?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Не едок

Снова мой любимый вариант - что было и как стало.
Наверное, вряд ли кто помнит мои рассказы про питание маленького Сени. Можно глянуть здесь и здесь. Если кратко: есть сына не заставляли, еду выбирал сам. Я готовила ему то, что он просил - если было время и продукты в наличии. С Арсением эксперимент получился чистый - потому что была возможность выполнять условия: готовить по требованию. С младшими детьми уже так не получилось.



Смысл эксперимента. Мы едим больше, чем надо. Я предполагала, что человек сам может научиться решать, что ему есть, сколько и когда, и это будет всегда здоровый выбор. Есть некий внутренний компас, который правильно подсказывает, но компас этот дается при рождении, и потом, со временем его указания становятся плохо различимы - если в детстве не следовать. Но если с самого рождения маленький человек будет сам решать и слушать себя всегда в этом вопросе, то у него будет развита чувствительность очень сильно. Тогда не будет лишнего веса и сопутствующих заболеваний, связанных с неправильным питанием. Это если сложно объяснять. Если просто - доверие выбору ребенка, потому что он чувствует себя лучше, чем мы.

Оказывается, подобный эксперимент над детьми уже проводился - чуть меньше ста лет назад. Любопытные результаты много где опубликованы. Например, здесь.

Что касается наших результатов - Арсению уже восемь лет - вот то, что я вижу:

- Арсений ест мало и очень избирательно. Это можно назвать раздельным питанием, потому что он очень долго предпочитал есть какой-то один продукт за один прием пищи. И сейчас выбирает несложные блюда.
Сеня совершенно спокойно говорит "Спасибо, я не голоден" при накрытом праздничном столе со всякими яствами, чем повергает в шок бабушек. В этом месте я ему завидую))

- Арсений выглядит хорошо. Он крепкий и мускулистый парень (на фото ему семь), подтягивается пять-шесть раз легко, сколько отожмется - даже не знаю. Стоит на голове, ходит на руках. Хотя бабушка охает, что он худой. Жира нет - это точно.

- Мясо ест гораздо реже, чем я готовлю. Рыбу почти не ест, хотя был период в года три, когда он мог рыбу есть каждый день.

- Арсений легко откажется от обеда, если не будет блюда, которое его устраивает. Он не ходит голодный, нет. Такое ощущение, что он гораздо меньше зависит от приемов пищи, чем мы. Поесть один раз в день для него - нормально. И еще йогурт или яблоко. Получается, что его организм не требует всех тех витаминов и минералов, на которых настаивают медики.

- Есть продукты, которые определенно вызывают зависимость - сладкое, например. Если оно в доме есть - именно заводские сладости, конфеты или печенье, то Сеня будет его хотеть. Думаю, здесь воздействие на разных планах: яркая упаковка, сам продукт (сахар) плюс его недоступность (мы стараемся не покупать много сладкого домой). Если у нас нет гостей, сладкое не покупается, то дети отвыкают от ежедневной "дозы" и спокойно обходятся без нее. Мед и фрукты в свободном доступе. Варенье, сухофрукты, пироги - тоже.

- У Арсения больше, чем у других в семье, чувствительность к некачественным продуктам. Он по-прежнему по запаху определяет, всё ли хорошо с едой. Но если все-таки съедает что-то плохое (как правило, в поездках), то ему будет плохо, тогда как остальные могут не заметить.

- Когда он болеет, то совсем ничего не ест. Впрочем, младшие тоже могут сутки голодать.

- Чувствительность сбивается общепитом, рекламой бургеров, картошкой фри и прочими сосисками, увы. У нас нет запрета на такую еду, потому что мы редко куда-то выбираемся, да и демонизировать её не хотелось бы , чтобы не возводить в ранг мечты, поэтому дети едят то, что выбирают сами - в кафешках, в поездках, в гостях. Просто я стараюсь обращать внимание детей, что еда не полезная, что может быть плохое самочувствие - чтобы они сами обратили внимание на свое состояние.

В целом у Арсения уже есть четкие предпочтения, я ведь давно ему отдельно не готовлю - семья большая. Он может сам себе что-нибудь простенькое сварганить. Первые четыре года жизни, думаю, сыграли свою роль. С младшими детьми так не вышло, потому что это сложно - всех кормить по-разному, к тому же Агата вообще всегда готова поесть - у неё другой темперамент, другая чувствительность, она очень энергичная и постоянно жует. Её легко спровоцировать застольем, да чего уж - просто хлебом с маслом.

Итого. Чувствительность можно развить - особенно, если живешь не в социуме. Дело, конечно, не только в режиме питания или отсутствии его. В этом вопросе оказалось важным и непростым доверять маленькому ребенку, потому что у нас самих связь с телом гораздо хуже.

Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
senkinamama
Apr. 26th, 2017 04:53 am (UTC)
Интересно. Он и правда у вас мускулистый и крепкий, но мне кажется, что это больше конституция, чем питание.
aleksandra_che
Apr. 26th, 2017 04:57 am (UTC)
А я и не писала, что это от еды. Имелось в виду, что его малоедение не делает его тощим и субтильным.

Мышцы не могут быть конституцией, это всегда результат физических усилий.
senkinamama
Apr. 26th, 2017 06:52 am (UTC)
нет, я не имела в виду мышцы, конечно. Я помню, что у вас очень спортивная семья. Речь об обмене веществ, скорее.
aleksandra_che
Apr. 26th, 2017 07:00 am (UTC)
Сложно сказать точно, что именно влияет. Это лишь мои предположения.
lenorchik
Apr. 26th, 2017 05:20 am (UTC)

Мой абахсолютно такой же в еде сейчас. Каюсь заставляли всегда съедать чуть больше чем он личго ел бы ) но не слишком ломали. Его невозможно принудить, себе дороже выходит) и сегда был и есть такой же худой как и Сеня. Но мышечный, да
Мле мнение- сниженный аппетит не факт хорошо и что ему и не надо. Как и повышенный- не факт что реально вот надо. Есть дети - едят все что не приколочено, но это же тоже неправильно. А есть которые не едят и я не считаю что это круто. Недавно в школе медосмотр был. У нашего гемоглобин 95 оказался...связываю больше с ростом конечно (10 лет) но тревожно мне как- то

aleksandra_che
Apr. 26th, 2017 06:56 am (UTC)
Видишь, ты основываешься все-таки на некоторых официальных медицинских терминах и цифрах - про аппетит и гемоглобин.

У нас несколько другой подход. Я считаю, что для здоровья столько еды не нужно, и для нас аппетит - естественная реакция голодного человека. Я ни свой гемоглобин не знаю, ни детский - если честно, не очень верю в одинаковые нормы для всех людей. Врачи до сих пор пытаются лечить низкий гемоглобин беременных, прописывая железо, в то время как существуют уже исследования, доказывающие, что низкий гемоглобин беременным зачем-то нужен (не помню всех деталей), а железо при беременности может вообще нанемти серьезный вред.

На всякий случай: ни в коем случае не считаю свою точку зрения единственно верной. Каждая из нас основывается на собственных установках.

Агата у нас, кстати, ест всё, что не приколочено.
lenorchik
Apr. 26th, 2017 07:06 am (UTC)
ну смотри у нас есть общая знакомая. Катя)
она со своим подходом к еде и экономии доводит себя до больницы и истощения иногда. это же тоже не гуд?
я так например не смогла бы никогда. если я хочу есть у меня начинает болеть желудок (тут свои проблемы, ладно), при этом я злая. нервная, мысли о еде. Вывод- те кто могут долго не есть. просто не испытывают этих чувств, им проще. потому что терпеть это нереальнр да и нельзя. Но это же не означаеи что таким людям есть не нужно! или нужно в 10 раз меньше. Некоторые не едят и доводят дело до проблем и болезней. Другое дело дети- мамы их все равно не оставят совсем без еды. И да, к тому же я признаю, что понятниие "ничего не ест" очень растяжимое для разных мам)))
lenorchik
Apr. 26th, 2017 07:10 am (UTC)
у меня есть подруга, которая в разные годы доводила себя до 40кг (можт и меньше, щас не помню, а она не афиширует) с какого-то момента поняла что так дело не пойдет. Сейчас есть всею кроме мяса,. но не смешивает много разного.
ну и выглядеть стала значительн получше)
а ведь тоже был отказ от еды со словами "я не хочу есть"
aleksandra_che
Apr. 26th, 2017 09:10 am (UTC)
Ты моего мужа видела? Сто килограмм)) Поверишь, что он ест раз в день?
Если ему надо, он может несколько килограмм согнать за неделю - нагрузками. У него вообще нет завязки на еду. В отпуске ест вместе со всеми - просто работает то, что в кафе за столом сидим. А дома почти никогда не завтракает-обедает.
Нет установок, просто прислушивается к себе.
Я так не могу.

Еще у меня есть знакомая, которая вегетарианила несколько лет, а потом ей захотелось мяса-рыбы. И она стала есть. Просто отказалась от установок - замечательный пример чувствования себя.

Я не знаю, почему твоя подруга не ела, может, у неё были установки какие-то, худой нравилось быть или депрессия - т, что она не могла осознать.
lenorchik
Apr. 26th, 2017 10:11 am (UTC)
у меня нет установок, я просто хочу жрать)))
или не хочу. Но чаще хочу. Лишнего веса почти нет (на мой взгляд я толстая, но по замерам и ИМТ- в норме)
lenorchik
Apr. 26th, 2017 10:12 am (UTC)
да, у подруги были свои замороки с весом, со внешностью. Что то близкое к анорексии. Но она как-то справилась с этим, хотя возможно успешно мимикрирует под нормального человека)))
(потому что реально она кожа да кости. просто раньше было еще хуже)
lenorchik
Apr. 26th, 2017 10:20 am (UTC)
>> Поверишь, что он ест раз в день?
да, поверю. У меня был такой шеф на одной из работ. Он завтракал кашкой. Дома вечером поздно тоже что то ел немного. Ржал над нами что мы в обед есть уходим, типа лишь бы не работать. Вот он был ну, плотный такой.
aleksandra_che
Apr. 26th, 2017 09:05 am (UTC)
Я не знаю, чем руководствовалась Катя в выборе еды. Возможно, она из-за своей стстемы потеряла чувствительность, а когда очухалась, поздно было - у нее же есть система определенная.
Если спросить Арсения, то у него как раз системы нет. Но я четко вижу связь: он может съесть на обед три тарелки борща, а потом ужинать точно не будет. И дело не в аппетите, а в реальном ощущении "мне не надо".

Я считаю, что нам всем нужно меньше еды, что часто имеет место быть перерастянутый желудок, привычка, еда за компанию. Самый яркий пример: когда ешь по расписанию в отпуске (хотя бы завтрак) несколько дней в одно и то же время, то часто организм еще несколько дней в это же время сильно требует еды.

Не хочу спорить, Лена. Я за чувствительность. Есть предположение, что я так чувствительность в ребенке развиваю. Нет культа малоедения, нет культа еды - это просто мои наблюдения за сыном. Он даже не в курсе, что мало ест.
Хотя вопросы стал мне задавать уже с год про пользу и вред еды.
lenorchik
Apr. 26th, 2017 10:03 am (UTC)
но вот я и боюсь, что думая, что дети сами чувствуют потребность- я боюсь пропустить проблему. Может у него неврологические нарушения (я тот еще параноик), а я махнула рукой- а, он сам все чувствует!
Вот мой всегда такой был в еде. дажеь с ГВ. Пососет 5 минут и спать 3 часа. И так несколько раз в день. Когда другие не слезали с сиськи. И потом- он будет болтать, танцевать, выступать в жанре монолога или пантомимы, но не ЕСТЬ за столом. если не заставить хоть что-то съесть он так и уйдет. Вечером голодная истерия обеспечена. Сейчас конечно полегче, разумелка уже отросла)) что-то ест по привычке, что то чтобы отстали, на сладкое падок, но очень выборочно.

короче. сложно это. растить детей))))
lenorchik
Apr. 26th, 2017 10:06 am (UTC)
Но кстати, пищевые пристрастия у него вполне здоровые, если ориентироваться на современное видение диетологии.
если крупа, макароны- то отдельно, с минимумом масла или без вообще
если мясное-то тоже отдельноЮ, лучше это будут котлеты)
очень любит всякие овощи и фрукты, не ест совсем всякие мешанины типа рагу. не любит супы. хлеб не ест почти.
много пьет молока.
aleksandra_che
Apr. 26th, 2017 11:47 am (UTC)
Я тебе про Фому, ты мне про Ерему)) Как раз я рассказывала, что на эмоциональное состояние Арсения вообще не влияет то, что он не поел. И никогда не влияло. Он до двух на ГВ был, сосал много. А обычная еда его не интересовала почти совсем.
Заставить поесть нереально.
Единственное условие, которое ставлю, - не есть сладкое на пустой желудок (вместо приема пищи).
lenorchik
Apr. 26th, 2017 11:59 am (UTC)
а, чото упустила уже в процессе ответов)
redkya_dura
Apr. 26th, 2017 05:36 am (UTC)
Это еще зависит от состояния здоровья, как мне кажется. У меня у старшего есть очень небольшие проблемы, и у него этот компас ооочень сильно сбит в сторону углеводов, сладкого, мучного.
А у младшего все хорошо, и с предпочтениями в питании поздоровее. Но питание определяю все равно я :)
aleksandra_che
Apr. 26th, 2017 06:59 am (UTC)
Компас легко сбить. Особенно, если вокруг море соблазнов - получается, надо, чтобы их не было. Если бабушки привезут колбаску, дети будут просить колбаску. И не потому, что организм требует, а потому что в колбасу что-то кладут такое, на что подсесть легко.
Все-таки человек сильно от природы ушел.
lenorchik
Apr. 26th, 2017 07:14 am (UTC)
Все-таки человек сильно от природы ушел.
вот тут я полностью согласна)
в природе кстати, мы ща быс ели всякие корешки, орешки, фрукты, птичьи яйца, рыбу и кого еще поймали бы в воде. и ели бы постоянно, так как много за раз не найдешь и не обожрешься.

ну и кстати. когда человеки перешли на мясо. есть стали реже но больше. И вообще мы очень адаптивны в плане еды. Что есть, к тому и привыкаем и далее -норм. Что бы это ни было. хоть трава)

(Это все мои размышления и прочитанная за долгое время)
push_gun
Apr. 26th, 2017 09:41 am (UTC)
притянуто и надумано, но это не главное)
главное , наверное , что все здоровы, и всем все нравится
kathleen_ka
Apr. 26th, 2017 03:24 pm (UTC)
С моим сыном тоже самое, разве что он не такой мышечный, но тоже в принципе не тюфяк;) и про сладкое, и колбасу - один-в-один...
aleksandra_che
Apr. 26th, 2017 07:08 pm (UTC)
Нас всё больше))
katya_bbch
Apr. 26th, 2017 07:15 pm (UTC)

Офф:
Видела такой сайт? http://school-inter.net/zanyatiya/
Мне кажется, интересно

aleksandra_che
Apr. 26th, 2017 07:22 pm (UTC)
Спасибо, Катя. Интересно.
goldthinker
Apr. 27th, 2017 02:28 pm (UTC)
Я в семь - девять лет очень мало ел. Меня пытались заставлять, но безуспешно, потом рукой махнули. При этом я очень много гулял (т.е. носился по улице, как все пацаны в этом возрасте), занимался спортом - не хотел есть и все. Лет в 11-12 я стал расти - я начал жрать все, что не приколочено:)
aleksandra_che
Apr. 27th, 2017 07:57 pm (UTC)
А я всегда любила поесть - если это не столовка - потому что детство мое пришлось на перестройку и девяностые, и есть было вечно нечего)
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel