?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Просто жить сложно

Когда я разговариваю с мамой, мне зачастую кажется, что её интересуют только успехи моих детей. По крайней мере, именно этим можно объяснить те вопросы, которые она задает: как учеба? Сколько Сеня читает? Сеня пишет? Агата начала читать? Чему научился Макар? Как вы понимаете, что ребенок чему-то научился, если не ставите ему оценок?

Бесит ужасно. Это всё, что она спрашивает. Нет, еще - дети не болеют? Больше ничего. Ни про настроение, ни про то, что им нравится делать, как они проводят дни.

На днях обнаружила у себя те же симптомы это наследственное. В какой-то момент я начала отслеживать только то, что ребенок вот здесь учится, а вот здесь - нет. Причем "учеба" - это узконаправленные действия - хотя ясно, что ребенок учится всегда.



Например, вчера. Вечером включила семейный фильм - про трудного подростка. Арсений посмотрел минут десять, потом взял книгу и ушел на второй этаж читать. Ого - восхитилась я - он предпочел чтение! Вау. Раньше сын готов был смотреть всё подряд. А сейчас - читает. В моей голове тут же возникла тетрадочка со списком необходимых навыков - и я мысленно поставила галочку в графе "любовь к чтению".

Наверное, это хроническое заболевание, которому подвержены родители детей на семейном обучении (за редким исключением) - раз ребенок в школу не ходит, надо учить его чему-то постоянно. Тем более, если сам рвения не проявляет. Как итог - вместо желаемой легкости в обучении получается сложность в отношениях с собственным чадом.

Существует популярный миф о том, что естественное стремление детей к обучению и природная любознательность непременно приведут к любви к учебе. На деле оказывается, что дети вовсе не хотят сидеть часами над заданиями. Да что уж там - даже минуты для них в тягость. А почему? Потому что школьные предметы, общеобразовательная программа, ФГОСы не имеют ничего общего с природной любознательностью - невозможно в семь лет захотеть самому учить фонетику, разбирать состав числа или национальные костюмы народов РФ. Маленькими, гомеопатическими дозами это может быть инетересно, особенно в рамках увлечения ребенка чем-то (например, историей края - и тогда национальный костюм будет изучен), в рамках создания проекта по какой-то большой метапредметной теме, в рамках игры. Но в жизни?

Какой школьный предмет обычно вызывает меньше всего сопротивления? Окружающий мир. Потому что детям свойственно в этом возрасте (5-9 лет) коллекционировать информацию про мир вокруг.

Школьная программа строилась без учета потребностей детей - зато с учетом удобства взрослых. И основывается на тоже мифической необходимости этих (ФГОСовских) знаний в дальнейшей жизни. Как бы без них никуда. Это и в наших (родительских) мозгах отпечаталось навсегда - мы ж столько лет этим занимались, невозможно не поверить.

Поэтому, когда мы решили обучать ребенка дома, мы наступили на те же грабли, что и многие семейники. Программу мы можем выбрать только в рамках ФГОСа, она не отражает естественную потребность ребенка в обучении/знаниях. Нам она тоже не нравится. Но мы должны эти знания дать - и перед государством отчитаться. Хотя и мы, и дети - все понимаем, что это не то, что мы хотели бы делать по жизни.

Чувствительные, ранимые дети, со своими яркими интересами, сопротивляются сильнее всего. С мальчиками вообще засада - не может будущий мужчина часами делать то, что ему говорит делать женщина, причем она сама от этого не в восторге. И дети начинают вытекать сквозь пальцы, увиливать, придумывать истории, тупить, не понимать материал. Теряется доверием между родителями и детьми. Почему? Потому что до этого момента родители действовали (не всегда выходило, но они очень старались) в интересах ребенка. И вдруг начинают действовать в интересах - кто это придумал, я не знаю, но допустим - министерства образования.

Родители детей на СО начинают подумывать про то, что школа - не такой уж плохой вариант, лучше пусть там заставляют, а родители как бы ни при чем. Ну, все же ходят и делают - пусть наш ребенок убедится, что это обязательно. А то он думает, что только его родители такие редиски.

Я не уверна, что это шаг в нужном направлении, потому что это слабый ход. Хотя, это даже не ход, а возвращение на проторенную дорожку, когда отношениями с ребенком и его настоящими потребностями жертвуют в угоду "так надо, потому что все так делают".

На всякий случай. Мы не собираемся отдавать Сеню в школу - по крайней мере, пока он сам не попросит.

Все эти мысли и наше обучение на дому привели меня вот к какому выводу. Не столь важно, где учится ребенок. Важно именно то, чтобы родители оставались с ребенком всегда заодно, чтобы ребенок не становился должником своих родителей. Эта мысль банальна, я знаю, ее пропагандируют многие психологи, но сейчас эта мысль моя - потому что в ее основе месяцы наших с сыном борьбы и сотрудничества. Только исходя из этой позиции можно до чего-то договориться, не потерять доверия, перестать давить.

Это не означает, что на этом наши проблемы разом решены, равно как и не означает, что я здесь осуждаю родителей, которые где-то не справляются в неравном бою со школьной программой. Сама регулярно натыкаюсь на невидимые преграды. Но впредь стараюсь не ставить себя и ребенка по разные стороны баррикад, не оценивать его по стандартной шкале "должен" и "еще не умеет". Потому что в первую очередь он - человек, а потом уже ученик. Выключить "училку" сложновато, она уже столько месяцев функционирует, подбирает нужную литературу, изучила программу начальной школы, смотрит, как ученик решает олимпиадные задачи, сама писала прописи, составляла расписание.

И где-то в процессе я перестала быть мамой, которая просто любуется своим сыном, а не пытается еговтиснуть в рамки "как оно должно". Этот пост снова про принятие) Где-то отличница из меня выскакивает и начинает шашкой махать.

Posts from This Journal by “семейное образование” Tag

  • Какой сегодня день?

    Агата спрашивает: ⠀- Какой сегодня день? ⠀И я морщу лоб. Кажется, воскресенье. ⠀-А цифра какая у этого дня? Ну, там двадцатое воскресенье или…

  • О пользе критики

    Дети слушают мелодию Шумана на планшете. Вопрос: какой характер музыки? Сеня: — Спокойный, радостный. Агата: — А я думаю, звучайный и пимистичный!…

  • Агата и ко

    На носу День рождения Арсения. Агата: — Арсений, завтра я тоже куплю тебе сюрприз. — А у тебя деньги-то есть? — Деньги? — Агата смешно морщит носик…

Comments

lenorchik
Apr. 6th, 2017 08:17 pm (UTC)
я летом читала Гоголя "Ревизор", потому что нашла книжку в доме в деревне, где мы с бабушкой гостили. Года за 2 до школьной программы ознакомилась, практически выучив наизусть (информационный голод в деревне).
aleksandra_che
Apr. 6th, 2017 08:21 pm (UTC)
О да, я тоже у бабушки все перечитала, что было на русском языке. Бабушка была учителем русского и литературы, поэтому книг было много, и я была очень начитанным ребенком)))
lenorchik
Apr. 6th, 2017 08:25 pm (UTC)
мне не повезло тогда)
Приехали в гости, а там полторы ободранных книжки. Детей поблизости не было, телек чтоли не работал (да и нечего было смотреть в 80х годах)
скучала жуть)
месяц так кантовалась.

Edited at 2017-04-06 08:26 pm (UTC)

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel