотрит в окно или даже играет. Хочется научить его всему и сразу: и математике, и лепке, и акробатике, и музыке, и финансовой грамотности. Но мой опыт показывает, что детям нужно свободное время. Причем каждый день, причем много. Чтобы с полученными образами "поработать", подумать, поскучать, понять, чего хочется от жизни.

5. У школьников нет права выбора. Любой взрослый, это если он не в тюрьме или в армии, может поменять свой вид деятельности. А дети в школе обязаны туда ходить, учить и сдавать - и никто их не спрашивает, хотят ли они это.

6. Успеваемость. Интересный термин, да? Дети в школе должны успевать за остальными. А лучше - обгонять. Круто быть первым.

7. Единая методика подачи материала, хотя восприятие нового у детей разнится. Например, правополушарным детям проще следовать от общего к частному, а не наоборот.

8. Разрозненность информации. Окончен урок - начался другой. Связь предметов между собой не очевидна.

9. Звенит звонок - и те дела, которыми все были заняты, уже не важны. Надо идти и заниматься другими, которые тоже буду важны до нового звонка.

10. Провозглашается важность и необходимость изучаемых предметов - хотя некоторые дети изучают, например, астрономию в школе, а другие - нет. Непогрешимость школьной системы перед учениками.

11. Учитель - далеко не увлекающийся своим делом человек (за редким исключением) и чаще всего не эксперт в своем предмете. У него один выход в такой ситуации - исследовать предмет вместе с детьми.

12. Дети в школе являются потребителями информации чаще всего. Иногда - исследователями. Редко - испытателями. Очень редко - творцами, создателями нового. Должно быть наоборот.

Что-то я размахнулась)) Но слив - на то и слив, чтобы от всего лишнего избавиться. Теперь я могу сформулировать свое.

Если вам есть что добавить, добро пожаловать в комментарии: что бы вы не хотели прихватить с собой в семейное обучение из школьного опыта?

Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
slavetnaya
Jan. 25th, 2017 05:50 am (UTC)
Напишу ужасное.

1. Ответы у доски. Я не понимаю, почему 29 детей должны тратить свое время на то, что бы 301 показывал свои знания и тем более - незнание. И в этом есть что-то такое.. поставили к стенке - отвечай.

Я за то, что бы внести университетский момент - в течении курса предмета, например, географии, ученики разбирают темы. И в конце готовят свой рассказ, при чем литература должна использоваться любая. Тогда другие 29 детей почерпнут что-то новое, а не будут свидетелями экзекуции.

2. Учебники - учебники должны быть только по условно техническим предметам - то есть правила, которые в любой книге правила. А по-другим предметам должна использоваться другая литература. Сочинения, стихотворения, история и т.д.

3. Учителя должны быть регуляторами, а не авторитетами. Тогда станет возможным использование информации, находящейся вне их контроля. Т.е. готовит ученик реферат по истории. И нарыл спорный исторический момент. Не аксиому. Ну и ладно - можно сказать, что вот так и так, по нему до сих пор идут споры. Да и все.

4. Помещением для перемен не должны быть коридоры. На работе в офисе хорошо помогают 5минутки, когда человек переключается и снова приступает к работе со свежей головой. Тогда весь процесс не будет казаться унтерпришебеевским. Они должны быть длиннее, но и уроки тоже могут быть длинее. Они не должны быть гонкой, потому что гонка - это манипуляция, которая как раз отключает голову и остается тупое зазубривание, что служит только "в кассу" учителям, которые чувствуют себя великими по-сравнению с идиотами, которым нужно вдалбливать. Процесс обучения должен быть вовлечением ребенка в удивительный мир предмета и учитель тут проводник, а не полицейский.

Как-то так, если влет писать.
aleksandra_che
Jan. 25th, 2017 07:48 am (UTC)
По пункту 1 - такое практикуется в зарубежных школах. Еще у Щетинина в его школе есть практика обучения друг друга. Я бы хотела внедрить, да!
По третьему пункту - согласна. Я бы еще добавила, что если авторитет - то Мастер своего дела. Тогда и дети потянутся за ним, и мастер никогда не скажет "так нельзя".
slavetnaya
Jan. 25th, 2017 09:04 am (UTC)
Написала, предварительно не изучая вопрос - по воспоминаниям того, что мне не нравилось в школе)))
aleksandra_che
Jan. 25th, 2017 07:49 am (UTC)
Но я вообще-то имела в виду то, что я не хочу повторить с детьми дома. А ты школу реорганизуешь)
slavetnaya
Jan. 25th, 2017 09:13 am (UTC)
Точно))) Ну вот с поправкой на то, как я бы организовывала все дома.

Я бы давала детям план. Что лично меня, как выяснилось, не устраивало больше всего - это отношение, как к ослам, которых ведут за морковкой - то есть не видно ничего дальше следующего урока или учебника. А я бы брала один весь предмет - вообще весь - абсолютно! Вот география - что это? Из чего состоит? Давала бы вводную лекцию, интересную. А потом - пункты. И уже исходя из успеваемости смотрела, что там по годам получается. И пункт тоже била бы на темы и тоже давала бы их в открытую.
nadiya_andersen
Jan. 25th, 2017 09:38 am (UTC)
Кать, план на год? ДОпустим математика. План на год для 4го класса - умножение, деление, дроби, геометрические понятия, проценты. ну и как ты по этому дашь вводную интересную лекцию? Особенно для детей, которым эта учеба намного НЕинтереснее чем дома балду попинать.
slavetnaya
Jan. 25th, 2017 09:44 am (UTC)
Я написала, что учебники по точным нужны - раз. И что выступать нужно, но со своей работой, а не в виде экзекуции в стиле: "Сейчас мы выясним, что ты вызубрил". Оценивать точные науки учитель может проверкой письменных работ.

Да запросто. У меня есть знакомая - историк по образованию, она на практике подменяла историчку, которая сухо заставляла учить простыни дат с короткими безжизненными комментариями или стеной занудного текста, так она так красочно рассказала как египетские воины куда-то там наступали, что класс сидел как завороженный. Я сама заворожилась, пока она рассказывала. Вопрос в подаче - учитель дает это ребенку, проводит в мир своего предмета или пытается поставить оттиск учебника в его памяти и не более того. У нас отличники думать не умели - только зубрить. Кто пытался думать - был хорошистом с тройками.
slavetnaya
Jan. 25th, 2017 09:47 am (UTC)
При этом я написала, что точные - да, увы, они точные и без дисциплины и учебников по ним никак. И язык - вроде как не точный, но есть правила - аксиомы и тут без методологии - увы, не обойтись. Но некоторые школы создают свою методологию и я видела учебник 1го класса по математике любопытный, там не эти вечные яблоки, а красочные лепестки цветов, из того, что запомнила я - такой журнальчик и в руках приятно держать и взрослому хочется изучить.
aleksandra_che
Jan. 26th, 2017 09:38 pm (UTC)
Сейчас даже математику настоящие профессионалы так дают, что те сидят, открыв рот.
У меня сын занимается на онлайн-платформах математикой, решает логические задачи, так его не отогнать оттуда - так интересно.
Сложность как раз поддерживать интерес постоянно, а в классе чаще всего больше 20 человек, и у каждого свой тепм. Вот здесь и начинается "не интересно", потому что одним уже сто раз все понятно, некоторым непонятно совсем, а учитель учит середнячков.
lomelind
Feb. 5th, 2017 06:23 pm (UTC)
Легко. Рассказать, для чего всё это нужно.
Умножение, деление, дроби, проценты - банковская система, от игры в магазин и до Скруджа Макдака. Сюда же - шифры, коды, основы программирования.

Геометрия - можно про пифагорейцев и их верования, можно про чертежи и строительство, можно про шитьё, можно про столярное дело, можно про навигаторы и принцип их работы, можно про кристаллы.
aleksandra_che
Jan. 26th, 2017 09:42 pm (UTC)
Да, показать детям, куда идти и сколько надо всего знать к концу года/начальной школы - это как раз один из моментов, который используется в домашнем образовании. Тогда рабенку сильно легче: он видит, что не так страшен черт; он может оценить, насколько ему интересно; он может сам рассчитать свои силы на изучения материала. Он понимает, на каком отрезке пути находится.
slavetnaya
Jan. 27th, 2017 05:29 am (UTC)
Что-то похожее у нас в универе было, но сухим списком. И что точно было и в школе и в вышке - это несоответствие изученных экзаменационным билетам - перефразировали, меняли формулировку и часто - смысл темы. Т.е. вроде тоже, но по-другому. Как по мне, так не должно быть.

Да, ты права - я это и имела а виду, единственное, я бы представила этот план, как-то подала так, что бы он что-то давал, кроме сухого перечня названий этапов.
nadiya_andersen
Jan. 25th, 2017 08:06 am (UTC)
Кать, ты не представляешь, как сложно учиться в школе где нет учебников! Нет, вот закричу - У НАС В ШКОЛЕ НЕТ УЧЕБНИКОВ! какие то вечные бумажки и прпезентации, которые вылетают тут же.. Я уже задолбалась писать письма в школу с вопросом - прошли ли они это уже и почему мой не может отличить существительное от прилагательного..
ответы у доски ИМХО нужны - чтобы потом народ мог выступать публично. Этому тоже нужно учиться..
slavetnaya
Jan. 25th, 2017 09:26 am (UTC)
Это вопрос плана, а не учебников. Он должен быть на год, 3 месяца, месяц. Весь предмет разбивается на года - в разных школах и странах по-разному, но с тем, что бы контролировать и помогать я бы потребовала его. А учебники нужны по точным наукам - 1+1=2 - это аксиома.
nadiya_andersen
Jan. 25th, 2017 09:35 am (UTC)
Вот прикинь - у нас нет учебников по математике!! Ладно, фиг с датским, английским, историей. Но получать от учителя бумажки по математике.. или не получать..
И требовать - бесполезно.. Купила сама..
slavetnaya
Jan. 25th, 2017 09:50 am (UTC)
По-поводу европейского образования есть два полярных мнения - с одной стороны, я тоже часто читаю, что это не образование, а так, сплошная толерантность, прости, это не в обиду, но так тоже нельзя - ребенок должен иметь какой-то минимум знаний и навыков к определенному возрасту, с другой - есть масса примеров, когда некоторая демократичность помогает избегать травм и превращений обучения в каторгу и вот тут многие вещи мне нравятся.

Нет учебников по математике - не представляю.
nadiya_andersen
Jan. 25th, 2017 09:08 am (UTC)
В первую очередь хочу сказать что я восхищаюсь людьми, которые готовы дать ребенку семейное образование. Для меня это оказалось очень сложно, а ведь я учу ребенка только русскому.
Хочу сказать по пунктам
2. У нас в школе оценки начинаются с 6ого класса что ли.. В общем пока оценок не ставили. С одной стороны есть плюс – никто не чувствует себя ущербным. С другой стороны оч сложно понять, где находится ребенок. Например нам периодически пишут учителя – родители, ребенок не может умножать или делить или еще что то или я вижу что у него пробел в знаниях – начинаю спрашивать – а как другие дети? Они это умеют ? И наши учителя не могут сказать на каком уровне ребенок тк запрещено сравнивать и оценивать.И получается – а может зря я на ребенка давлю, он физически еще не может этого знать?
3. Про ошибки сказать ничего не могу – я прошу исправить. В 1м классе у них было обучение датскому «как слышим так и пишем» чтобы дети «расписались» и не только меня коробили ошибки, но и датчан тоже. Зачем учиться и переучиваться?
5. Да, взрослый может поменять РОД деятельности. Но деятельность саму отменить мы не можем тк каждый день хочется кушать и без одежды холодно.. ИМХО школа это подготовка к тому, что нельзя сидеть, надо что то делать
9 А разве жесткое начало урока не учит детей дисциплине? У меня здесь приятельница работает в соц службе, так утром у нее есть круг молодых людей, которых она будит!! ТК они сами не в состоянии поднятся и поехать на учебу!
Я благодарна школе за то, что знания даются хоть какие то, это как то систематизировано и мне есть с кого спросить (сложно спрашивать с себя) .
Ну и плюсы школьного образования – умение жить в коллективе..
Мда.. какой то я противник домашнего образорвания вышла. Прошу прощения! Я не критикую! Я просто перекладываю ситуацию на себя..
aleksandra_che
Jan. 26th, 2017 09:32 pm (UTC)
Спасибо за развернутую критику. Если у Вас дети учатся в школе, то Вы по-другому и не можете смотреть со "своей колокольни": иначе, каждое утро собирая ребенка в школу, Вы будете себя терзать. Тем более, я так понимаю, приводится пример не русской школы.

У меня только ответ по поводу дисциплины. Мне кажется, надо вырабатывать дисциплину внутреннюю, а не внешнюю: не звонок, а сам человек решает сколько и чем ему заниматься. Тогда не надо ни над кем "стоять с палкой", тогда не будет и недовольства начальством.
lomelind
Feb. 5th, 2017 06:30 pm (UTC)
3. А ведь очень логичная система.
Если написать слово "как слышим так и пишем" - то оно всё равно работать будет. Ну, если на холодильнике висит записка "мама, купи малака" - разве мама не поймёт, о чём речь?
Зато это способ начать писать быстро. А правильность можно потом и подтянуть.

Примерно та же проблема с обучением иностранному языку.
если турист едет в страну, языка которой он не знает - то лучше ему выучить сотню самых ходовых слов и изъясняться в виде "моя хочет кушать. Где?" - чем убиться об попытку за месяц выучить язык и говорить правильно. Его задача - быть понятым и как-то понимать собеседника, и на том всё.
svetlana_svetka
Jan. 25th, 2017 01:22 pm (UTC)
Все то, что вы перечислили- правда. Но это все мелочи, если учитель(клас.руковод) хороший человек, а рядом друзья. Так было в моей первой - не очень модной школе. Но потом, мои дорогие родители перевели меня в более престижную школу, где я, и многие другие стали объектом травли и унижений. Долгие 6 лет..каторги. Учителя...а они не хотели замечать...им по-барабану). Одну девочку мои одноклассники избили так, что ее забрали в больницу...учителя сказали - сама упала, чтобы избежать ответственности... Я была отличницей, оценки - означают не знания, а прилежность.
svetlana_svetka
Jan. 25th, 2017 01:28 pm (UTC)
Это я Александре писала, не туда оправила)))
aleksandra_che
Jan. 26th, 2017 09:32 pm (UTC)
Вы все правильно отправили.
aleksandra_che
Jan. 26th, 2017 09:34 pm (UTC)
Очень грустно читать такие истории: человеческое равнодушие меня печалит больше всего.
Учитель решает очень многое, согласна. Поэтому я бы хотела найти для сына Учителей, которые его научат тому, что умеют сами.
lomelind
Feb. 5th, 2017 06:18 pm (UTC)
ооооооо

1. фиксированное, заранее продуманное и оторванное от реальности расписание.
На такой-то день запланирована экскурсия - и плевать, что погода испортилась.
На такой-то день запланирован кросс по физкультуре - и плевать, что на этот же день запланировали прививки всему классу.
Невозможность заниматься весь день одним предметом, если сейчас интересен именно он.
Сюда же - если ребёнок проболел, то теперь он должен быстро догонять всех, параллельно вникая уже в новую тему. Если в чём-то отстал - его проблемы. Если для понимания новой темы не хватает чего-то в старой - его проблемы.
Сюда же - неважно, что у тебя живот болит, все пишут контрольную, и ты пиши. А результат будет оцениваться так же, как и у всех.

2. акцент на знания (в каком году было такое-то событие?) а не на понимание (почему у вот этого полководца получилось повести за собой достаточно людей, чтоб повоевать? а что в это же время происходило у его соседей?)

3. идея "правильного ответа", особенно "единственно правильного ответа". И критерий проверки правильности - "совпадает с тем, что написано в учебнике". До смешного. Если в учебнике написано ответ 0,5, то ответ 1/2 считается неправильным.
Идея угадывания правильного ответа вместо решения задачи.

4. результат на выброс. Весь вечер работал, писал реферат, учитель его пять минут смотрел, поставил оценку в журнал - и всё, реферат выброшен в мусорку.

5. идея, что одна ошибка перечёркивает всё. Так многие учителя проверяют задания, где ответ число. Не сошлось - всё, не засчитано, и неважно, то ли с самого начала что-то не так было, то ли это описка при подставлении цифр в формулу.

6. заучивание наизусть кусков текста для попугайского воспроизведения

7. неприятие шпаргалок и вообще все танцы вокруг кто кого обманет.
Сами по себе шпаргалки - это же очень ценная штука. Вычленить главное, законспектировать это в компактной, удобной и понятной владельцу форме. А дальше - по хорошему повесить бы на стенку, или хранить в отдельной тетрадке/папке/коробке и пользоваться ими.
Сюда же - пользование учебниками, справочниками и т.д.
До сих пор с теплом вспоминаю преподавателя, который на экзамен разрешал приносить вообще всё, что хочешь. И пользоваться этим. И если студент нашёл то, что ему помогло решить задачу в учебнике, то он уже молодец - знал, что искать, знал, где искать, знал, как применить. На практике же никто не запрещает инженеру пользоваться справочниками и прочей вспомогательной литературой.

8. смешивание задач в кучу.
Решить задачу - это одно дело.
Внятно записать - другое дело.
Записать красиво, без помарок, отсчитать всюду положенное количество клеточек - третье дело.
Сделать все три сразу - сложно. А если разбить на отдельные - выполнимо.

9. не знаю, как это может оказаться в домашнем обучении, но мне бы хотелось, чтоб этого больше не было.
Драки между детьми, травля, кнопки на стуле, подставы друг друга, и прочие эффекты от пауков в банке. И взрослые, которые умеют либо не обращать на это внимания, либо возглавить процесс.
aleksandra_che
Feb. 5th, 2017 07:36 pm (UTC)
Очень понравилось "результат на выброс" - прямо физически вспомнила, что чувствуешь, когда пишешь-пишешь, а потом учитель страницы посчитал и пять поставил. И все, реферат не нужен.
Пункт восемь и семь - тоже здорово. С этого угла не смотрела. Можно же вместе с ребенком оценивать, что именно хорошо сделано, а что плохо - и соответственно над этим работать. Я часто получала четверку за неаккураность. Рвения решать задачи поубавилось.
lomelind
Feb. 6th, 2017 11:03 pm (UTC)
Имхо, есть ещё один уровень.
Можно также оценивать, что именно не надо делать хорошо в рамках конкретного квеста.
Ну вот на черновике не обязательно аккуратно выписывать все буковки и соблюдать поля - это же черновик. А вот следить за тем, чтоб не потерять знак - обязательно.
Или на улице в чужой стране не обязательно выражаться безупречными с грамматической точки зрения законченными сложными предложениями - достаточно знать сколько-то общеупотребительных слов, чтоб спросить дорогу и понять ответ.

Противоположный подход моя бабушка обычно называла "выкрасить да выбросить". Когда делаешь много-много ненужной работы для того, чтоб сделать хорошо и правильно там, где это не нужно.
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel