?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Помните, я выкладывала записи моей бабушки про то, как жили до войны в дервне? Больше всего меня потрясло, что дети совсем бедных крестьянских семей всю зиму сидели в избе на печи. Потому что носить было нечего. Валенки одни на всю ораву. Про такое еще Толстой россказывал в романе «Петр Первый».

И эти дети целые дни проводили в закопченой избе. Конечно, им бы хотелось в школу. Да куда угодно им хотелось, лишь бы не сидеть в одном помещении несколько месяцев.

И эта страстная тяга моей бабушки к знаниям была вполне понятна. Люди, хоть сколько нибудь образованные, жили на порядок лучше неграмотных крестьян. Бабушка рассказывала, что сельский учитель никогда сам хозяйством не занимался. У него непременно была прислуга, чтобы ученики видели: это занчимый человек, он сам навоз у коров раскидывать не пойдет. Учитель обязан был выглядеть прилично и солидно. Это была его обязанность — блюсти достоинство, чтобы уважали. В школу могли пойти не все. Дети тогда были рабсилой, поэтому отпустить их могли только те семьи, в которых был более-менее достаток и возможность не использовать такую подмогу.
То есть, говоря нашим языком — золотая молодежь деревни. Остальные смотрели в инстаграме грязные окошки, как счастливчики с ботинками на плече шагают осенним утром в школу. Это было круто — учиться.

Мою бабушку немного обучал папа. Далеко не все родители имели возможности обучать своих детей, были же и неграмотные. Книг было мало, радио из СССР слушали втихаря под подушкой. Знания ценились еще и потому, что были недоступны.

Теперь же всё не так. Круто — грамотно слинять. Сдавать всё, не напрягаясь.
Учитель — здесь даже рассказывать не буду, сами всё знаете про отношение в обществе и тд.
Знания доступны. Легкодоступны. Окей, гугл. Зачем нам Марьиванна?
И есть альтернатива, чем занять свою голову. Открываешь интернет — и понеслась.

В обществе перестали цениться академики, кандидаты и прочие доктора. Просто потому что у них крошечный доход. Неадекватная оценка: столько лет убить на получение знаний, на опыты,исследования и эксперименты, а у продавщицы в продуктовом такая же зарплата. Еще и колбасу можно домой забрать.
У моего мужа много друзей-предпринимателей. Да почти все. И все троечники. А школьные отличники у них бухгалтерами сидят. Я вот тоже — отличница. И чё? Тексты моему троечнику редактирую.

Опыт общения? Наверное, кому-то везет. Муж мой рассказывает, как он заходил в класс, бросал портфель на своё место и бежал прятаться. Потому что за ним бежала орава пацанов с острым желанием ему наподдать. И догоняли.
Мои одноклассники довольно в большом количестве остались в моем родном городе. На десятилетие выпуска пришли двое: я и еще один парень. Как же все хотели друг друга видеть))

К чему я эти банальные истины сюда пишу?
Меня очень занимает вопрос мотивации детей к учебе.
Всё это складывается один к одному: когда мы говорим детям, что школа — это очень важно, мы лукавим. Что школьные знания им пригодятся. Что в школе весело и куча друзей. Что будешь учиться хорошо — и будешь делать, что захочешь.

Всё по-другому должно быть. Как — я точно пока не знаю.
Но вот эта наша российская школьная система себя изживает. Поскорей бы.

П.С. Мне очень хочется, чтобы люди, действительно широко образованные — а их есть в нашем государстве — ценились на вес золота. Потому что мы теряем традицию всестороннего образования, а взамен получаем тестовый режим и смс-мышление.
Subscribe to  aleksandra_che

Featured Posts from This Journal

  • Картины детства. Часть первая

    Воспоминания моей бабушки, Вороняевой Марии Иосифовны (10.10.1926-23.10.2012). Написаны в последние годы ее жизни. "На последнем жизненном этапе,…

  • Картины детства. Часть вторая

    Воспоминания моей бабушки, Вороняевой Марии Иосифовны (10.10.1926-23.10.2012), написаны в последние годы ее жизни. Крестьянский быт довоенного…

  • Картины детства. Часть третья

    Выкладываю заключительную часть воспоминаний моей бабушки Вороняевой Марии Иосифовны (1926-2012. Первые две части здесь и здесь. "У мамы не было…

  • "А я иду в середине и сплю..." Часть первая

    Девятого мая посвящается. Совершенно случайно нашла в сети работу моей сестры, рассказывающую о жизни наших знакомых при немецкой оккупации. Работа…

  • "А я иду в середине и сплю..." Часть вторая

    Девятому мая посвящается. Продолжение предыдущего поста. Шаг за шагом накапливалось напряжение – внезапное военное вторжение на мирную белорусскую…

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
pirlipato4ka
Oct. 13th, 2017 09:48 pm (UTC)

А когда не лукавим, получаются интересные вещи. Я Макару честно сказала: нужно, чтобы ты ходил в садик, чтобы я могла дома работать. А он мне на это: я не хочу в садик, буду дома играть и не буду тебе мешать. И сам мне говорит: иди работай, пока я мультик смотрю (играю ит.п.). А до этого вообще работать не давал.
Посмотрим, надолго ли)

aleksandra_che
Oct. 14th, 2017 03:34 pm (UTC)
да, у нас тоже так. Когда я сказала Сене, что есть некие обязательства перед государством, которые он должен выполнить, ему сразу стало ясно, для чего надо делать вещи, которые ему неинтересны. Можно было бы придумать, что я вижу в этом ценность, но это не так.
Если бы видела — обосновала бы.
Поэтому у него есть дела любимые — недавно в эту колонку добавился английский язык, а есть те, которые нужно сделать, чтобы соталось время на дела любимые.
livejournal
Oct. 13th, 2017 10:35 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
belka_sosha
Oct. 13th, 2017 10:48 pm (UTC)
А где жила ваша бабушка?

Троечники добиваются больше чем отличники, потому что у них нет синдромов отличников. они не боятся браться за дело. это психология. и в школе-то многие учились на тройки совсем не потому, что не умные, а просто - зачем?

я как-то даже хотела пост написать об этом - не будешь учится - будет дворником. что как раз усилинная учеба и приводит к тому, что человек становится дворником - из-за самооценки. но чтобы объяснить мои мысли - нужно развернуто очень)) если вам интересно - я напишу)
aleksandra_che
Oct. 14th, 2017 03:35 pm (UTC)
Бабушка родилась и жила в Королевстве Польском — той части Белоруссии, которую поляки отхватили себе после революции.
Внизу под постом есть ссылки на истории моей бабушки. Называются «Картины детства»
(no subject) - senkinamama - Oct. 14th, 2017 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 14th, 2017 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - senkinamama - Oct. 14th, 2017 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - belka_sosha - Oct. 14th, 2017 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - senkinamama - Oct. 15th, 2017 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - belka_sosha - Oct. 15th, 2017 07:17 pm (UTC) - Expand
nadiya_andersen
Oct. 14th, 2017 05:24 am (UTC)

У нас здесь все как хотела Ваша бабушка, поэтому когда мой начал более менее понимать про дорого-дешево и сколько можно портратить я стаоа ему приводить примеры:  вот смотри Таня (моя подруга) профессор  в универе и ее муж, мба+докторат - поэтому они так живут. Помню они с датским другом заезжали за Танькиным сыном и друг впечатлился ргромным дрмом и 2мя вольво (здесь  изза налога цена на один новый в6 такая же как дрм в провинции) и пряму спросил меня-оеи богатые? И тут вот как раз было в тему сказать-учись! Будешь тоже так жить.у меня в окружении как раз много инженеров , программистов. Мрй ребенок знает что они больше нас зарабатывают.. поэтому есть надежда что он не послушает отца и не пойдет к нему электриком.
Хотя я еще привожу в пример моего начальника - владельца компании где я сейчас работаю - там тоже все признаки богатства и- как пример упорства и терпения, ему понадобилось лет 15 на то чтобы довести компанию до нынешнего состояния. Хотя по образованию  он техник корабельщик

aleksandra_che
Oct. 14th, 2017 05:29 pm (UTC)
О, здорово!
Упорство везде пригодится.
welsh_rabbit
Oct. 14th, 2017 06:52 am (UTC)
А где можно почитать выложенные записи? Очень интересно!
aleksandra_che
Oct. 14th, 2017 09:36 am (UTC)
Я под постом выкладывала ссылки. Не видно их?
Рассказы бабушки называются «Картины детства»
(no subject) - welsh_rabbit - Oct. 14th, 2017 01:16 pm (UTC) - Expand
igor_piterskiy
Oct. 14th, 2017 08:07 am (UTC)
Эти проблемы еще при СССР начались. Ну, профессорский оклад еще и в 80-е годы был неплох (хотя он не менялся со сталинских времен), но профессоров было мало, а просто с высшим образованием люди зарабатывали зачастую меньше троечников, кончивших ПТУ.
chonora
Oct. 14th, 2017 08:19 am (UTC)
Я подумала и повспоминала собственное детство... Родители действительно много сказок рассказывали о том, что и как надо делать, чтобы не стать дворником и обеспечить им безбедную старость. Но это не сильно влияло на мотивацию, как мне кажется. Потому что все, о чем они говорили, находилось где-то там, в туманном будущем, а жизнь моя происходила здесь и сейчас. Я думаю, что очень немногие дети готовы отказаться от текущих радостей и удовольствий ради сомнительных преимуществ в будущем. Я к таким точно не относилась. Поэтому я не верю, что родители в принципе способны сформировать своим детям какую-либо мотивацию, что бы они ни говорили с лукавством или без.

Что касается нынешней школьной системы. Она чудовищно неоднородна.

Вот смотри. Севка уезжал в интернат с большими сомнениями. Столичная школа, дети крутых родителей, а он без айфона. Как-то это некузяво... Мы договорились, что осенью, когда выйдут новые модели, постараемся решить этот вопрос. Недавно я вспомнила этот разговор, спросила у Севы, мол, как же ты там учишься без айфона, бедное дитятко? Он ржал, как конь. У них там совершенно иная система ценностей, и мысли о необходимости хорошего телефона как обязательном условии для обучения в лучшей школе страны кажутся чудовищно смешными.

Даню я тоже спрашивала, как там у них, принято ли сдавать сессии на коммерческой основе. Ему это тоже показалось смешным. Они между собой меряются посещенными конференциями и количеством публикаций, и если кто-то даже нашел денег и не слишком принципиального препода (что Дане кажется маловероятным), то этот позорный факт будет тщательно скрываться. При этом у нас в местном ВУЗе, мимо которого я часто хожу, студенты громко обсуждают, сколько стоит какой зачет, я так понимаю, что у них чуть ли не под расписанием прайс-лист вывешен.

Поэтому я решила не ждать милостей от природы и формировать среду своими руками. Воспользовалась тем, что учебник Петерсон в школах нынче практически запрещен, и программа по математике у нас откровенно слабая. Мы договорились с родителями и учительницей о том, что гаджеты в первом классе в школу не носим. Я купила Петьке Петерсона, он пару раз принес его в школу, и появилась новая мода. Они тайно предаются порочной страсти к математике, шепотом обсуждают задачи, решают их под партами. Счастливые обладатели рабочих тетрадей могут великодушно стереть свои решения и дать по дружбе листочек прорешать соседу. Уже сейчас на текущих олимпиадах видны результаты, и я надеюсь летом наиболее отпетых маньяков тайно вывезти в летнюю матшколу :)) И система, в которой они отступают три клеточки и честно пишут палочки и крючочки, едва ли сможет нам помешать.

Я вижу свою задачу не в том, чтобы замотивировать ребенка на какие-то действия, а в том, чтобы найти ему среду, в которой модно быть умным, сообразительным, сильным, ловким и т.д. Или создать такую среду. А уж в ней он и сам прекрасно замотивируется.
welsh_rabbit
Oct. 14th, 2017 01:19 pm (UTC)
Ахахах:))) Про порочную страсть к математике очень понравилось:)
(no subject) - elirif - Oct. 14th, 2017 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Oct. 14th, 2017 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elirif - Oct. 14th, 2017 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 14th, 2017 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oksanaoksanab - Oct. 15th, 2017 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - senkinamama - Oct. 14th, 2017 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuzuka78 - Oct. 14th, 2017 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Oct. 15th, 2017 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 15th, 2017 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Oct. 15th, 2017 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 15th, 2017 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Oct. 15th, 2017 07:16 pm (UTC) - Expand
senkinamama
Oct. 14th, 2017 04:51 pm (UTC)
Ну что-то ты совсем грустную картину нарисовала. Мой муж вот отличник, например. Я тоже не троечница. И у нас полно друзей - отличников, победителей олимпиад в прошлом и прочее, и в жизни они нашли себя и успешно.
aleksandra_che
Oct. 14th, 2017 05:31 pm (UTC)
Почему? Я просто рассказала про то, какой ценностью была раньше учеба в школе. Она открывала дверь в новый мир. 80лет прошло, но система не слишком поменялась. А дети изменились и мир вокруг.
(no subject) - senkinamama - Oct. 14th, 2017 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 14th, 2017 08:09 pm (UTC) - Expand
merimi
Oct. 14th, 2017 08:06 pm (UTC)
Моя мама - отличница. Красный диплом школы и вуза, кандидатскую защитила около 40 лет, всю жизнь работает генетиком. За копейки. Она потрясающе умный человек, ее знания и опыт огромны и обширны и.... никому не нужны.
У нее был брат. Двоечник, уголовник, работал шофером... а очередной тюремный срок сидел с "нужными людьми" и потом работал на них. И зарабатывал довольно большие деньги, на пару ноликов больше чем мама...
aleksandra_che
Oct. 14th, 2017 08:08 pm (UTC)
Ну, я в общем-то не о том, что круто быть неучем/уголовником. А про ценность школы.
Хотя тапками меня изрядно закидали)
(no subject) - merimi - Oct. 14th, 2017 08:20 pm (UTC) - Expand
melianl
Oct. 14th, 2017 09:40 pm (UTC)
Мне очень близко твоё видение. У меня примерно такое же. (смайлик - друзья пожимают руки)
aleksandra_che
Oct. 16th, 2017 01:07 pm (UTC)
Спасибо. А то я уже, получая сообщение о новом комментарии, начинаю прятатться под стол))
svetlana_svetka
Oct. 15th, 2017 07:18 am (UTC)
Вот согласна почти со всем...кроме известной байки про троечника-директора. Да есть такие...но мало...очень мало, единицы. Отличник-бухгалтер, более привычное дело..потому, что старательный. Другое дело, что трусит найти работу в компании с иностранными инвестициями и высокой зп, потому и сидит в старой конторке. Дело тут не в оценках и оценителях..а в личных качествах ребенка, человека (смекалка, смелость, умение рисковать, ум, талант). Но то, что знания бесценны - никто не отменял. Мне не хватает знания языков, грамотности, комп. программ... и т.д. (а у меня золотая медаль, я просто усидчивая и была у меня своя система - учила нужное, остальное списывала). Очень плохое качество обучение в школах и вузах...все нерабочее, не живое. Мы не в Финляндии, где другой подход. Я свою школу ненавижу до сих пор. Кстати мои одноклассники троечники - все лузеры, а вот отличники *приличные люди*, хорошие родители и тд.

aleksandra_che
Oct. 15th, 2017 07:46 am (UTC)
То, что я описываю про троечников-предпринимателей — абсолютная реальность. Это настоящие люди, которые даже десять классов не закончили, и у которых свои бизнесы. Они не достигли безумных высот, может, там действительно нужно сильное образование или особенный склад ума. Знание языков и стратегического планирования. Так они из самых низов выползли, родители — простые трудяги.

Я не считаю, что отличники не смогут, а троечники — потенциальные предприниматели. Здесь немного другое рассуждение. Жаль, что отличники сразу начинают на меня обижаться и ругаться. Дело в том, что тройки получали, как правило, очень активные и неусидчивые парни (девчонки более прилежные обычно), которые откровенно не хотели скучать на уроках. Они не готовы были терпеть то, что им неинтересно. Учителя отвечали им на том уровне, на котором могли ответить: ставили тройки-двойки. Просто потому что школа не заточена под энергичных и активных детей. И появлялся такой имидж троечника, который в дальнейшем работал на них (как зачетка в универе). Я проходила в гимназии практику, я знаю, о чем говорю. Мне не разрешили поставить пятерку троечнику, хотя он подготовился. Старался. Сказали: ты чего, это же А. Какая пятерка?

Думаете, дальше А. Хотелось стараться? За что ему четыре вместо пяти? За то, что он не вписывался.

Я не имела в виду то, что из всех троечников непременно вырастут бизнесмены. Или что бизнес и мат ценности — это круто, а остальные виды деятельности — провал. Я имела в виду, что школьная система поворачивается лицом к тем людям, которые готовы слушать и слушаться, подстраиваться. А тех, кто отличается, она чморит. Но троечник — это не всегда унылый безынициативный тупица. Внутри него может сидеть весьма одаренный ребенок.

Здесь мне написали про среду, в которой ценятся знания и растут дети, увлеченные наукой. Это все здорово. Только вот как быть с теми детьми, которые не хотят конкурировать? Которым не интересна математика и вообще весь этот ажиотаж вокруг олимпиад и прочей научной «крутизны». Отличников ведь на весь класс обычно не больше пяти. За счет остальных детей получается эта среда.
(no subject) - zuzuka78 - Oct. 15th, 2017 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 16th, 2017 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlana_svetka - Oct. 16th, 2017 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 16th, 2017 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oksanaoksanab - Oct. 16th, 2017 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oksanaoksanab - Oct. 16th, 2017 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Oct. 17th, 2017 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oksanaoksanab - Oct. 18th, 2017 05:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - oksanaoksanab - Oct. 16th, 2017 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuzuka78 - Oct. 17th, 2017 02:46 pm (UTC) - Expand
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel