?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Популярная нынче установка психологов такова, что наказания для детей бессмысленны. В жизни-то наказаний нет: есть последствия неправильных поступков. Например, плохо работаешь, будет маленькая зарплата. Агрессивно общаешься с людьми - лишишься друзей. И тд. Вроде как - жизнь научит.

Конечно, непросто растить ребенка в духе последствий, когда всё детство ставили в угол. Самое интересное - даже не сорваться и запретить мультики - а то, что эти самые последствия иногда могут и не наступить.
Когда Арсений был маленький (точно возраст не помню, то ли 2,5, то ли 3,5), мы летом часто ездили на песчаный пляж и возили с собой кучу игрушек: совочки там, ведерки, мячики, машинки - всё это сын набирал сам.

(без названия)

А когда нужно было возвращаться, Сеня просто шел к машине, игрушки убирать в корзину отказывался. Мы рассказывали, что игрушки надо убрать, что здесь их бросать нельзя, что их заберет кто-то чужой и прочую родительскую "мудрость". Он не слушал, игрушки мы убирали сами. Как-то раз решили, что последствия должны наступить. И с поучительной речью кучу машинок и прочего цветного пластика мы оставили на пляже. Мол, пусть дитё убедится, что родители не просто так воздух сотрясают. Арсений не очень скучал по ним. Через несколько дней (погода не располагала к купаниям) мы вернулись на наше любимое место. Каково же было наше удивление, когда мы все игрушки обнаружили точно там, где оставили.

Сеня сказал что-то вроде: "Вот, видите, а вы переживали".

Агата. Наша дочь страшно неаккуратна. Она постоянно теряет вещи, расчески, сумочки, любимых кукол. Как-то она выпросила у меня старый телефон поиграть. Ей очень нравилось, что он розовый. Она таскала телефон везде, а я требовала, чтобы хотя бы на улицу она его не брала - была зима, они с Арсением повадились бродить по кустам и лазать по деревьям. В итоге Агата таки-уронила телефон в сугроб. Обнаружили пропажу дома. Я воспользовалась моментом и изрекла "Я ж говорила..."
Через два месяца снег сошел, телефон был случайно найден в болоте, в куске льда, во время одной из дальних вылазок. Высох и прекрасно функционирует. Последствия не наступили.

Арсений осенью чего-то расстроился и в сердцах выкинул свой плеер с наушниками из окна. Плеер сгинул в грязи и снежной каше. Я даже не ругалась, хотя разозлилась слегка, конечно. Объяснила сыну, что Агата с плеером и может в дороге слушать музыку и сказки. А он - теперь без плеера, и новый я ему не куплю в этом месте я точно назидательно подняла палец вверх. Вчера, когда солнечные лучи растопили лед на заднем дворе, сын нашел плеер, просушил на батарее и сегодня уже слушает музыку.

И вот вопрос: авторитет мой явно пошатнулся. Никакой из меня предсказатель будущего. Вероятно, я просто старею) Как теперь детям рассказывать о последствиях?
Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
glupa
Mar. 28th, 2017 09:56 am (UTC)
Ну, интересные! конечно всё на месте останется, если вы одни в деревне. В городе-то по-другому. Уронил варежку - надо найти, иначе если не люди подберут, то дворник ранним утром точно заметёт.
Игрушки во дворах - то же самое. Чужие игрушки из песочниц забирают, потому что считают, что раз оставили, значит не нужно никому. А могут и дворники прийти и выбросить, как посторонние предметы, при какой-нибудь проверке.

Техника портится в сугробах. Это они уже умные, что не включили непросушенное.
aleksandra_che
Mar. 28th, 2017 09:58 am (UTC)
Вообще-то на пляже обычно бывают туристы-рыбаки. Просто нам повезло тогда - видимо, народ без детей приезжал.
glupa
Mar. 28th, 2017 12:34 pm (UTC)
Это очень к вопросу социализации.
Потому что за переход на красный тоже последствия далеко не всегда бывают. А когда бывают - всегда неожиданно. Мне, например, однажды штраф выписали на абсолютно пустом перекрёстке. Между тем ещё ни один светофор никого не задавил.
glupa
Mar. 28th, 2017 12:40 pm (UTC)
А ещё очень врезалась в память бродяга, которая меня убеждала перейти на красный, когда я была со спящим на шее годовалым Даней. Было такое сладкое лето и такая теплынь, и я была совсем не против вероятности того, что кто-то счастливо гоняет по бульварам с ветерком на кабриолете или на тюнингованных ладах.
А она меня убеждала, что никто не посмеет мне ничего и пикнуть, и если мне надо идти - надо идти скорее.
aleksandra_che
Mar. 28th, 2017 01:03 pm (UTC)
У меня есть жесткие правила, которые касаются безопасности, в остальных случаях я детям приказов не отдаю. И дети сами принимают решения в отношении своих собственных вещей, игрушек, своей одежды или того, что им есть.
jankagavs
Mar. 28th, 2017 11:06 am (UTC)
Неужели не было ни одного случая с последствиями? Для примера. Ведь в жизни тоже так: опоздал на встречу, могут простить, а могут и шошошо. Или мне тут с сыном думалось: он поплясал по потолку, теперь много уборки - последствие... То есть, тот факт, что я хочу вымыть стены, разрисованные мелком, а не читать с ним книжку - последствие... Само собой, это мой выбор, но это уже другой разговор
aleksandra_che
Mar. 28th, 2017 12:14 pm (UTC)
Конечно, последствия бывают. Просто, если они не всегда происходят, то дети начинают справедливо сомневаться в маминых словах.

А есть еще и такая штука, как равнодушие к последствиям. Этим у нас Сережа "страдает", точнее не страдает: ему ровно - успел в кино или опоздал. И Сеня кстати в этом смысле в чем-то на него похож. С одной стороны - здорово, его состояние не зависит от внешних факторов. Но вот окружающие - в том числе семья - слегка бесится в таких случаях)
aleksandra_che
Mar. 28th, 2017 01:05 pm (UTC)
Ты думаешь, Сам видит последствия своего рисования и может сделать вывод из этого? Наш Макар радостно будет мыть со мной стену вместе со мной, ему всё нравится.
senkinamama
Mar. 28th, 2017 04:08 pm (UTC)
неужели ни разу не было, чтобы последствия не наступили?
aleksandra_che
Mar. 28th, 2017 05:03 pm (UTC)
Конечно, наступали. Но так как это происходит не всегда, то дети начали сомневаться в моих прогнозах)
Из серии "не сиди на холодном, можно простыть". Ребенок решает, что можно и не простыть. И в следующий раз уже скептически относится к любым маминым словам)
senkinamama
Mar. 28th, 2017 05:06 pm (UTC)
Основы комбинаторики и теории вероятностей внесут ясность)) Попасть в процент простывших людей - мало приятного на самом деле.
ultraboy2000
Mar. 28th, 2017 04:21 pm (UTC)

Никак, рассказывайте про вероятность наступления последствий и вероятность того кто будет решать эти последствия.

aleksandra_che
Mar. 28th, 2017 05:03 pm (UTC)
Ну вот да.
Только в большинстве случаев решать-таки мне.
ultraboy2000
Mar. 28th, 2017 06:29 pm (UTC)
Э нет, про теорию вероятностей применения тактического бревна лучше папа рассказывает. Ловко же вертит)))
viu_vitsu
Mar. 29th, 2017 10:38 am (UTC)
Весьма спорная теория. Последствия-то всякие бывают и по-разному проявляются, причём даже в случае абсолютно идентичного поведения. Сама против демонстративных наказаний наказаний (как поставить в угол, лишить мультика, отобрать телефон, не пустить гулять с друзьями), но та же расстроенная, огорчённая мама и есть реальное последствие неблаговидного поведения. Человек в процессе взросления учится, в том числе, взаимодействовать с окружающим миром и создавать самому себе наиболее благоприятные (комфортные) условия существования, в том числе в эмоциональном плане.
В эпоху изобилия и доступности довольно трудно обьяснить ребёнку, что вещи представляют ценность, но вот огорчение мамы или папы по поводу потерянной игрушки вполне доступно для понимания. Но я совершенно не имею в виду эмоциональный шантаж, которым многие родители весьма умело пользуются ("ты же не хочешь огорчить мамочку").

aleksandra_che
Mar. 29th, 2017 11:23 am (UTC)
Спасибо за мнение. Согласна - атмосфера в семье для ребенка важна тоже, только здесь главное не перегнуть с расстройством мамы.
Есть еще специфика - папу нашего вообще сложно расстроить - он непробиваемый. Вот, бывает, я расстроюсь - а муж нет. И он мне: "Да чего ж ты из-за ерунды расстраиваешься?" И здесь ребенок видит другую позицию, которая ему может быть ближе.

Да, в эпоху изобилия, не как раньше - когда на холодильник несколько лет копили. А уж плеер был вообще предметом роскоши. Сейчас гораздо проще это всё приобрести. Да и срок годности у вещей совершенно крошечный.
dezzis
Mar. 29th, 2017 04:59 pm (UTC)
Фотография завораживает. Мяч как земной шар. Не видно границы воды и неба. И бегущий по песку мальчик.
aleksandra_che
Mar. 29th, 2017 05:34 pm (UTC)
Спасибо. Снято старым телефоном сони эриксон с новорожденной девочкой на руках. Вид был невероятный.
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel