Александра Че (aleksandra_che) wrote,
Александра Че
aleksandra_che

Category:

Сосредоточение

Замечали ли вы, как малыш ест конфетку?
Малыш усаживается на стульчик, разворачивает конфету и засовывает ее в рот. Конфета медленно перемещается за щеку, потом снова на язык и так по кругу. Иногда ребенок достает конфету на ладонь и смотрит, что у него получилось с художественной точки зрения. Потом конфета снова отправляется путешествовать во рту.
Малыш весь поглощен процедурой, на лице - само наслаждение, в глазах - счастливая сосредоточенность. Ребенок занят. Здесь и сейчас.

Вот этим мне очень нравятся наши дети, которые точно так же занимаются музыкой - целиком в процессе. У них нет привычки защищаться от лишнего, от фона; у них нет еще такого, когда взрослый объясняет, а можно не слушать. Они на музыке - и они целиком там. Очень здорово видеть, как внимательно они слушают педагога, с каким погружением в процесс играют, как слышат музыку и реагируют на нее.

Да, они не сразу вливаются в коллектив, но, разобравшись с правилами, они действительно работают.
Эта спокойная сосредоточенность была видна уже у полуторагодовалого Макара - когда мы только пришли заниматься. Он просто не мог себе позволить фигачить по музыкальным инструментам со всей дури, баловаться или забирать что-то у других детей. В то время как такое поведение для большинства детей его возраста было, ну, почти нормой. Макар слушал объяснение педагога открыв рот. Если звучат музыкальные инструменты, которые его зачаровывают, и он вообще ничего не делает - просто слушает.

Я думаю, что такая способность - слушать и слышать - не результат привычки, как говорят нам многие педагоги (мол, ребенок не приучится слушаться старшего, если не будет ходить в сад/школу), а как раз результат того, что нет "лишнего" послушания. Тишина, которая нас окружает, учит ценить и замечать любой звук. Такой навык не слишком пригодится в городе: каждый кашель за стенкой будет слышен. Но в деревне - это порой даже вопрос безопасности. Ну, и удовольствия - весной.

В то же время дети слушают взрослых, потому что мы, взрослые, стараемся не злоупотреблять своим правом указывать, приказывать или читать нотации. То, что мы говорим детям обретает ценность еще и потому, что мы говорим меньше, чем им хотелось бы. Легкий дефицит. Во времена информационного мусора и обесценивания знаний это только в деревне возможно (как мне кажется).

Чувствительность детей высока - они открыты новому, они хорошо чувствуют то, что им нравится, легко включаются в процессы, вроде игры на инструментах, где надо расслабиться и отдаться музыке целиком. Эффективность обучения при такой восприимчивости повышается в разы.

Они с огромным удовольствием "едят свою конфетку" - ощущая всю палитру вкуса. Здесь и сейчас.

Есть еще пара открытий про обучение детей, но попридержу пока.

П.С. Всем, кто поддержал меня вчера - спасибо. Планшет был реанимирован: сначала я уронила на него слезу, потом сын его стукнул, а утром, хвала гуглу, я нашла инструкцию по спасению умерших айпадов - в общем, танцы с бубнами помогли.
Tags: воспитание, город, деревня, дети
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Полевые цветы

    Дети растут, как трава. Легко воспевать деревню, нелегко говорить о сложностях. Кроме всех красот и свобод, которые дарит загородный образ жизни,…

  • Вкус снега и песка

    Чтобы почувствовать радость от тепла, надо сначала как следует замерзнуть. На фото Арсений в апреле 2010. Ранняя весна грозится дотянуть до…

  • Слушать тишину

    Жалейка - старинный русский народный духовой музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments