?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Изба-читальня



Конечно, у меня каждый день новые открытия и новые наблюдения. Иногда серьезные, иногда забавные. Некоторые даже успеваю записать.
Вот, про чтение - показалось нужным (мне) в дальшнейшем.
Есть дети, которые легко и незаметно осваивают буквы, и вот уже они водят пальцем, высунув язык, по заголовкам в журналах и этикеткам на соке. Эта история не про них.

Мне достались не такие. Моим чтение достается потом и кровью, а им хочется всё и сразу - уже забыли, как учились ходить.

Несколько приемов из наших занятий с Сеней и Агатой я зафиксирую, возможно, потом пригодятся с Макаром - хотя он уже знает некоторые буквы, но сложность не в этом обычно. Сложности начинаются, когда надо эти буквы прочитать вместе с другими. Потому что дети мыслят картинками, а не знаками - и это прекрасно на самом деле.

Итак.
1. Очень интересным показался прием из игры Банды умников - Зверобуквы. Возможно, это не очевидно - но буквы все по-разному раскрашены. Ну, то есть буквы "А" - оранжевые в полосочку, буквы "И" - с волнами. Это очень важно для детей, которые с трудом воспринимают знаки, но обращают внимание на такие детали, как узор и цвет. Такой прием не позволит перепутать буквы - они действительно разные.



2. Как и во всей остальной учебе, спешить не нужно. Можно при трудностях делать паузы - день, неделю, даже месяц - и дать ребенку отойти от напряжения или неудач. Зайти с другого края, так сказать.

3. Зайти с другого края иногда труднее всего. Например, мы с Агатой пробовали читать, составлять слоги, учиться по букварю, на планшете, рисовать буквы, лепить, составлять из фломастеров, камушков и песка; писать мне буквы (чтобы я читала)... Вот последнее, что делали: играли в игру, когда ей нужно самой составить название животного на картинке (см фото). То есть - Агата знает, что написано, теперь она складывает слово, для этого ищет буквы в куче и правильно их составляет. В итоге она начинает улавливать закономерности, узнавать слоги, даже если пока не читает их, она знает их, как картинку.

4. Лучше учить не названия букв, а то, какой звук буква обозначает. Не будет "мэ-о-лэ-о-ка-о".

5. Всегда должно быть что-то, что получается легко. Это дает ребенку ощущение, что он не шумерские таблички расшифровывает. Когда учились читать с Сеней, то я ему писала короткие записки. Читал он очень тяжело и часто бросал недочитанное. Мне нужно было быть виртуозом и написать так, чтобы он прочел записку до конца. И я сначала составляла очень короткие записки, половину слов из которых он уже знал. Это были слова "Сеня", "мама", "папа" - большинство детей знают, как пишутся эти слова а еще - названия мультиков. Потом в список добавлялись слова, которые он прочитал в предыдущей записке "привет", "пока" и тд. Так у него складывалось впечатление, что он не мучается на каждом слове, а читает. И это дало ощутимое движение.

6. Лучше всего идут истории про самого ребенка, записки ему и квесты-записки. Возможно, ребенку захочется прочитать что-то другое. Например, подписи в любимой энциклопедии, на географической карте, на упаковке с соком, в игре на планшете.

7. Сладостями и прочим я не покупаю учебу. В общем-то во всей учебе мы сначала выясняем, зачем ребенку это нужно. Без мотивации заниматься почти нереально.

8. Очень круто, когда старший может взять на себя задачу учить младшего. У детей больше упорства, терпения и креатива.

Жду ваших секретов - в комментариях.

Subscribe to  aleksandra_che

Posts from This Journal by “для архива” Tag

  • На волне семейного образования

    Макар решает математику на сайте учи.ру. Старшие занимаются по утрам обычно, Сеня английским, Агата всем понемногу, и Макару неясно — почему это…

  • Девочка из космолёта

    Фото сделано с видео - Агата записывает песни. Агата: "Мои мозги придумали мысль!" Поразительная разница в мышлении детей наводит меня на…

  • Два раза "пи"

    Казалось бы, у нас это уже пройдено, но иногда аукается, и хочется поделиться нашим опытом и мыслями. Тема высаживания новорожденных - специфическая…

  • Младший говорит

    Если рассказывать про Макара, то надо непременно делать это с его характерными интонациями и сумбурной дикцией, что в блоге воспроизвести невозможно.…

  • Про Макара

    Макару сегодня исполнилось 2 года 5 месяцев. Пора бы уж закончить каждый месяц за ним записывать, но отложу до двух с половиной. Макар - первый…

  • Летние дети

    Гуляли, грелись на солнце, мокли под дождем, пускали блинчики по воде, купались, пили морс и радовались жизни. Бухта Брусно, 1-3 августа. Много…

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
glupa
Oct. 1st, 2017 09:02 pm (UTC)
Вот вроде и учили всё как звуки, а всё равно "вэ лесу", "вэ корзинку".
aleksandra_che
Oct. 2nd, 2017 07:27 am (UTC)
Удивительно! Это ты про старшего?
У нас Агата до сих пор не может букву в звук превратить.
(no subject) - glupa - Oct. 2nd, 2017 09:59 am (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 1st, 2017 09:36 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
slavetnaya
Oct. 1st, 2017 09:44 pm (UTC)
Игры на планшете (перечеркнуто) )))))))

У девочки были проблемы с математикой, сидела, тупила, ни конфетки, ни яблоки не помогали - это состояние, находит и через него пробиваться нереально.

Нашла у меня игру "Ферма" (дело было в городе, до села), там надо все считать - несколько дней и "тыща - да не вопрос, это вот столько", все.

Такие уроки в виде игр появились еще во времена дисков и у моих знакомых шло хорошо с математикой тоже. Я сама когда-то хотела себе тренажер для быстрого набора - буквы падали и "подстрелить" их нужно было кнопкой с этой буквой.

Комп дает скорость, мульти изображение, мотив и потому я бы наверное, с какого-то возраста пробовала бы разжечь искру так, а потом бы уже давала книги, как в топку, хотя "как в топку" это я по себе сужу, не известно же, как оно будет. Что бы исключить саму ситуацию "вот умный взрослый, он тебя сейчас будет учить элементарному, со скидкой для тебя снижая скорость, наблюдая усваЯемость))) Детей часто это "кочеврежит" схемой, вне зависимости от того, насколько у взрослого качественное внимание и подход и доброжелательность - они входят в отупение и все.

Думаю, от ребенка зависит. Мне коллектив мешал - ажиотаж, гонка - брр. А некоторым детям нужно увидеть как другой ребенок что-то там складывает, пишет, пыхтит - "А что это у него такое? Вот как он может, дай я попробую". Этот подход мне не нравится, но может, между детьми как раз есть явная горизонталь, в отличие от самого доброго и мягкого взрослого и потому лучше проходит. Ну и на уровне ощущений "Все это знают, все это делают" - нет специальности момента, просто берет и делает - тут не к эффекту толпы, а к уверенности в себе, в деле - что это просто, надо, норма - как-то так.
aleksandra_che
Oct. 2nd, 2017 07:36 am (UTC)
Я не в целом про обучение, а именно про чтение.
Игрушки на компе хороши, конечно, но не всегда. Я столкнулась с таким явлением, когда дети в таких играх просто тыкают везде и что-то да вылезет. На интуицию. У нас было штук пять игр с буквами, но результат нулевой.

Комп может разжечь совсем другую искру - желание получить развлечение на халяву. Здесь я с тобой категорически не согласна. Чтение - это книги, это не комп. В играх, как правило, нет больших объемов, есть возможность прослушать текст или просто угадать. Я знаю море детей, которые так до книг и не дошли по причине планшетов. Детский мозг пресыщается - это раз. И зачем читать, если можно прослушать - ребенок всегда ищет простой путь - это два.
Есть обучающие программы, Сеня каждый день английский учит - не оторвать. Но вот про чтение не встречала.
(no subject) - slavetnaya - Oct. 2nd, 2017 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 2nd, 2017 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Oct. 3rd, 2017 01:19 am (UTC) - Expand
kkonstantinovna
Oct. 2nd, 2017 04:49 am (UTC)
Я рисовала дочке книжечки по типу книжечек Тани Руситы. На странице 1-3 слова в 1-3, потом 4 букву. Все слова читаются, как пишутся (этот принцип я уже чуть позже взяла у РКШ)
Еще стали книжки вместе. Я почти все, а она примерно по строчке на страничке, за какого-нибудь героя я, например.
А, еще в самом начале нам отдали лото. Картинки и трехбуквенные слова - их надо составлять друг с другом. Сначала я выкладывала по 3-4 слова и картинки, дочке очень нравилось, и за несколько дней она стала справляться со ВС вес набором, слов 15 примерно
aleksandra_che
Oct. 2nd, 2017 07:37 am (UTC)
А что такое РКШ?

Спасибо, хорошие приемы. Попробуем.
(no subject) - glupa - Oct. 2nd, 2017 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - kkonstantinovna - Oct. 2nd, 2017 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 2nd, 2017 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kkonstantinovna - Oct. 2nd, 2017 08:36 pm (UTC) - Expand
nadiya_andersen
Oct. 2nd, 2017 11:39 am (UTC)
Мы занимались по методике Сергея Полякова - на Ютубе он есть. методика похожа на Кубики зайцева, запоминаются слоги. В итоге научились читать все, кто занимался, хотя конечно у детей есть проблемы с редко используемыми буквами -Ц, Ч, и конечно путают русскую Р с датской Р. попробуйте ее поискать, моему ребенку нравилось играть типа в карты - я выбрасывала слоги и он их называл..
aleksandra_che
Oct. 2nd, 2017 04:19 pm (UTC)
Ага, гляну.
silver_dynamic
Oct. 2nd, 2017 03:52 pm (UTC)
букварь Жуковой моя старшая в 4,5 года освоила за 3 дня пока болела, наклейки+раскраски с буквами в большом количестве тоже пользовались популярностью, магнитная азбука.
тем неожиданней оказалось полное нежелание средней как-либо заниматься. Сейчас ей 4 и она знает, а скорее всего угадывает, 3 буквы (А, М и П). Чуть-чуть интересуется сказками про буквы в Новом букваре Соболевой. Сильно не настаиваю, видимо ей ещё рано, просто иногда предлагаю почитать. Ну хоть с цифрами у нас прогресс, считает стабильно до 10, узнает цифры 1.2.3. Сколько лет тоже начала иногда угадывать... мда...
aleksandra_che
Oct. 2nd, 2017 04:18 pm (UTC)
У нас тоже есть такой букварь - Жуковой. Наверное, бабушка с дедушкой подкинули.
Но по нему не идет у Агаты. Буквы уже очень давно знает, но пишет их не всегда правильно - зеркалит.
(no subject) - silver_dynamic - Oct. 2nd, 2017 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 2nd, 2017 06:20 pm (UTC) - Expand
crazy_koha
Oct. 2nd, 2017 06:37 pm (UTC)
Слушай, я тебя давно хотела спросить, а как у Сени с грамотностью при письме. Я мечусь между крайностями "отдать в русскую школу", как здесь многие и делают (вряд ли, конечно, жалко Лео и жалко субботы) и кх"кто много читает, тот и так грамотно пишет". Но по-ходу надо что-то самой придумать показать. В Монтессори есть интересные материалы по лексике и морфологии, синтаксису тоже, но это прям надо столько делать ручками, не знаю, когда соберусь.)
По поводу письма и чтения мне импонируют шершавые буквы. У Лео их не было в саду и он пишет цифры и буквы разные стороны. Я сделала шершавые цифры и это помогает исправить ситуацию. Но в Монтессори вообще сначала письмо, а потом свободное чтение идёт.
aleksandra_che
Oct. 2nd, 2017 06:44 pm (UTC)
У Сени с грамостностью не очень. После того, как он сдавал аттестацию по русскому и узнал про написание звуков (йожык и тд). Заодно и я узнала, как это влияет)
До этого момента он решил олимпиаду по русскому на 99 баллов из ста.
В общем, я ярый противник фонетики в первом классе. И в остальных.

Тщательно изучаю информацию про письмо и грамотность - в аттестациях Сене не нужно было писать, все тесты через интернет, - и я выяснила, что раньше дети дооолго старались над подчерком, а потом уже занимались грамматикой. Дети просто переписывали тексты, таким образом у них ставилась рука и грамотное написание. То есть - появлялась вроде как память руки.
Вот, хочу попробовать этот способ: переписывание текстов.
(no subject) - elirif - Oct. 2nd, 2017 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 3rd, 2017 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - elirif - Oct. 3rd, 2017 08:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 3rd, 2017 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elirif - Oct. 3rd, 2017 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Oct. 3rd, 2017 02:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 3rd, 2017 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Oct. 4th, 2017 08:13 am (UTC) - Expand
katya_bbch
Oct. 2nd, 2017 07:41 pm (UTC)

Нам очень помогли комиксы. Все эти бух, бах, ой и т.д. ))) я читала одну картинку, Тоха другую.
После них реально дело сдвинулось

aleksandra_che
Oct. 2nd, 2017 07:42 pm (UTC)
Да, у нас тоже Сеня читал! Нам тетя подарила годовалому Арсению комиксы по муми-троллей) И пригодились они через шесть лет))
skazala
Oct. 2nd, 2017 08:33 pm (UTC)
Мой секрет такой - я вообще не умею учит детей. Пока что мне повезло: Гошу научила читать моя мама (интересовался сам), Катя научилась читать неизвестно как (год назад выяснилось, что Катя читает объявления на столбах). Надеюсь, Илья тоже как-нибудь без меня зачитает :))
aleksandra_che
Oct. 2nd, 2017 08:40 pm (UTC)
вот, как прекрасно!
А мы с Агатой уже с месяц по-всякому)
Надеюсь, что количество незаметно перейдет в качество.
(no subject) - kathleen_ka - Oct. 3rd, 2017 05:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 3rd, 2017 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 3rd, 2017 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - kathleen_ka - Oct. 3rd, 2017 07:15 pm (UTC) - Expand
slavetnaya
Oct. 3rd, 2017 02:25 am (UTC)
Я сама быстро научилась читать в 3 года - мне в гостях давали газету и поражали окружающих, так что я сейчас думаю над твоим вопросом и чувствую себя дубом))) У нас было очень много книг, у папы была выражена тяга к чтению, он их выменивал сдавая макулатуру, перефотографировал, в том числе пособия по йоге и в этом варился постоянно. Может, поэтому у меня было не мое желание, а я выхватила из атмосферы его страсть и со временем прочитала все, что было в доме, а это стеллажи до потолков. Т.е. я взала мотив и стала топкой для книг.

Детские книги я не читала - была одна картонная книга - я скорее щупала картон, чем ею заинтересовалась - страницы прикольно не сгибались, был Чуковский, но все детские именно книги и стишки казались дурацкими, если сейчас сформулировать свои ощущения. Поэтому я глотала энциклопедии, нравилась география. При чем в 4 года обложки были уже не детскими, со взрослыми фотками, картами. Пестрота как-то отвлекала, вводила в состояние младенчества. Вот про животных, Джек Лондон уже пошли рассказы, про Незнайку и все книги, которые предлагали вообразить, Кира Булычова про затерянный мир я зачитала до дыр.

Т.е. фактически у меня был пробел с кубиками и отдельными буквами - сразу газета, но наверное, это был нужный для меня подход. А письмо уже ставили в школе. Правда, моторика у меня была из-за конструкторов типа Лего, но советских, потому я помню, что у меня все было значительно ровнее, чем у других детей, хотя письмо мне ставили в школе и я страдала над теми закорючками)))

Edited at 2017-10-03 02:27 am (UTC)
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel