Александра Че (aleksandra_che) wrote,
Александра Че
aleksandra_che

Categories:

Просто жить сложно

Когда я разговариваю с мамой, мне зачастую кажется, что её интересуют только успехи моих детей. По крайней мере, именно этим можно объяснить те вопросы, которые она задает: как учеба? Сколько Сеня читает? Сеня пишет? Агата начала читать? Чему научился Макар? Как вы понимаете, что ребенок чему-то научился, если не ставите ему оценок?

Бесит ужасно. Это всё, что она спрашивает. Нет, еще - дети не болеют? Больше ничего. Ни про настроение, ни про то, что им нравится делать, как они проводят дни.

На днях обнаружила у себя те же симптомы это наследственное. В какой-то момент я начала отслеживать только то, что ребенок вот здесь учится, а вот здесь - нет. Причем "учеба" - это узконаправленные действия - хотя ясно, что ребенок учится всегда.



Например, вчера. Вечером включила семейный фильм - про трудного подростка. Арсений посмотрел минут десять, потом взял книгу и ушел на второй этаж читать. Ого - восхитилась я - он предпочел чтение! Вау. Раньше сын готов был смотреть всё подряд. А сейчас - читает. В моей голове тут же возникла тетрадочка со списком необходимых навыков - и я мысленно поставила галочку в графе "любовь к чтению".

Наверное, это хроническое заболевание, которому подвержены родители детей на семейном обучении (за редким исключением) - раз ребенок в школу не ходит, надо учить его чему-то постоянно. Тем более, если сам рвения не проявляет. Как итог - вместо желаемой легкости в обучении получается сложность в отношениях с собственным чадом.

Существует популярный миф о том, что естественное стремление детей к обучению и природная любознательность непременно приведут к любви к учебе. На деле оказывается, что дети вовсе не хотят сидеть часами над заданиями. Да что уж там - даже минуты для них в тягость. А почему? Потому что школьные предметы, общеобразовательная программа, ФГОСы не имеют ничего общего с природной любознательностью - невозможно в семь лет захотеть самому учить фонетику, разбирать состав числа или национальные костюмы народов РФ. Маленькими, гомеопатическими дозами это может быть инетересно, особенно в рамках увлечения ребенка чем-то (например, историей края - и тогда национальный костюм будет изучен), в рамках создания проекта по какой-то большой метапредметной теме, в рамках игры. Но в жизни?

Какой школьный предмет обычно вызывает меньше всего сопротивления? Окружающий мир. Потому что детям свойственно в этом возрасте (5-9 лет) коллекционировать информацию про мир вокруг.

Школьная программа строилась без учета потребностей детей - зато с учетом удобства взрослых. И основывается на тоже мифической необходимости этих (ФГОСовских) знаний в дальнейшей жизни. Как бы без них никуда. Это и в наших (родительских) мозгах отпечаталось навсегда - мы ж столько лет этим занимались, невозможно не поверить.

Поэтому, когда мы решили обучать ребенка дома, мы наступили на те же грабли, что и многие семейники. Программу мы можем выбрать только в рамках ФГОСа, она не отражает естественную потребность ребенка в обучении/знаниях. Нам она тоже не нравится. Но мы должны эти знания дать - и перед государством отчитаться. Хотя и мы, и дети - все понимаем, что это не то, что мы хотели бы делать по жизни.

Чувствительные, ранимые дети, со своими яркими интересами, сопротивляются сильнее всего. С мальчиками вообще засада - не может будущий мужчина часами делать то, что ему говорит делать женщина, причем она сама от этого не в восторге. И дети начинают вытекать сквозь пальцы, увиливать, придумывать истории, тупить, не понимать материал. Теряется доверием между родителями и детьми. Почему? Потому что до этого момента родители действовали (не всегда выходило, но они очень старались) в интересах ребенка. И вдруг начинают действовать в интересах - кто это придумал, я не знаю, но допустим - министерства образования.

Родители детей на СО начинают подумывать про то, что школа - не такой уж плохой вариант, лучше пусть там заставляют, а родители как бы ни при чем. Ну, все же ходят и делают - пусть наш ребенок убедится, что это обязательно. А то он думает, что только его родители такие редиски.

Я не уверна, что это шаг в нужном направлении, потому что это слабый ход. Хотя, это даже не ход, а возвращение на проторенную дорожку, когда отношениями с ребенком и его настоящими потребностями жертвуют в угоду "так надо, потому что все так делают".

На всякий случай. Мы не собираемся отдавать Сеню в школу - по крайней мере, пока он сам не попросит.

Все эти мысли и наше обучение на дому привели меня вот к какому выводу. Не столь важно, где учится ребенок. Важно именно то, чтобы родители оставались с ребенком всегда заодно, чтобы ребенок не становился должником своих родителей. Эта мысль банальна, я знаю, ее пропагандируют многие психологи, но сейчас эта мысль моя - потому что в ее основе месяцы наших с сыном борьбы и сотрудничества. Только исходя из этой позиции можно до чего-то договориться, не потерять доверия, перестать давить.

Это не означает, что на этом наши проблемы разом решены, равно как и не означает, что я здесь осуждаю родителей, которые где-то не справляются в неравном бою со школьной программой. Сама регулярно натыкаюсь на невидимые преграды. Но впредь стараюсь не ставить себя и ребенка по разные стороны баррикад, не оценивать его по стандартной шкале "должен" и "еще не умеет". Потому что в первую очередь он - человек, а потом уже ученик. Выключить "училку" сложновато, она уже столько месяцев функционирует, подбирает нужную литературу, изучила программу начальной школы, смотрит, как ученик решает олимпиадные задачи, сама писала прописи, составляла расписание.

И где-то в процессе я перестала быть мамой, которая просто любуется своим сыном, а не пытается еговтиснуть в рамки "как оно должно". Этот пост снова про принятие) Где-то отличница из меня выскакивает и начинает шашкой махать.
Tags: Арсений, открытия, само-копание, семейное образование
Subscribe

Posts from This Journal “семейное образование” Tag

  • Какой сегодня день?

    Агата спрашивает: ⠀- Какой сегодня день? ⠀И я морщу лоб. Кажется, воскресенье. ⠀-А цифра какая у этого дня? Ну, там двадцатое воскресенье или…

  • О пользе критики

    Дети слушают мелодию Шумана на планшете. Вопрос: какой характер музыки? Сеня: — Спокойный, радостный. Агата: — А я думаю, звучайный и пимистичный!…

  • Агата и ко

    На носу День рождения Арсения. Агата: — Арсений, завтра я тоже куплю тебе сюрприз. — А у тебя деньги-то есть? — Деньги? — Агата смешно морщит носик…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments