?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Чистописание и будущее


Это тетрадь моей мамы за первый класс. Писали чернилами и на белорусском.

Пролог)
Лет десять, а может, и пятнадцать, назад моя мама случайно попала на встречу выпускников в родной белорусской деревне. Было начало лета, тепло, все решили посидеть на лавочке возле школы. Среди собравшихся был бывший мамин одноклассник Вася.
- Вася попал к нам уже в старших классах. Он был второгодником. Учился ужасно - можно сказать, и не учился совсем. Потом он снова на второй год остался. Уж не знаю, как он там школу закончил, - рассказывает мама.
Так вот, этот Вася был единственный из собравшихся, кого на встречу выпускников привез на авто личный водитель, потому что второгодник стал директором завода.

Мои мысли сегодня - про то, чему я хочу научить детей.
Мои занятия с сыном носят спонтанный характер, потому что наш образ жизни к расписанию не крепится) Хотя мы честно пытались составить график занятий с часами и днями недели - чтобы была какая-то устойчивость в освоении школьных предметов. Но, то оттепель - и так здорово лепить снеговиков; то - снегопад, то внезапные гости.
Поэтому из дней недели мы четко знаем два: субботу, когда у Сени робототехника, и четверг, когда бассейн и ТРИЗ.
Занятия по Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) были всего один раз - только сейчас начались, специально для нашей группы семейников.
И это один из важных моментов для меня - дать ребенку инструменты для решения необычных, непредсказуемых проблем.

Чему учить?
Где-то прочитала, что за последние пару лет человечество создало такой же объем информации, как и за все предыдущее время. Похоже на правду. Информации море - и вопрос теперь уже про качество информации и умение ориентироваться этом море.
Мир меняется с сумасшедшей скоростью. Те профессии, о существовании которых никто и не знал десять лет назад, являются сегодня самыми востребованными на рынке. Так как же дать ребенку необходимые знания, если мы не знаем точно, что именно будет нужно? Зачем засовывать в ребенка море информации, если часть ее уже устарела еще до того, как учебники вышли из типографии? На всякий случай? Если любой двоечник может погуглить и получить ответ за секунды, тогда как отличник потратил время на то, чтобы выучить? (Я, кстати, почти ничего не помню из большей части школьной программы средней школы - хотя у меня даже стипендия была за успеваемость)

Так ли важно сейчас красиво писать? И - посягну на святая святых - так ли нужна безупречная грамотность, если автокорректор всё поправит?

Получается, что качество, которое пригодится в будущем - это умение быстро реагировать на изменения мира. Легко отказываться от старого. Умение учиться новому - сначала видеть необходимые навыки, потом их получать. И умение изобретать это новое. Нестандартно мыслить.

И ошибки, которые при обучении совершаются, не страшны, если эти ошибки вовремя видеть, анализировать и делать из них выводы. Возможно, что сегодняшние ошибки завтра приведут к новым открытиям. Стандартное образование, к сожалению, учит ошибок бояться, если даже за исправление снижают оценку. Более того - ошибка "отстающего", который очень старался и совершил всего одну ошибку, и ошибка отличника, который очевидно может лучше, - стоят одинаково.

Еще немного про ошибки. Человек учится только тогда, когда ошибается, делает вывод и опять пробует. Если он не ошибается, значит, он уже умеет. Например, я варю суп. Если его есть можно - значит, я его варить уже умею. Если нельзя - значит, я в процессе обучения, где-то ошибка.

Ну, и совсем лирическое отступление. Кто-то "наверху" принимает решение о том, какие знания нужны обязательно - образование-то обязательное. Кто-то, кого мы не видим, но верим ему и считаем его разумнее нас, раз этот "кто-то" решает будущее наших детей. Я не про всемирный заговор сейчас, а про то, что в советские времена слепая вера власти еще была оправдана, но сейчас?

П.С. Убедительная просьба не кидаться камнями, а как-то по существу ругать мои тезисы.
Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
timarem
Feb. 11th, 2017 12:39 pm (UTC)

"Получается, что качество, которое пригодится в будущем - это умение быстро реагировать на изменения мира. Легко отказываться от старого. Умение учиться новому - сначала видеть необходимые навыки, потом их получать. И умение изобретать это новое. Нестандартно мыслить."

Полностью согласна.
Я бы еще туда добавила умение слышать, чувствовать, осознавать себя и свои потребности.
aleksandra_che
Feb. 11th, 2017 04:19 pm (UTC)
Это конечно, согласна с перечисленным. Только мне это казалось аспектом воспитания, а не образования.
timarem
Feb. 11th, 2017 04:37 pm (UTC)
Ну да :)
livejournal
Feb. 11th, 2017 02:25 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
senkinamama
Feb. 11th, 2017 02:44 pm (UTC)
И какие обязательные знания вы хотите дать детям, интересно? Умение быстро реагировать на меняющуюся обстановку - оно ведь должно на чем-то базироваться на самом деле.
aleksandra_che
Feb. 11th, 2017 04:26 pm (UTC)
Безусловно, а базой является определенный метод познания мира, определенное отношение к изменениям и ошибкам. И это именно способ, а не знания. Например, ТРИЗ. У меня есть еще наметки, но не хотела бы пока раскрывать) Отрабатывать этот способ можно на чем угодно, хоть на школьной программе.
senkinamama
Feb. 11th, 2017 05:59 pm (UTC)
да ну я сталкивалась с ТРИЗ. У нас в нескольких школах это идет как обязательный предмет внеурочной деятельности. Но, честно говоря, не увидела ничего необычного, что бы это давало выпускникам по сравнению с тем, что может дать хорошо построенный учебный процесс. А школьная программа тоже сейчас у всех разная, мне интересно, что вы хотите получить на выходе, что вы видите итогом именно вашей школьной программы. Что должен будет уметь ваш сын и что знать?
aleksandra_che
Feb. 11th, 2017 07:32 pm (UTC)
Галя, Вы хотите от меня услышать, какое будущее нас ждет? Я не экстрасенс)

Смысл как раз в том, что я не знаю, что ждет моих детей, о чем я и пишу в посте. Поэтому программы будущего у меня нет, как и готовых ответов на ваши вопросы. Любая программа = не гибкость. Это готовая колея.
А навыки я описала выше.
senkinamama
Feb. 11th, 2017 07:40 pm (UTC)
не, ну я же не про будущее спрашивала)) Никто не экстрасенс)) А именно про концепцию. Мое мнение, что современное образование именно поэтому и проигрывает - у него нет концепции. Никто не задается вопросом: а что вы хотите получить на выходе? Вернее, почти никто - такой вопрос мне задавали только в вальдорфской школе. А так - кто во что горазд. Кто воспитывает патриотизм, а кто - за раздельное обучение мальчиков и девочек. Я не согласна, что любая программа - это не гибкость. Это же не заповеди. Она помогает не сползать с задачи. Но это мое мнение. Мне было интересно почитать твои мысли, Александра)
aleksandra_che
Feb. 11th, 2017 08:06 pm (UTC)
Нет, у меня нет перечня обязательных знаний и умений. Есть понимание, что я хотела бы взрастить (в том числе и гибкость), и это понимание с годами меняется. Был как-то здесь у меня пост...
А у тебя есть концепция?
senkinamama
Feb. 12th, 2017 06:24 am (UTC)
Мое мнение - ребенок к 17 годам должен хорошо ориентироваться в естествознании, математике и истории и знать хотя бы один иностранный язык хорошо. Если бы сын начал проявлять свои таланты в музыке, например, сделали бы упор на это. Я по своим ученикам вижу, что гугл и широкое распространение информации им не очень помогает, к сожалению. Чтобы знать, какие вопросы задавать, надо обладать какой-то базой знаний и уметь выбирать направление поиска. А так - ничего они не учат наизусть и учебники, зачастую, даже не открывают, а потом удивляются своим результатам.
anemona777
Feb. 11th, 2017 03:29 pm (UTC)
я не кидаться... я во многом согласна с озвученными мыслями
но я не педагог, не психолог, я просто мама... но вот моя бывшая свекровь, она, кстати, педагог-методист, с маниакальным упорством доказывает, что "красивый почерк - это красивые мысли", ни больше, ни меньше...
aleksandra_che
Feb. 11th, 2017 04:22 pm (UTC)
Красивые мысли)) Удобная какая теория - и ведь не отвертишься))
Интересно, а что значит "красивые"? Это какие? Литературно сложенные, вроде цитат? Или человечные, добрые?
Это я так - риторические вопросы.
kathleen_ka
Feb. 11th, 2017 05:52 pm (UTC)
Мне кажется, красивый почерк к мыслям не имеет никакого отношения, это просто отдельное искусство. Мне скорее наоьорот встречались люди с красивым почерком, которым сказать-то нечего, и грамотность не всегда при них. Но мне лично всегда через двигательную память всегда и стихи было проще запоминать, и грамотность ту же тренировать (хотя у меня она врожденная, но если сомневаюсь в слове - напишу и так проверю).
aleksandra_che
Feb. 11th, 2017 07:47 pm (UTC)
Я тоже пишу слово и смотрю - нравится ли мне оно. Но в моем случае это зрительная память.
kathleen_ka
Feb. 11th, 2017 09:01 pm (UTC)
Ну да. Я свалила в кучу заучивание стихов через переписывание - это как раз двигательная больше память, и проверку орфографии через написание - зрительную память.
aleksandra_che
Feb. 11th, 2017 09:11 pm (UTC)
Ну, у меня в любом случае лучше зрительная память работает)
Сделать список продуктов и забыть его дома - это про меня. Но я этот список помню, как будто сфотографировала.
toi_samyi
Feb. 11th, 2017 06:59 pm (UTC)
был такой советский анекдот...
красиво как написано! похоже на простую перьевую ручку. я в основном наливные перьевые помню :-)
а спросите у мамы - когда (и сколько) они в школе сдавали экзамены?
а то мне некого из БССР спросить
aleksandra_che
Feb. 11th, 2017 07:46 pm (UTC)
У маминой истории есть продолжение: Вася предложил директору, пришедшему на вечеринку, помощь в улучшении дороги во дворе школы. И потом прислал пару машин то ли щебня, то ли асфальта. Директору было неловко)

Да, писали тогда красиво. И это в семь лет!

Спрошу, если не забуду.
toi_samyi
Feb. 11th, 2017 08:27 pm (UTC)
да, в каждой шутке есть доля шутки
dezzis
Feb. 14th, 2017 04:17 pm (UTC)
У меня тоже есть в запасе история про двоечника-хулигана, который стал предпринимателем.Возил маму на лечение в Китай.Не думаю, что тут есть некая закономерность. Мне кажется, тут дело в жизнестойкости.В особенности характера.Я даже думаю, что таких детишек трудно вообще каким-то воспитанием исправить, или направить по другой дороге.
liionka
Mar. 1st, 2017 01:52 pm (UTC)
Осмысление нашего образования с мужем ( мы оба отличники в школе) привело нас к неутешительным выводам. Сейчас мы осваиваем новый образ жизни на земле. И оказывается, что школа нам почти ничего для этого не дала. Спасибо, что шить я научилась, да и то, потому что самой интересно было.
Важно, что у нас обоих сформирован навык самообразования(но это не заслуга школы, а скорее влияние наших родителей, их пример). На то же направляю своих детей. Чтобы учились мыслить. Кстати, по моим наблюдениям любые попытки внешне организовать учебный процесс, составлять расписания и т.п. только мешают детям выстраивать собственную мысль.
Если им и нужна помощь, то мягкая, ненавязчивая, между делом. Мне кажется, что наше "образование" внешне со стророны выглядит как ничегонеделание, сплошные стругалки,вырезалки, игры собственного сочинения. Но и эти занятия приносят свои результаты. Периодически дети выдают такие вещи, что сама удивляюсь. Важно, что происходит их эмоциональное созревание. Счтаю, что это важнее интеллектуального развития.
Так или иначе дети учатся на примере своих родителей, которых они постоянно копируют. Меньше всего им нужны русский, математика, физика, химия в том виде, в котором они преподносятся в школе.
А когда эти знания удается освоить в процессе жизни, изготовить щелок, простое мыло, понять как устроена система солнечных батарей, понять необходимость гигиены, чистоты в доме(параллельно изучаем, читаем о плесени, микроорганизмах, о том как работает наш иммунитет) и т.д. Большинство из этих знаний мне не было дадено ни в школе, ни в Универе, а если уж что-то и давалось, то возникало много вопросов в стройности изложения. Какие-то вещи противоречат, задаю сама себе вопросы, дети тоже стремятся на них отвечать в силу своего понимания. И так нам всем интересно. И мне, и детям.
Не все они возьмут сразу и запомнят, но размышлять точно научатся, наблюдать и пытаться осознать почему так, а можно ли по-другому...
Так они научатся создавать жизнь по своему разумению, а не по чьей-то чужой мысли...
Извините, если немного сумбурно. Но главную мысль я, надеюсь, передала.
joeck_12
Mar. 20th, 2017 11:00 am (UTC)
почерк как в прописи, безупречный.
Но на мой взгляд почерк никак не влияет ни на успеваемость, ни на ум, ни на какие-то жизненные успехи.
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel