?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост


Арсению год с копейками.

В последнее время лента постоянно приносит одну и ту же тему, которую вкратце можно свести к одному вопросу: как воспитать детей жизнеспособными, если не заставлять их развиваться. Как научить детей преодолевать трудности, если они их преодолевать не хотят? Ведь жизнь не будет сказочкой на ночь, там точно будут проблемы.

Мне даже пару писем пришло в личку с просьбой проконсультировать, что делать с ребенком, который ничего не хочет. Или хочет, но только планшет и лего. Я сама не до конца разобралась, какие уж тут консультации.

Стремление родителей впихнуть в детей побольше полезных навыков, знаний, умений и привычек дошло до абсурда. Сначала мама выбирает, чем будет заниматься ребенок всю жизнь, потом в три-пять лет отводит его туда, а затем начинает придумывать для ребенка мотивацию, почему ему должно хотеться этим заниматься. У детей не спрашивают. И правда - что может ответить трехлетка? Вероятней всего он скажет, что хочет водить космолёт или станет иностранной принцессой (в зависимости от пола).

Родители так часто выбирают за детей, что им делать, что многие дети даже не подозревают о том, что у них может быть свое мнение. Или выбор. И часто потом, в подростковом возрасте, они объявляют бунт, говорят, что их все достали, и ложатся на диване с планшетом. Если у них остались силы бунтовать. Возможно, они просто кивнут и пойдут в выбранный папой ВУЗ.

Из всего этого у меня вытекает несколько вопросов. Скорее риторических:
- как понять, что ребенок научился преодолевать трудности, побеждать свою лень и стремиться к лучшему, после чего от него можно уже отстать? Есть ли критерий?
- почему бы не готовить к трудностям с рождения? Зачем терять три-пять лет? До трех - самый восприимчивый возраст, мозг формируется и тд. В Японии готовили ниндзя с младенчества.
- как быть, если у ребенка нет способностей к тому, чем занимается? Это ведь трудность? Пусть привыкает делать то, что тяжело дается?
- не являются ли искусственные трудности ложью?
- как в дальнейшем ребенок будет выбирать свой путь сам, если не он всё детство решает, что ему делать? В каком возрасте можно уже отстать и разрешить лежать на диване? Как он сформирует свое мнение?
- как ребенок научится уходить от дел, которые ему неприятны/неинтересны? Ведь есть вероятность, что он так и будет всю жизнь на нелюбимой работе после нелюбимой учебы, с нелюбимой женой, с неинтересными людьми. Не всё в жизни нужно заслужить тяжелым трудом.

Очень часто, как мне кажется, из виду упускается то, что преодолевать трудности/себя можно разными путями. Например, я поддерживаю порядок в доме. Можно всё убрать самому. Можно договориться с мужем и убирать по-очереди, вместе или разделить обязанности. Можно припахать детей. Можно вообще не убирать и ждать, пока кому-то надоест, и он уберется. Можно заработать денег, нанять домработницу. Купить отпаривающий пылесос и превратить уборку в развлечение. Пример примитивный, но на нем видно, что я даже на диване могу решить вопрос нелюбимого занятия, если заработаю денег за компом и найму уборщицу. Или с мужем договорюсь. Могу сделать дело любимым - позвать подругу, отправить мужа и детей в город и закатить генеральную уборку под музыку с бокалом вина.

Мир многогранен. Не только спорт является примером преодоления себя/трудностей. Есть разные приёмы взаимодействия с миром.
Кто-то от природы ищет для себя легких путей. Например, надо держать тело в форме, но в спортзале скучно. Можно же заняться чем угодно: сноуборд, ролики, танцы, батуты - это будет и весело, и результативно.

Есть трудяги, которые только потом и кровью добиваются своего. Чтобы достичь результата, им нужно много учиться и работать. Они в тренажерке, на беговой дорожке, в бассейне три раза в неделю.

Есть люди, которые умеют классно договариваться. Они в любой ситуации найдут возможность договориться и еще заработать впридачу. Если им нужно красивое тело, они не только его получат, но еще и денег срубят - например, сами будут тренировать или организуют походы, тренировки.

Есть люди, мастерски играющие на публику. Они будут подбирать наряды, не есть после шести и выглядеть превосходно. Все окружающие будут уверять их, что они великолепны. Они кого угодно проведут, и себя в то числе.

Есть те, которые встанут с дивана только ради подвига - не меньше.

Когда я занимаюсь с детьми, я вижу колоссальные различия в их подходах к проблемам. Арсений будет искать лёгкий путь, уходить думать и возвращаться, Агата - долго и упорно работать, не всегда понимая, правильно ли она делает, Макар будет договариваться с окружающими, чтобы они сделали за него.

Ни одна из этих категорий не лучше другой. Более того, я уверена, что постулат "жизнь - это постоянное преодоление себя" вывели те, кому тяжело живётся. Они хотят, чтобы остальные тоже прошли через трудности, потому жизнь - это боль так надо.

У меня еще один вопрос напоследок. Можно ли делать то, что не нравится, с любовью, с удовольствием, с улыбкой? Кто выбирает улыбаться или страдать?

ПС. Другой вопрос, что за не-насилием над ребенком вылезет очень много аспектов жизни самих родителей, где им приходится переступать через себя, и как-то придется объяснять детям, зачем нужна школа.

Слезла с броневика.

Subscribe to  aleksandra_che

Recent Posts from This Journal

  • Обо мне (Верхний пост)

    Пост старенький, многое в доме поменялось, текст почему-то слился сплошняком. Но пусть будет приветственным постом. Наверное, когда-нибудь я изменю…

  • Почта доставляет

    Может, кто знает, куда можно нажаловаться? Мы уже несколько месяцев живем без почты — с августа наше отделение закрыто, работать некому. Наше…

  • 50 оттенков белого

    Помните известную историю про то, что у эскимосов есть 50 слов для обозначения снега? Мы, кажется, уже научились различать 50 его оттенков. И…

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
katya_bbch
Feb. 26th, 2017 07:23 pm (UTC)

Апплодисменты )))


А мне вспомнилось из армейского юмора: если ты не за.... долбался, значит, ты не поработал.


И всякое прочее: жизнь пройти не поле перейти...

aleksandra_che
Feb. 26th, 2017 07:26 pm (UTC)
А мне не понятна пословица. Что там имеется в виду?
Что всё должно быть трудно? Или что всё в жизни неоднозначно?

Edited at 2017-02-26 07:26 pm (UTC)
katya_bbch
Feb. 27th, 2017 06:45 am (UTC)

Да, что жизнь - это априори трудности и сложности

(no subject) - aleksandra_che - Feb. 27th, 2017 06:55 am (UTC) - Expand
chonora
Feb. 26th, 2017 08:30 pm (UTC)
Какое же тебе огромное спасибо за этот текст! До меня наконец дошло, чего же я искала. Буквально очки, которые были на носу.

Я очень-очень не хочу никого обидеть, вот честное слово. И если скажешь, я сразу же удалю комментарий. Но сейчас меня прет, не могу молчать.

Мы не знакомы лично ни с тобой, ни с Катей, вы для меня - буковки и картинки на экране, а также высказанные вами идеи. Очень условно я приписывала тебе пассивную позицию: "отстаньте от ребенка, позвольте ему самостоятельно выбирать свой путь, не давите, увлекайте своим примером, но решение оставляйте за ним". Катя же активно призывала "выработать стратегию, сформулировать правила, качественно вложиться, чтобы потом не пожалеть о результате". Это очень приблизительно, потому что мы все непрерывно расшаркивались в реверансах, но именно эти две позиции я встречала на протяжении всей жизни, с теми или иными оговорками или условиями. И обе они меня не устраивали, навевали мрачную тоску, и мне не хотелось примыкать ни к одному из этих лагерей. Но получилось, что я, практикуя в собственной семье третий путь, не предполагающий ни полной свободы, ни активного менеджмента (скажем так, чтобы никого не обидеть), никак не могла сформулировать, в чем же его смысл. С чем и пришла к тебе в журнал, спровоцировав долгие споры.

И вот только сейчас до меня дошло. Мы на самом деле во все это играем.

Я иногда играю в многодетную мать, варю борщи и пеку хлеба, потом мне надоедает, и я начинаю играть в великого русского писателя букв, а семья кормит меня покупными пельменями. Сейчас я играю в исследователя и с головой погрузилась в своих обожаемых англосаксов, там кроется множество сокровищ.

Муж играет в свои, совершенно крышесносные игры. Вместе с ним мы уже двадцать с лишним лет играем в семью, периодически придумывая какие-нибудь новые сюжеты или повороты, чтобы игра не наскучивала.

Мои школьники играют в школу - мне ни разу не пришлось объяснять им, зачем она нужна. Они точно знают, и мы много раз это проговаривали, что школу в любой момент можно оставить в покое, но они еще не наигрались. Вика в свое время, в разгаре спортивной карьеры, действительно в течение нескольких лет практически ее не посещала, потом вернулась и доиграла. А Петька сейчас жаждет поиграть в школу, но его в эту игру пока не берут, и он трепещет в предвкушении. Зойка играет в гимнастку. Юрка мечтает сыграть хоть во что-нибудь серьезное, но он еще не понял, как это делается.

А как это делается? Очень просто. Соблюдай правила, не мешай играть другим, не относись к этому чересчур серьезно. Правила устанавливают сами участники игры, это важно. Пока Петя с Зоей вдвоем играют в волшебное королевство, я не лезу и не диктую, кто тут будет королем. Если же я предлагаю детям поиграть со мной, я получаю право голоса и диктую некоторые условия, на которых я согласна в этом участвовать.

Наверное, самое главное - не относиться ко всему этому серьезно. То есть конечно, когда находишься внутри игры, она должна поглощать полностью, иначе играть не слишком интересно. Но вынырнув, стоит осознаться. Я так хожу на родительские собрания - два часа играю в "правильного родителя", что-то строчу в блокноте, ахаю и сокрушенно качаю головой, слушая учителей, оживленно обсуждаю, за чей счет будут приобретаться тряпки для досок. Потом выхожу из школы, закуриваю, стряхиваю морок и поражаюсь - вот это я дала!

Это все вообще несерьезно, но мне нравится. В конце концов, рано или поздно папа позовет домой, и все игры закончатся.
aleksandra_che
Feb. 27th, 2017 05:02 am (UTC)
Странно, мне казалось, что именно ты играешь в "выработать стратегию и качественно вложиться" ))))
chonora
Feb. 27th, 2017 05:21 am (UTC)
Да? Сейчас я думаю, что на все Катины очень правильные и техничные выкладки я просто волком завывала: "Но это же так скууучно... Никто не будет в такое играть!"
(no subject) - aleksandra_che - Feb. 27th, 2017 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Feb. 27th, 2017 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Feb. 27th, 2017 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Feb. 27th, 2017 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Feb. 27th, 2017 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Feb. 27th, 2017 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Feb. 27th, 2017 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Feb. 27th, 2017 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Feb. 27th, 2017 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Mar. 2nd, 2017 01:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Mar. 2nd, 2017 04:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Mar. 3rd, 2017 03:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Mar. 3rd, 2017 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Mar. 3rd, 2017 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Mar. 3rd, 2017 08:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Mar. 3rd, 2017 08:35 am (UTC) - Expand
slavetnaya
Mar. 2nd, 2017 02:22 am (UTC)
Не согласна. У Саши есть стратегия, правила и конкретные ограничения. Я, на самом деле, даже если бы мой ребенок засел за комп, во-первых, посмотрела, на что его тянет - стрелялки - плохой звоночек (но не заклевывала бы его как курица сразу "нельзя!!!") и посмотрела бы что в атмосфере не так, а во-вторых, загрузила бы игры на логику и математику. Репетиторский опыт у меня есть. Это просто пример того, что правила - это не диктатура, если они гибкие и есть момент широты вариантов.

Про игры я тебе отвечала - что бы спортсмен классно отыграл, он должен попотеть в спорт зале. И Саша и я не пишем, как ты писала только "рекламу Майонеза" - Саша стремится к честности, что как по мне, есть первым столпом, на котором строится нормальное воспитание и я точно так же честно признаю моменты, которые не красят ни меня, ни мою родительскую семью. При этом смысл не в том, что бы оценить, повесить ярлык и тем более, осудить. Смысл в том, что бы найти решения.

Энергия - это как деньги. Если семье дать неограниченное количество средств, отпадет львиная доля проблем. Я много читаю живых дискуссий по этому поводу и вынуждена признать, что даже когда мама в евро частном доме пишет о том, что ее достает Лего в гостиной потому, что она в то же время хочет сделать зарадку по йоге, я думаю, почему нет лишних 4 метра, которые позволили бы двум членам семьи заниматься своими делами одновременно.

То же с ресурсом мамы. Когда его вдоволь, точно так же исчезает та же львиная доля проблем. Насколько я поняла, у тебя так. Потому что большая часть проблем у мам возникает из-за дефицита, в том числе энергетического ресурса. В плюс ко времени и деньгам.

При этом, игры бывают разными. Я вот пока играла в настольные на логику мои сверстники уже тратили обеды на первые автоматы. Манипуляции и интриги могут вполне помочь уйти от скандалов, столкновения интересов, но это игры со знаком "минус". И есть дети, которые их не распознают. Т.е. они с ними работают - ребенок ходит куда надо, делает что должен и все... как в рекламе))) Ну вот я например, против этого метода, мне он чужд и вызывает отторжение. Его легко опрокинуть на лопатки, но не все дети на это способны. Я все-таки за честность. Но куча ресурса для детей у мамы - это безусловный и однозначный плюс.

Скукота... ну... есть скучные занятия. Решать задачи скучно, прописи писать скучно, в библиотеке сидеть скучно. Если нет приучения работать головой. Приведенные тобой мотивы - работать на симпатичного тренера и публику означают для меня зависимость от внешней доминанты. Для меня внешне ориентированные люди (куплю айфон - это тоже работа на публику) по жизни не интересны. Они флюгеры на социальном ветру, а с учетом нашего социума, это то, от чего ребенку нужно давать иммунитет.

Конкуренция - это тоже внешнее ориентирование - нужен соперник, а как без доминанты?

Я "за" Сашин вариант - создавать условия, в которых ребенок слушает себя. Что ему есть, во что играть и к чему стремится. Это залог воспитания личности.

Мне вспоминается случай, произошедший во время периода дизайнерства. Если очень коротко, за мной заехала расфуфыренная подруга и вытащила меня в ночной клуб. Я поперлась в кроссовках, джинсах и ненакрашенная - мне плевать на то как принято и я не преследую цели обратить на себя внимание или нравится - у меня нет доминанты, если я сама себе ее не придумаю. В итоге с умным и богатым мальчиком (олигарх) познакомилась я и мы всю ночь проиграли в настольный теннис у его друга в подвале частного дома. Подруга негодовала, так как она считала, что выводит в свет синий чулок. Что я не конкурент, в ее системе координат и не выполняя манипуляций общества с модными телефонами и каблуакми 12 см априори аутсайдер. В плюс к этому, пока мы не вышли из кафе, в которое пошли перед клубом, ей не хватило человеческих качеств, принять ухаживания с виду забитого мч, а когда она увидела Мерседесы и охрану было поздно, так как он запал на меня, так как я, в свою очередь, решила не отвергать приятного забитого внешне молодого человека сугубо из чувства... человечности.

Так что... нужно слушать себя и учить этому детей. Как по мне.
timarem
Feb. 26th, 2017 11:04 pm (UTC)
Согласна:)
Даже сказать нечего - согласна:)
nadiya_andersen
Feb. 27th, 2017 10:00 am (UTC)
Ухх.. обширная тема для размышлений.. НАверное каждый родитель решает сам - заставлять или нет. Я почти не заставляю. Заставляю ходить в русскую школу и делать домашние задания (как русские так и датские) Но заставить ходить на спорт или заниматься музыкой не могу, не хочу и не буду. Считаю что тут ребенок берет пример с родителей. ТК мы с мужем далеко от спорта и от музыки - то вряд ли ребенок будет этим заниматься с удовольствием (дома не оценят). Пошел на кружок "Пираты кодировок" (с подачи подруги, у котрой сын тоже там) - пока нравится, но не думаю что он выучиться кодировать в этом кружке..
Мне кажется что жизнь заставит - и сразу появится желание и язык выучить, и спортом заняться.. Или захочется - и появится желание и найдется возможность заниматься творчеством.. А если из-под палки - не, мне мои нервы и нервы ребенка дороги..
Относительно уборки - я считаю что если МЕНЯ напрягает неубранность, то я и убираю тк это меня напрягает. Мужа она напрягает меньше и он соотв убирает когда с моей т зрения уже ужас ужас, а с его - вот уже пора..
Мне хотелось бы чтобы у ребенка были обязанности, как они были у меня тк это конечно дисциплинирует. Но вот что?? Убирает у меня в основном робот. Посуду моет посудомойка, стирку - стиралка.. в итоге и поручить особо нечего..
aleksandra_che
Feb. 27th, 2017 10:05 am (UTC)
Ну, мои разгружают стиралку-посудомойку, бельё вешают - всякие мелочи. А так - в деревне дел хватает. Вот, начинаю хотеть птичек завести.

Безусловно, тема обширная. Да и дети разные. Есть такие, которых успокаивать надо, которые сами готовы всем подряд заниматься.
nadiya_andersen
Feb. 27th, 2017 10:44 am (UTC)
Я иду по пути наименьшего сопротивления - специально ждать ребенка чтобы он разобрал посудомойку - устанешь гавкать да и сама быстрее сделаю. Впрочем когда он был наканикулах дома - то я оставляла список и он разбирал и управлял пылесосом. Надо будет к развешиванию припахать чтобы научить но вообще развешивать белье сама предпочитаю -тк если повешу я - можно не гладить..
Как раз вчера обсуждали с мамами в рус школе - одна мама мужу вообще запрещает (учитывая 3х детей!) развешивать белье - вот это героизм..
(no subject) - aleksandra_che - Feb. 27th, 2017 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - nadiya_andersen - Feb. 27th, 2017 10:56 am (UTC) - Expand
slavetnaya
Mar. 3rd, 2017 07:36 am (UTC)
- как понять, что ребенок научился преодолевать трудности, побеждать свою лень и стремиться к лучшему, после чего от него можно уже отстать? Есть ли критерий?

Когда он это делает. Есть задача, он сам ее выполняет и все.

- почему бы не готовить к трудностям с рождения? Зачем терять три-пять лет? До трех - самый восприимчивый возраст, мозг формируется и тд. В Японии готовили ниндзя с младенчества.

Они с рождения и так есть - учится ходить и падать, двигать предметы, смотреть, как что-то падает, если это что-то бросить.

- как быть, если у ребенка нет способностей к тому, чем занимается? Это ведь трудность? Пусть привыкает делать то, что тяжело дается?

Смотря что это. На самом деле, все правила в своей основе жесткие, а все остальное..., как говорится. Ребенок должен уметь писать, читать, говорить, выносить определенные нагрузки как активности, так и сосредоточенности и хочет он или нет, он ему все равно придется это уметь. Другое дело - забубон родителя, который отправил ребенка без слуха на музыку - это уже, как по мне, вообще садизм. Т.е. есть база, а есть "апгрейд", смысл которого - возможность ребенка очень рано пойти по индивидуальной программе. Так же я "за" метод Насти, которая может использовать дополнительные возможности для коррекции - например, гимнастика может дать девочке походку и осанку. При этом, спорт более универсален, чем музыка, так как он прокачивает физику и это нужно каждому человеку, в то время, как концерт, если нет способностей, лучше посетить, чем исполнять.

Тут другое. талант - это не значит, что дается легко. И родитель и ребенок могут понимать способность как дар, в то время, как талантливые впахивают на порядок больше - с них больше требуют. И ребенок может срезаться с занятия, если к этому не готов и потом жаль будет всем. Тут нужно и видеть самому и уметь объяснить, почему способному труднее и зачем ему преодолевать эту гору препятствий. Реализовать свой талант - это труд.

- не являются ли искусственные трудности ложью?

Являются.

- как в дальнейшем ребенок будет выбирать свой путь сам, если не он всё детство решает, что ему делать? В каком возрасте можно уже отстать и разрешить лежать на диване? Как он сформирует свое мнение?

Когда начнет сам зарабатывать - пусть лежит сколько влезет. 16 лет - паспорт - отдельный гражданин. Если его умело в детстве ведут - умело - это помогая реализовать что-то из себя, а не насилуя чем-то своим. С мнением просто - если своя голова работает - будет свое. Голова работает хуже, когда родители пытаются заставить жить своим умом и стимулируют ребенку только эмоциональное полушарие - пряниками радуют, кнутом огорчают, заставляют плакать. Эмоциональная Украина этому показатель - договор никто не прочитал, но все хотели подписать. Радуются, огорчаются... но мало кто думает сам.

- как ребенок научится уходить от дел, которые ему неприятны/неинтересны? Ведь есть вероятность, что он так и будет всю жизнь на нелюбимой работе после нелюбимой учебы, с нелюбимой женой, с неинтересными людьми. Не всё в жизни нужно заслужить тяжелым трудом.

Выработать золотую середину. "Доводить до конца" - каждый понимает по своему. По-моему, конец секции - это карьера спортсмена. Следовательно, если ребенок научился играть например, в мяч и остыл, чего его там держать. Он получил навык, пока получал - активно нагружался, не прожигал время. То же бывает с работами и с партнерами.

Можно ли делать то, что не нравится, с любовью, с удовольствием, с улыбкой? Кто выбирает улыбаться или страдать?

Можно. Человек сам выбирает. Вопрос, если в этом смысл. Если смысл виден - может, если нет - будет страдать.

Другой вопрос, что за не-насилием над ребенком вылезет очень много аспектов жизни самих родителей, где им приходится переступать через себя, и как-то придется объяснять детям, зачем нужна школа.

Мне просто папа объяснил - это должна, это как хочешь. Есть хотим, посуду мыть - должны. На море поехать хотим - заработать на него должны. Золотая середина воспитания не раба и не мажора/наркомана/неудачника.

aleksandra_che
Mar. 3rd, 2017 08:12 am (UTC)
Все твои мысли здравые, имеют свою основу - твой опыт и твои собственные выкладки. Но на практике очень часто случается, что выкладки мамы сталкиваются с прямо противоположными взглядами папы.
И в этот момент начинается самое интересное)
slavetnaya
Mar. 3rd, 2017 08:40 am (UTC)
Это важный момент. Потому что тут тоже часто начинаются игры - иногда один самоустраняется, иногда ребенок становится пешкой в игре, иногда на разрыв - ух...
slavetnaya
Mar. 3rd, 2017 07:38 am (UTC)
Я как-то тупила за уроками, мне папа очень доходчиво коротко и ясно дал понять - больше сидишь - меньше играешь. "Надо" самые ленивые выполняют качественно и быстро)))
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel