?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Неверная опора

Родители дают детям какую-то базу: не только материальную, но и духовную, я думаю. И если материальная база в наше неспокойное время может - пшик - и испариться, то с духовной всё иначе. Даже если выросший ребенок всеми руками и ногами от родительских намёток отпихивается, то они нет-нет и выскочат в самый неподходящий момент.

Есть мнение, что детям вообще ничего давать не надо - пусть сами берут, в мире. Это касаемо материального обычно. А вот с духовным часто так и получается - сами берут, но в первую очередь в семье. Семейные ценности, установки, уровень развития, культуры - это то, на что дети опираются всю жизнь. Это их личное дно, от которого они могут оттолкнуться, чтобы всплывать идти дальше.



Я недавно увидела на своем примере, как это работает.
Жаловалась здесь в узкой группе жж-мам на то, что Макар мой падает часто. И причина мне была неясна. Умный, сообразительный мальчишка. Тонко замечает многие вещи, видит нюансы, способен "боюсь" от "волнуюсь" отличить, и розовый от оранжевого. Но падает - особенно на лестнице.

Я думала-думала. Причина-то во мне. Я каким-то образом так влияю на ребенка, что тот не вцепляется изо всех сил в балясины, а иногда вообще не держится, когда идет по ступенькам. Без меня падений не было. Я ходила за ним и маниакально повторяла "Держись крепко! Двумя ручками!" Я стояла внизу, пока он не поднимался на самую верхнюю ступеньку. Я даже пробовала его тянуть за одежду, чтобы разбалансировать и дать почувствовать, когда надо вцепиться (у Никитиных читала, как они табуретку качали под ребенком, когда он начинал забираться, чтобы тот был осторожнее). Но ничего не помогало.

И вот недавно вдруг заметила, что постоянно думаю о том, что Макар может упасть. Вот он идет к лестнице - а у меня всё сжимается. Он прыгает на комнатном батуте, а мой непослушный мозг в красках рисует, как он падает головой на пол. Это моя установка. Я не могу не думать. И я передаю её Макару - он просто опирается на неё. Макар берет моё видение его и накладывает на себя. Считает это нормой и соответствует.

С Арсением было иначе. У меня получилось больше наблюдать и доверять. Вот здесь рассказывала.
Возможно, у меня тогда просто было больше времени на подумать - ребенок был один, опасностей было меньше (?), да и Арсений более чувствительный, чем Макар. Я больше следила за мыслями, это точно.

Сейчас я дала Макару неверную опору. И сама на неё опираюсь тоже. Этому есть объяснение: нервная беременность, усталость (с тремя детьми быстрее накапливается), постоянная необходимость мониторить уже бОльшее количество детей, чем раньше - поэтому акцент ставлю на нежелательное поведение. Плюс дедушка страховал Макара гораздо чаще, чем старших - мы просто чаще виделись.

И получилось, что я представляю Макара беспомощным малышом и ему рассказываю о том же. Поменять опору не так-то просто. Но хорошо уже то, что я увидела.
Спасибо всем, кто помог.
Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
belka_sosha
Mar. 20th, 2017 09:59 pm (UTC)
я очень верю в материнские установки, у моей мамы они были сверхнегативные, и самые страшные ее прогнозы сбылись

вспомнила - я водила дочку в 1.5 года на занятия - сейчас самой смешно - и вот девушка, которые их вела, говорила, что выставляла за дверь родителей, которые боялись пускать ребенка на шведскую стенку
aleksandra_che
Mar. 21st, 2017 06:58 am (UTC)
Да, я с этим сталкивалась - особеннно малыши реагируют. Когда младенчику делают динамическую гимнастику, рекомендуется особо чувствительных бабушек из комнаты выгонять.
livejournal
Mar. 21st, 2017 06:33 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
jankagavs
Mar. 21st, 2017 08:46 pm (UTC)
У меня такие периоды бывали волнами. Не знаю до сих пор, от чего зависит - у нас каменная лестница, и мой полз наверх, вставал спиною к ней в сантиметре от конца ступеньки шел дальше. И я постоянно боялась. Ни разу не упал, правда. Он вообще мало падал. Но, видимо, я вовремя ловила себя.
У меня в другом напряжение постоянное: все время жду, что он начнет плакать и очень хотеть меня/титю/внимания/рук. И он, соответственно, хочет. Оставляю его с Доме на 5 часов, возвращаюсь - ребенок очень гармоничен, напитан, может пообниматься, но не устраивает показательных выходов из-за печки только потому, что я рядом. Через пару часов все возвращается на круги своя, и я снова в напряжении.
aleksandra_che
Mar. 22nd, 2017 10:16 am (UTC)
Ну вот у меня тоже этот момент выражен - когда забирается наверх и выпрямляется на верхней ступеньке. Только наверх он не ползет, а идет, почти не держась. А вниз не держится совсем ((

И как ты с этим работаешь? Замечать - изменять? Я просто какие-то образы из головы выкинуть не могу. Что со страхом делать?

Про твоё ожидание, что он начнет плакать: у нас так было с Сеней, слишком много внимания я направляла в это место. Мы даже с Сережей иногда в машине обсуждали: пойдём туда-то, если Сеня не будет капризничать. И он капризничал. А с Макаром про такое и не думаем даже, у нас вариантов нет: надо идти, значит, идем. И Макар себя превосходно везде ведет, даже если устал.
jankagavs
Mar. 23rd, 2017 07:30 am (UTC)
Страх просто ловила, как эмоцию. Физически ловила (слава випассане): замечала, что у меня зажимается диафрагма и поднимаются плечи, напрягается лицо. Отпускала, сразу проходил и страх. Потом просто отворачивалась и специально думала о другом или читала мантру. Перестала видеть в каждом остром уголке потенциального убийцу. Даю ножи, папины бензопилы, точилки. Он за год всего один раз чуток поцарапался бензопилой, но там опасности гораздо меньше, чем кажется. Сам вообще довольно внимателен, видимо. Много падал, когда начал вставать-ходить, или даже не падал, а стукался о стол, о ручку дивана. Прошло. Пап же его оставляет одного на полчаса на улице, если тот сам не придет в гараж, и Сам катается с горки, залезает на камни, на прицеп, и ничего с ним не случается, просто тому, что Доме даже не думает о нем...

Что же до плача: у меня какой-то пунктик, что он не должен "страдать", плакать и находиться в состоянии фрустрации. А он как раз все это мне выдает и в принципе является буземно маминым мальчиком, хотя может играть самостоятельно довольно долго, но потом обязательно придет подпитаться. И я иногда очень устаю от факта, что ни одно дело не могу сделать от начала и до конца, не прерываясь :) то-то будет с двумя...
viu_vitsu
Mar. 22nd, 2017 10:20 am (UTC)
Дети очень чутко реагируют на ожидания родителей и всеми силами стараются их оправдывать, в том числе и негативные. Ждёшь, что что-нибудь случится - и пожалуйста.
В силу обстоятельств мне приходилось оставлять дочку одну дома с 2,5 лет (в Америке меня бы точно лишили родительских прав). Ненадолго, разумеется, не больше, чем на 3-4 часа. Первое время я чуть ли не каждые полчаса бегала домой (работала в соседнем подъезде, через двор Посольства), но очень быстро поняла, что чем сильнее я переживаю, тем хуже ей же делаю. Успокоилась, расслабалась, научила пользоваться телефоном (вертушка), и детке очень быстро начало нравится быть за хозяйку. Спокойно играла, занималась своими делами.
Единственный раз, когда она вытащила папины бритвы и ими порезалась (несильно, но поучительно), мы оба были дома.
Понимаю, что не с каждым ребёнком такое прокатит, но, как мне кажется, чем сильнее доверяешь и отпускаешь от себя, относишься как ко взрослому, тем быстрее человек учится отвечать за самого себя, а не ждать постоянной страховки от других.
aleksandra_che
Mar. 22nd, 2017 10:42 am (UTC)
Тебя бы и в России лишили - по новым законам))

Да, я это всё понимаю. Но вот пару раз упал - и мозг вышел из-под контроля. Причём ничего страшного не случилось, но я активно ставила в голове метку "упал", а не "встал и дальше пошел".
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel