?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Просто жить сложно

Когда я разговариваю с мамой, мне зачастую кажется, что её интересуют только успехи моих детей. По крайней мере, именно этим можно объяснить те вопросы, которые она задает: как учеба? Сколько Сеня читает? Сеня пишет? Агата начала читать? Чему научился Макар? Как вы понимаете, что ребенок чему-то научился, если не ставите ему оценок?

Бесит ужасно. Это всё, что она спрашивает. Нет, еще - дети не болеют? Больше ничего. Ни про настроение, ни про то, что им нравится делать, как они проводят дни.

На днях обнаружила у себя те же симптомы это наследственное. В какой-то момент я начала отслеживать только то, что ребенок вот здесь учится, а вот здесь - нет. Причем "учеба" - это узконаправленные действия - хотя ясно, что ребенок учится всегда.



Например, вчера. Вечером включила семейный фильм - про трудного подростка. Арсений посмотрел минут десять, потом взял книгу и ушел на второй этаж читать. Ого - восхитилась я - он предпочел чтение! Вау. Раньше сын готов был смотреть всё подряд. А сейчас - читает. В моей голове тут же возникла тетрадочка со списком необходимых навыков - и я мысленно поставила галочку в графе "любовь к чтению".

Наверное, это хроническое заболевание, которому подвержены родители детей на семейном обучении (за редким исключением) - раз ребенок в школу не ходит, надо учить его чему-то постоянно. Тем более, если сам рвения не проявляет. Как итог - вместо желаемой легкости в обучении получается сложность в отношениях с собственным чадом.

Существует популярный миф о том, что естественное стремление детей к обучению и природная любознательность непременно приведут к любви к учебе. На деле оказывается, что дети вовсе не хотят сидеть часами над заданиями. Да что уж там - даже минуты для них в тягость. А почему? Потому что школьные предметы, общеобразовательная программа, ФГОСы не имеют ничего общего с природной любознательностью - невозможно в семь лет захотеть самому учить фонетику, разбирать состав числа или национальные костюмы народов РФ. Маленькими, гомеопатическими дозами это может быть инетересно, особенно в рамках увлечения ребенка чем-то (например, историей края - и тогда национальный костюм будет изучен), в рамках создания проекта по какой-то большой метапредметной теме, в рамках игры. Но в жизни?

Какой школьный предмет обычно вызывает меньше всего сопротивления? Окружающий мир. Потому что детям свойственно в этом возрасте (5-9 лет) коллекционировать информацию про мир вокруг.

Школьная программа строилась без учета потребностей детей - зато с учетом удобства взрослых. И основывается на тоже мифической необходимости этих (ФГОСовских) знаний в дальнейшей жизни. Как бы без них никуда. Это и в наших (родительских) мозгах отпечаталось навсегда - мы ж столько лет этим занимались, невозможно не поверить.

Поэтому, когда мы решили обучать ребенка дома, мы наступили на те же грабли, что и многие семейники. Программу мы можем выбрать только в рамках ФГОСа, она не отражает естественную потребность ребенка в обучении/знаниях. Нам она тоже не нравится. Но мы должны эти знания дать - и перед государством отчитаться. Хотя и мы, и дети - все понимаем, что это не то, что мы хотели бы делать по жизни.

Чувствительные, ранимые дети, со своими яркими интересами, сопротивляются сильнее всего. С мальчиками вообще засада - не может будущий мужчина часами делать то, что ему говорит делать женщина, причем она сама от этого не в восторге. И дети начинают вытекать сквозь пальцы, увиливать, придумывать истории, тупить, не понимать материал. Теряется доверием между родителями и детьми. Почему? Потому что до этого момента родители действовали (не всегда выходило, но они очень старались) в интересах ребенка. И вдруг начинают действовать в интересах - кто это придумал, я не знаю, но допустим - министерства образования.

Родители детей на СО начинают подумывать про то, что школа - не такой уж плохой вариант, лучше пусть там заставляют, а родители как бы ни при чем. Ну, все же ходят и делают - пусть наш ребенок убедится, что это обязательно. А то он думает, что только его родители такие редиски.

Я не уверна, что это шаг в нужном направлении, потому что это слабый ход. Хотя, это даже не ход, а возвращение на проторенную дорожку, когда отношениями с ребенком и его настоящими потребностями жертвуют в угоду "так надо, потому что все так делают".

На всякий случай. Мы не собираемся отдавать Сеню в школу - по крайней мере, пока он сам не попросит.

Все эти мысли и наше обучение на дому привели меня вот к какому выводу. Не столь важно, где учится ребенок. Важно именно то, чтобы родители оставались с ребенком всегда заодно, чтобы ребенок не становился должником своих родителей. Эта мысль банальна, я знаю, ее пропагандируют многие психологи, но сейчас эта мысль моя - потому что в ее основе месяцы наших с сыном борьбы и сотрудничества. Только исходя из этой позиции можно до чего-то договориться, не потерять доверия, перестать давить.

Это не означает, что на этом наши проблемы разом решены, равно как и не означает, что я здесь осуждаю родителей, которые где-то не справляются в неравном бою со школьной программой. Сама регулярно натыкаюсь на невидимые преграды. Но впредь стараюсь не ставить себя и ребенка по разные стороны баррикад, не оценивать его по стандартной шкале "должен" и "еще не умеет". Потому что в первую очередь он - человек, а потом уже ученик. Выключить "училку" сложновато, она уже столько месяцев функционирует, подбирает нужную литературу, изучила программу начальной школы, смотрит, как ученик решает олимпиадные задачи, сама писала прописи, составляла расписание.

И где-то в процессе я перестала быть мамой, которая просто любуется своим сыном, а не пытается еговтиснуть в рамки "как оно должно". Этот пост снова про принятие) Где-то отличница из меня выскакивает и начинает шашкой махать.
Subscribe to  aleksandra_che

Posts from This Journal by “семейное образование” Tag

  • Спорщики и ко

    Ах, как же мы с мужем сегодня спорили до пены у рта... Начали еще в машине по дороге из города, продолжили дома под приготовление ужина и кино. Детей…

  • Читать

    Вчера отметили (не от слова «отпраздновали») сто лет Октябрьской Революции. Смотрели Белую Гвардию, вспоминали, как революция повлияла на судьбу…

  • Учимся чему?

    Макар опять требует «матику» — занимается на сайте учи.ру Он прошёл уже несколько первых тем и дошел до того места, где нужно самому вводить…

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
crazy_koha
Apr. 2nd, 2017 12:52 pm (UTC)
Слушай, а как же с отчетами государмству быть? Разве они не обязательны.
А про ФГОС - наверное, и из него что-то полезное можно вытащить.
aleksandra_che
Apr. 2nd, 2017 01:11 pm (UTC)
Конечно, обучение по школьной программе никто не отменял. Нужно сдавать аттестации - по поводу регулярности ничего в законе нет, но образование у нас является обязательным.

Конечно, в ФГОСах есть польза. Здесь хотела рассказать о том, что они не всегда совпадают с возрастными полтребностями детей.
Ты не читала про классическое образование и тривиум? Там другой подход - три ступени, соответствующие возрасту и особенностям ребенка в определенных возрастах.
livejournal
Apr. 2nd, 2017 01:34 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
lenorchik
Apr. 2nd, 2017 03:23 pm (UTC)
Как все понимаю.... хотя дите в школе учится.
Мне кажется большая проблема еще в том, что неинтересно написаны учебники, дурацкие программы. ИМХО все надо переделывать, что-то упрощать, а что-то усложнять. (вот Вика писала, что математика в старых учебниках гораздо сложнее была, и мозги работали). А сейчас много какого-то инфо-мусора, а не знаний.
Про "окр. мир" просто молчу, ТАКАЯ каша бредовая местами.
aleksandra_che
Apr. 2nd, 2017 03:33 pm (UTC)
Учебники меня тоже повергли в шок.
По окружающему миру какие-то бессвязные темы. Дети смотрели про природу на ютуб-канале, им очень нравилось. А потом открыли рабочую тетрадь, там такая муть!

Агата увлеклась математикой. Начала складывать-вычитать потихоньку. Я ей решила видео-урок показать с сайта интернет-урок. Она до середины дослушать не смогла: настолько усложнили тему, что ребенок не уверен теперь, что умеет числа сравнивать.
stago
Apr. 6th, 2017 07:00 pm (UTC)
найдите советские учебники и учите по ним.
aleksandra_che
Apr. 6th, 2017 07:11 pm (UTC)
Да, планирую.
lenorchik
Apr. 6th, 2017 08:20 pm (UTC)
я тоже открываю ребенку ю-туб и там что-то смотрим. Или читаем, если по тетради непонятно что намучено.
Какая-то диверсия, чесслово!
aleksandra_che
Apr. 2nd, 2017 04:55 pm (UTC)
Если бы учебники были интересные (а я думаю, что пора бы уж изобрести такие штуки:)), то дети бы просто читали их, как книги. Гарри Поттера же проглатывают. Почему учебники нет?
stago
Apr. 6th, 2017 06:56 pm (UTC)
В мое время (да и ваше, я думаю) учебники были достаточно интересны, чтобы прочитывать их летом, на каникулах, в целях облегчения дальнейшего обучения. Помню, классе в 6-м, я нашел на мусорке (основной поставщик книг в то время) учебник по зоологии, котоырй тщательно изучил за лето. Но на следующий год зоологию отменили, а вместо нее была обезличенная биология. Такое, знаете ли, софт порно. Хотя я в то время зачитывался "приключениями Гука" и "белым клыком". Мне были интересны животные, и, особенно, млекопитающие. НО это уже было никому не интересно, и я варился в своем собственном соку, всятавляя время от времени комментарии на уроках, в следствие чего к другим урокам этого же преподавателя (а по совместительству школьного библиотекаря) я впоследствии вообще не готовился.
lenorchik
Apr. 6th, 2017 08:15 pm (UTC)
:)
вот наверно не зря Зоология на мусорке-то валялась!
Потому что отменили ее.
Я что-то не помню, чтобы зоологию отменили. Это в каком году было?
(подозреваю схожие года обучения у нас)
lenorchik
Apr. 6th, 2017 08:17 pm (UTC)
я летом читала Гоголя "Ревизор", потому что нашла книжку в доме в деревне, где мы с бабушкой гостили. Года за 2 до школьной программы ознакомилась, практически выучив наизусть (информационный голод в деревне).
aleksandra_che
Apr. 6th, 2017 08:21 pm (UTC)
О да, я тоже у бабушки все перечитала, что было на русском языке. Бабушка была учителем русского и литературы, поэтому книг было много, и я была очень начитанным ребенком)))
lenorchik
Apr. 6th, 2017 08:25 pm (UTC)
мне не повезло тогда)
Приехали в гости, а там полторы ободранных книжки. Детей поблизости не было, телек чтоли не работал (да и нечего было смотреть в 80х годах)
скучала жуть)
месяц так кантовалась.

Edited at 2017-04-06 08:26 pm (UTC)
lenorchik
Apr. 6th, 2017 08:27 pm (UTC)
я думаю, далеко не все дети находили интересным занятием летом учебники читать)))
вы просто редкий тип.
stago
Apr. 6th, 2017 07:17 pm (UTC)
есть 2 типа мировоззрения - мозаичное и калейдоскопичное. Мозаичное - это лего-картинка. Вынь кусочек-другой - и все рассыпется. Так рассыпались многие - когда развалился советский союз. Выжили те, кто обладал калейдоскопичным мировоззрением. Калейдоскоп - это способ сочетать несочетаемое. Гибкость связей при отсутствии внятной картины мира, высокая приспособляемость, - все это признаки калейдоскопического мышления. Вся западная наука основана на калейдоскопичном мировозззрении, все эти "британские ученые", которые самим фактом своего существования как будто пытаются поверить существование бога =) Скажу сразу - жить легче с калейдоскопичным мышлением. Так же и западное образование, по примеру которого построены нынешние учебные программы в РФ. Типичная книга для " продвинутых" (купил как-то со скидкой, с мусорками уже туго) - "1000 фактов из мира науки и техники". А что с этими фактами делать в отсутствие общей картины мира? Так же у них учат и в универах - дают тебе рандомные задания на тему "пятой ноги собаки "№;дец", и ты проявляешь все свои лучшие ТАКТИЧЕСКИЕ качества. Т.е. все западное высшее образование воспитывает хороших ТАКТИКОВ при полном отсутствии СТРАТЕГИИ. Почему? Потому что калейдоскоп - он и в африке калейдоскоп. Его повернул чутка - и все факты уже сложились в иную картинку. Такими людьми легко манипулировать. Потмоу что право на стратегию имеет только определенная группа лиц, и - внезапно - она обучается совсем в иных учреждениях высшего и среднего образования. Все это постепенно вводится у нас, отсюда все эти "безумные" учебники.
aleksandra_che
Apr. 6th, 2017 07:29 pm (UTC)
Интересное мнение, спасибо.
Умение видеть последствия своих действий, умение выстраивать далеко идущие планы, которые впоследствии становятся стратегией, в современной школе получить практически нвозможно (из тех школ, что я знаю).
Чтобы мыслить стратегически, надо научиться видеть картинку целиком, уметь дистанцироваться от сегодняшнего и понимать, что получается в масштабе времени и, хотя бы, десятилетия.
Здесь могут помочь две вещи. Изучение истории - как мировой, так и нашей.
И умение не погружаться в бытовые проблемы из серии "как выжить", "что есть завтра будем" - поскольку вопрос выживания тактический и напрочь выключает способность глобально мыслить (когда жрать нечего).
lenorchik
Apr. 6th, 2017 08:13 pm (UTC)
хорошая аналитика, спасибо
я нечто подобное и подозревала

Но сейчас для народа продвигаются вроде новые парадигмы. Вперед, к светлому возврату СССР))
даешь совецкое образование в массы!
stago
Apr. 6th, 2017 06:48 pm (UTC)
Мне, наверное, будет труднее всего с моими детьми. Потому что они не будут похожи на меня, а будут похожи на свою мать. По крайней мере дочь - 100 проц. И что я смогу ей дать? Я тоже не буду отдавать их в школу. Раньше я думал, что смогу научить их сам. Потому что мне было учиться легко и интересно. В 6м классе я проверял школьные задания своих одноклассников по истории. В 8-м - по английскому. Учителям было влом, и они давали мне возможность попробовать себя в этой роли. Но это все про меня. А если они будут в свою мать? Я тогда не смогу ничего им дать в плане развития. Если им тупо будет все неинтересно? Мне страшно.
aleksandra_che
Apr. 6th, 2017 07:30 pm (UTC)
Почему Вы так уверены, что способности к развитию сильно зависят от генетики?
stago
Apr. 7th, 2017 05:30 am (UTC)
=) потому что у меня есть сестра. Мы с ней представители двух родов - отца и матери. И мы сильно различаемся, как по внешним признакам, так и внутренним, если так можно сказать. Ей никогда было не интересно учиться. Зато она отлично умела приспосабливаться. Это взгляд снизу, так сказать ;) А если смотреть сверху, то гены определяют материальную структуру человека, в т.ч и степень развития тех или иных полей или подполей головного мозга (см. цитоархитектонические поля Бродмана), совокупность и взаимодействие которых обуславливает такие признаки, как интеллект, темперамент, творческие способности и т.д.. Конечно, нельзя отрицать и влияние на развитие таких параметров, как , например, среда - и здесь все сразу вспоминают про детей-маугли. НО влияние и среды, и методов воспитания, и таких более тонких механизмов, как, например, имя - все это подобно огранке камня, который вам изначально дан природой. А вот какой у вас будет камень - алмаз или известняк, зависит уже как раз от генетических данных.
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel