?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Вепсянка



На фотографии - национальный вепсский этнографический музей, расположенный неподалеку от нас. Кстати, раньше хозяевами этого дома (а это был обычный жилой дом традиционной застройки) были родственники хозяев нашего дома - довольно зажиточные люди, что видно из внешнего облика дома.
Вепсы - коренное население тех мест, где я живу. Вот несколько интересных выдержек из исследований этнографов о жизни женщин в вепсских краях. Поклонникам того, как было "в стародавние времена", будет любопытно.

"ВЕПСЯНКА: ДЕВОЧКА, ДЕВУШКА, ЖЕНЩИНА
Традиционно, до создания системы здравоохранительных учреждений для вепсов (да и тогда, когда они появились), обязанность выхаживать детей считалась женской. Воспитание, обучение и восприятие традиций семьи начиналось со дня рождения детей и заканчивалось моментом создания ими собственной семьи.
Так, девочку (neičukai/ ne, -žen) с малых лет приучали к труду: с 2-3 до 5-6 лет она играла в игрушки, которые были копиями орудий женского труда – коробки, предметы утвари, посуда, куклы, прялочки, веретена, ткацкие станочки и т. п.; она воспринимала поучения в форме загадок, пословиц и поговорок, сказок, колыбельных песен, а кроме того видела перед собой пример матери, ежедневно занимавшейся крестьянским трудом.

Уже с 7-8 и до 13-16 лет девочка разделяла с матерью все общие семейные работы: жатву, молотьбу, покос, работу в огороде, уход за скотом, а также училась стряпать, нянчить детей, делать щелок для стирки белья, стирать на реке одежду, прясть, ткать, шить, вышивать и т.д. Одна работа сменяла другую, объем информации и физические нагрузки постепенно росли, но круг работ, очерченный в раннем детстве, сохранялся. С 13-16 лет девушка уже работала наравне со взрослыми и готовила для себя приданое. Параллельно шел процесс стирания индивидуальных черт девушки, приобреталось знание обычаев, обвыкание и подчинение бытующим порядкам.
На решение хозяина (отца) выдать дочь замуж она обычно отвечала: «Я не знаю, как вы решите, так я и поступлю». Случалось, что родители, не имевшие возможности прокормить дочь, выдавали ее замуж еще до 16 лет: «Одну девку с куклам привезли, а старику было 30. Ей не больше 15 было». Вышедшая замуж девушка навсегда покидала родную семью, погостить в родительский дом она приезжала очень редко.

Потеря девушкой девственности до брака не осуждалась и не являлась препятствием для выхода замуж за «хорошего мужчину», однако забеременевшая девушка вызывала всеобщее осуждение. Она переставала посещать сборища молодежи, подруги избегали общения с ней, а парни подсмеивались. Иногда такая девушка изгонялась из семьи, и тогда дети ее, взрослея, становились бобылями, живущими подаянием. Чтобы прокормить себя и ребенка, молодая мать, не получавшая помощи от отца ребенка, нанималась в няньки, прислуги, работницы. Но в том случае, если беременная девушка не изгонялась из семьи, дети ее становились равноправными членами семьи и общества, получив отчество «Богданович» («Богдановна»); в наследовании имущества они имели равные права с законнорожденными детьми. Девушка с ребенком имела шанс выйти замуж, но часто только за вдовца".

Большакова А.В.
Публикация: ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №47-2008


"ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ
Женщина в семье не имела никаких прав. Ей запрещалось осуществлять торговые сделки. А на исполнение всякого другого дела она должна была получить разрешение от хозяина дома или мужа.
Согласно традиции, по смерти отца, дом передавался младшему сыну. Если же умирал муж, а детей у женщины не было, то жена не считалась наследницей; она не получала ничего из вещей. Даже ее приданое, принесенное в дом мужа, оставалось в семье.
Старые порядки долго удерживались в семейных отношениях. В вепсских деревнях говорили: "Бог создал небо, землю и человека, то есть — мужика, а черт — горы, Олонецкую губернию и бабью породу". Каким бы ни был мужик плохим и "не баским", да к тому же и бездельником, все равно он считался выше даже самой примерной жены уже потому, что она — баба. Большинство мужиков признавали наличие "души" у бабы, но душа эта, по их мнению, была не совсем настоящая, поскольку за свою "душу" мужик платил налог, а с бабы его не брали. Профессор А.И. Колмогоров так писал о жизни вепсов: "Огромный процент незаконнорожденных детей — "богдановичей" показывает, что девицы не особенно "наблюдают за собой". Но это никого не удивляет, и женихи не думают избегать такую девушку, так как брак у чухаря — коммерческая сделка. Супружеская верность также не особенно высока. Грешат одинаково и мужчины и женщины. У многих женщин, кроме мужа, есть еще и "дружок" из молодых парней, который жил на ее средства".

Королькова Л.В. Ведущий научный сотрудник РЭМ, кандидат исторических наук


От себя могу добавить, что в тексте видно противоречие: с одной стороны, говорится, что у женщины не было имущества и прав, с другой - они могли содержать молодого "дружка" за свои средства. Сейчас не каждая женщина любовника прокормит))

Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
mishuk_m
Feb. 9th, 2017 07:04 pm (UTC)
Интересно)
aleksandra_che
Feb. 9th, 2017 08:31 pm (UTC)
Интересно, что комментарии пока только от мужчин. Женщины не удивились, что ли?
mishuk_m
Feb. 9th, 2017 08:49 pm (UTC)
В целом коренные малые народы интересны.
toi_samyi
Feb. 9th, 2017 08:28 pm (UTC)
ну, в целом, оно так везде было
а чего это они Олонецкую губернию не любили?
aleksandra_che
Feb. 9th, 2017 08:31 pm (UTC)
А вот этого я не знаю)
Наверное, потому что жили в ней. Хотя доподлинно утверждать не могу, как именно расселились вепсы в ту пору. Сейчас осталось немного вепсов в Карелии, в Ленобласти и в Вологодской. Про Архангельскую не уверена.
toi_samyi
Feb. 9th, 2017 08:46 pm (UTC)
то есть как это осталось немного? а куда они делись?
aleksandra_che
Feb. 10th, 2017 06:49 am (UTC)
Так разъехались. И мешались с другими народностями. Хотя "весь" - это, вроде как, они и есть.
toi_samyi
Feb. 10th, 2017 07:21 am (UTC)
так же как и все остальные великороссы, многие из которых уже давно не знают, как назывались их предки
yana__
Feb. 10th, 2017 10:05 pm (UTC)
Странно. Я думала, с потерей девственности до брака раньше строго было. У всех народностей. И как-то странно: учится-учится, перенимает обычаи, собирает себе приданое, готовится стать женой, а себя не соблюла...
Богданович, получается, богом данный? Вот оно откуда.
Ну, а про то, что женщина не имела прав... может, оно так и лучше было. Вот теперь женщины добились себе прав, и что? Хотя меня, современную женщину, конечно, покоробило:)
aleksandra_che
Feb. 11th, 2017 08:44 am (UTC)
Я тоже несколько удивлена этим фактом. Столько сейчас пишут, что, мол, раньше чистота была и непорочность, а сейчас вот распустились все. Только в СССР, похоже, секса не было)
У моей бабушки отец "нагулял" сына до свадьбы на прабабке. Так мать мальчика принесла годоваса отцу, отдала и сказала, чтоб растил, а сама пошла свою жизнь устраивать. Тогда (20-е годы ХХ века) это не было чем-то невероятным.

Про права. Я думаю, это формальность была, конечно. Наверняка, находились женщины, которые и хозяйством заправляли, и за мужа все решали.
yana__
Feb. 11th, 2017 10:56 pm (UTC)
Ого, а он мальчика-то вырастил? В 20-е годы да, было повсеместное расшатывание моральных и семейных устоев, эмансипация, свободные отношения... Потом советская власть ужаснулась и ввела свою, советскую мораль.
А вот еще у Пришвина "В краю непуганых птиц" читала, что Выговский край, то есть Архангельская и Олонецкая губернии не знали рабства, крестьяне не были крепостными никогда. Я не проверяла, все руки не дойдут, это все-таки художественное произведение, интересно, так ли это.
aleksandra_che
Feb. 12th, 2017 08:03 am (UTC)
Яна, я как-то писала, что бабушка моя из Западной Белоруссии, которая принадлежала Польше до 1939 (до пакта Молотова-Рибентропа). (Я публиковала три поста бабушкиных воспоминаний). Так что советская власть здесь ни при чем. Это были нравы крестьян. Хотя, опять же, многое зависело от воспитания.

Прадед мой мальчика вырастил, первое время даже брал его в поле с собой - сажал в борону и пахал, косил... Потом, видимо, прабабка моя стала им заниматься - там как раз бабушка моя родилась. Вырастили, как своего, тогда отношение к чужим детям было другое.

В универе читала (я историк), что северные крестьяне были в основном государственные. Здесь действительно не было помещиков. И как правило, это были крестьяне приписные (здесь были заводы) или оброчные. Это были действительно более свободные люди, но и жизнь здесь была суровая.
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel