?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Кому нужны оценки

Мне уже давно не интересно разбирать детей по частям, потому как наразбиралась вдоволь, учусь видеть целое. Но старые привычки никуда не денешь, и вот недавно читала отрывки из книги Элфи Коэна «Безусловные родители» и наткнулась на очень толковое и интересное объяснение, почему детей не нужно хвалить за поступки в виде «молодец» или «умница». Глава называется «Провал поощрений», процитировать нужный кусок у меня не выходит, но я кратко перескажу суть.

Еще семь лет назад здесь я писала о том, что похвала — это своеобразная манипуляция и приучение ребенка к оценке. Мой пост вызвал как споры, так и одобрение. А в книге Коэна подробно разбирается, почему похвала не действует так, как нам нужно.

Когда дети получают похвалу за хорошие поступки, их начинает интересовать только награда — потому что пропадает внутренняя мотивация (это когда я делаю, потому что хочу сам) — считает Коэн. Ориентация на внешнюю мотивацию совершенно разрушает внутреннюю. Дети, оказавшись в ситуации, когда они не получат награду за поступок, не будут его совершать — даже проведено исследование на эту тему.

И здесь я совершенно согласна с автором — внешняя оценка (молодец- не молодец) не позволяет ориентироваться на свой внутренний компас, на своё понимание, что правильно, что хорошо. Я видела таких детей на площадке: если они случайно роняют чужого ребенка, они не бросаются помогать, а в первую очередь смотрят на реакцию взрослого. Сердится или нет? И они зачастую даже не обращают внимания на слезы другого ребенка, потому что просто напросто отключили свою способность оценивать ситуацию и целиком полагаются на оценку взрослого.

Недавно я сама столкнулась с тем, что Агата (после занятий по изо, вроде бы) стала спрашивать меня после каждого действия, молодец ли она. Там хвалили всех и за всё. Но она не поняла, за что вешают на детей «молодца», и хотела выяснить. Было очень забавно в начале, а потом уже надоело. Поэтому я предложила ей разобраться с тем, кто такой «молодец».

А недавно я была на лекции очень крутого ТРИЗ-преподавателя для родителей, которая предлагала давать детям четкую оценку того, что хорошо, а что плохо. После чего я поняла, что эти лекции не для меня, потому что я считаю, что ребенок вполне себе может определить это сам.

Ну, и вопрос мотивации — мой любимый сейчас. Есть над чем поразмыслить и понаблюдать.

Subscribe to  aleksandra_che

Posts from This Journal by “открытия” Tag

  • Кофеек

    Агата выглядывает из коридора: — Я больше не ем булок! Мы все переглядываемся в недоумении: неужели, кросоовки не налезли? Я вообще ровно…

  • Привязанность

    Мне никак не удается отпустить Макара. Это прямо режет мне глаза, но я ничего не могу поделать. Сегодня пошли в баню, а Макар первый ушел…

  • 2017й был

    Когда еще писать про итоги года, как не в новогоднюю ночь? Уже вполне можно скосить глаза в сторону, на проносящийся мимо 2017й. Не скажу, что это…

  • Тонкая

    Как меня угораздило в это ввязаться, я не знаю. Муж уже полгода назад запустил свою новую программу «постройнения», а я, зная про свои проблемы со…

  • Учимся чему?

    Макар опять требует «матику» — занимается на сайте учи.ру Он прошёл уже несколько первых тем и дошел до того места, где нужно самому вводить…

  • Какие-то не такие

    Я часто думала, что у Агаты будут сложности с обучением, что она будет тормозить и тд. И вот Агата уже месяц ходит на изо и иногда на музыку с…

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
ombelindu
Nov. 16th, 2017 02:27 pm (UTC)
У меня "молодец" это аналог "отстань", как ни печально. Т.е. ребенок что-то слепил-сделал, принес показать. Обычно смотрю и говорю, что вот тут хорошо, а вот тут не очень . Или задаю вопросы (почему кот синий, почему глаза на хвосте или вроде того:). А если чем-то занята, то проще сказать "ага, молодец, хороший кот".
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 06:19 pm (UTC)
Да, есть такое тоже, особенно у воспитателей с опытом.
(no subject) - ombelindu - Nov. 17th, 2017 01:25 pm (UTC) - Expand
pirlipato4ka
Nov. 16th, 2017 04:57 pm (UTC)

Ох, этот "молодец" - такая больная для меня тема. Так и лезет он из меня(

merimi
Nov. 16th, 2017 05:14 pm (UTC)
И из меня(((
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 16th, 2017 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pirlipato4ka - Nov. 16th, 2017 06:38 pm (UTC) - Expand
merimi
Nov. 16th, 2017 05:15 pm (UTC)
Сложно выжить из своей головы это(
Вопрос про мотивацию тоже остро стоит..
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 06:31 pm (UTC)
А что с мотивацией?
(no subject) - merimi - Nov. 16th, 2017 09:58 pm (UTC) - Expand
chonora
Nov. 16th, 2017 05:17 pm (UTC)
Мы сейчас с Петькой подробно исследуем тему внешних оценок. Нынешний запрет ставить оценки в первом классе, вызванный, должно быть, тем, что кто-то из высокопоставленных образовательных чиновников прочел Коэна :), привел к тому, что все учителя извращаются как могут. Разнообразные звездочки, "молодцы", наклейки и "беджи" заполонили тетради и дневники, как простой, так и электронный. Петька офигел и пришел разбираться, что бы это все добро значило, и по какому курсу оно переводится в простые человеческие пятерки.

Стали обсуждать, за каким лешим ему сдались простые человеческие пятерки. Выяснилось, что Петя маркирует школьные оценки как обратную связь от учителя. 5 - ты сделал ровно то, чего я ждал: принял пас и забил. 4 - чуть-чуть промазал, но направление верное. 3 - куда-то не туда, похоже, ты не понял правила игры. 2 - да ты вообще, чувак, не с нами.

В общем, где-то я прочла метафору, и она мне очень понравилась. Процитирую неточно. В общем, думать, что Петя учится за оценки - все равно что предположить, что профессор, приехавший по приглашению читать лекцию, делает это ради того, чтобы получить кофе с булочкой в перерыве. Но обратную связь во внимание принимает, ему с ней удобнее понимать, чего от него ждут.
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 06:26 pm (UTC)
Как раз оценки — более-менее адекватная штука.
А вот касаемо малышей и «будь молодцом, поделись игрушкой», «Навела порядок — вот умница!» — всё это нередко формирует «хороших девочек», которые потом всю жизнь боятся не быть умницами.

На некоторых детях это прямо ох как видно.
(no subject) - chonora - Nov. 16th, 2017 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 16th, 2017 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 16th, 2017 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 16th, 2017 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mamdarinka - Nov. 17th, 2017 02:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 05:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 05:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 16th, 2017 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 16th, 2017 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 16th, 2017 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 16th, 2017 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 16th, 2017 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 16th, 2017 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 16th, 2017 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 17th, 2017 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 17th, 2017 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 18th, 2017 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 18th, 2017 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 19th, 2017 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 19th, 2017 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lomelind - Dec. 8th, 2017 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Dec. 8th, 2017 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lomelind - Dec. 8th, 2017 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Dec. 8th, 2017 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lomelind - Dec. 9th, 2017 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Dec. 9th, 2017 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 17th, 2017 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 17th, 2017 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 06:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 07:05 am (UTC) - Expand
senkinamama
Nov. 16th, 2017 05:22 pm (UTC)
А я вот убеждена, что внешняя мотивация разрушает внутреннюю только когда человек глубоко в себе не уверен. А иначе - чихать на все это и "молодец" - просто приятно.
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 06:16 pm (UTC)
Речь шла исключительно о маленьких детях и формировании самооценки.
(no subject) - senkinamama - Nov. 16th, 2017 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 16th, 2017 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - senkinamama - Nov. 16th, 2017 06:34 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 16th, 2017 05:31 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
sergeytsvetkov
Nov. 16th, 2017 07:13 pm (UTC)
На поощрениях выросли Леонардо да Винчи, Пушкин, Моцарт, Эйнштейн.
Даже Билл Гейтс приучался с детства к внешним оценкам.
А по новейшим педагогическим системам - кто?
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 07:28 pm (UTC)
Я здесь вообще ни в одном месте не упоминала новейшие педагогические системы. Не надо их сюда притягивать.
Я глубоко уважаю то, старое, классическое образование, которое давало великих людей.
(no subject) - sergeytsvetkov - Nov. 16th, 2017 07:33 pm (UTC) - Expand
crazy_koha
Nov. 16th, 2017 08:41 pm (UTC)
А людям вообще? а про себя (не вслух)? отразилась эта привычка на восприятии мира в целом?
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 08:53 pm (UTC)
Раньше я велась на такие вещи, «хорошие девочки так не поступают» и тд. Но не любила, когда рассказывала про свои успехи, а мне в ответ говорили «Молодец» — это уже в подростковом возрасте.

Вообще, пост про маленьких детей, я предполагала, что все перейдут по ссылке на мой старый пост, где я детально объясняла.
Я вижу, как наши дети умеют находить связи и искать причины. Не так, что Макар рыдает — это плохо, а: Макар рыдает, потому что устал, ему нужно дать отдых.
Без поиска виноватых, решение проблемы, и Макар при этом не плохой.

Что касается «молодца», который ворвался в нашу жизнь посредством занятий и бабушек/дедушек, то я вижу, что детям непонятна оценка — и ее объективность.
Одно дело сказать, что мне нравится, что дети мне помогают, что уборку весело делать вместе, а потом чисто будет. И совсем по-другому звучит, когда дедушка пришел и рассказал, что Сеня молодец, помог ему что-то разгружать — мол, Сеня растет хорошим мальчиком. Сеня больше не пошел помогать.
mamdarinka
Nov. 17th, 2017 02:40 am (UTC)
Да дурацкое словоупотребление, что уж. "Отвали" такое завуалированное (или "Апорт", что куда противнее) вместо вообще всех слов: и вместо "спасибо" ( за помощь), и вместо "у тебя классно получилось" (то или это), и вместо "я рада/мне приятно" (когда ты/мы вместе то или другое), и вместо "мне нравится, как ты (делаешь что-то)".
По-моему с не-совсем малышами точно так же нелепо всё с направо и налево раздаваемые "молодцами" и "умницами", и взаимодействия моих домашних детей с педагогами это весьма явно демонстрирует: "Я здесь написал вот так, а здесь получилось немного эдак, почему мне и там и тут написали молодец?" например.
Или дочь начинает спрашивать после каких-то действий "Я молодец?" -- ты о чем, говорю? Ты моя любимая девочка всегда. А, ты сделала то-то? Спасибо/ это интересно/ мне нравится/...
aleksandra_che
Nov. 17th, 2017 06:39 am (UTC)
Да, именно так получается. «Молодец» — какой-то невнятный ярлык. Агата всё пытается выяснить, молодец она или нет. И по какому поводу)))
Отсутствие полутонов: черное/белое.
welsh_rabbit
Nov. 17th, 2017 08:17 am (UTC)
Интересную тему подняли. У меня в связи с этим есть несколько вопросов.
С поощрениями понятно. А как обстоят дела с наказаниями? Ругаете ли вы детей за плохое (неправильное поведение), потому, что если да, то выходит некий перекос в воспитании.
Получается, что от кнута и пряника (понятно, что это мягко говоря преувеличение, уверена, что у вас очень близкие отношения с детьми, но все же), присутствует только кнут? Или как?
Откуда у детей могут взяться понятия что хорошо, что плохо?У них нет собственного опыта, который бы дал мотивацию, они еще не знают связи между вещами и явлениями.
Вот, например, откуда у ребенка может быть собственная мотивация убирать свою комнату.
У взрослого какая мотивация к уборке?
1. Грязь=антисанитария=болезни.
2. Внутренняя потребность в чистоте (которая у многих формируется годами, не думаю, что врожденная такая потребность встречается часто)
3. Стремление к порядку (вещи на своих местах облегчают жизнь в доме и в целом)
3. Стыд, что посторонний попадет в твой грязный дом.

Что из этого может быть у ребенка? Я, например, в детстве вообще не замечала насколько чистый пол в доме у друзей или у бабушки. Замечала, только если дом был вопиюще непохож на наш (типа нет штор на окнах, нет постельного белья, а голые матрасы, одеяла и какие-то тряпки, или наоборот если в доме у друга нужно ходить по струночке и тебя сразу предупреждают, что обувь оставляют за входной дверью снаружи, а сумку можно класть только на пол, не на диван и т.д.)
Связи грязь=равно антисанитария у ребенка быть не может. Даже если ему объяснить. Мне вот когда в детстве говорили:"Одевайся тепло, заболеешь", я не боялась заболеть. Для меня это был естественный процесс. Бояться заболеть я стала взрослой, когда из-за болезни стали отменяться планы, а с возрастом уже поняла, что случаются и неизлечимые болезни, которые ухудшают качество жизни. А в детстве что? Ну заболеешь. Будешь лежать с температурой пить чай с малиной. И прочее по списку.
Поэтому мне и интересно, откуда у ребенка возьмется внутренняя мотивация. Как по мне она возьмется, что у тех детей, которых хвалят, что у тех, которых не хвалят, уже во взрослом возрасте. А до тех пор, пока понимание связи: "поступок-последствия" не сформировалось, родители поощряют или наказывают ребенка, формируя им по крайней мере привычку в том числе и убирать в своей комнате, а значит. что у ребенка и навык к этому сформируется.
Как-то так я это вижу. Простите, что так длинно.
welsh_rabbit
Nov. 17th, 2017 08:30 am (UTC)
Опять же, как взрослый человек, я тоже нуждаюсь в похвале.
Вот я каждый день готовлю.
И я очень люблю, когда муж меня хвалит и когда я вижу, что ему нравится, я готова горы свернуть. И опять же, как же мне без похвалы получить обратную связь?
Как я узнаю, что ему вкусно именно вот таким способом приготовленное, он и сам это сформулировать может только тогда, когда похвалил готовое блюдо. Значит ли это, что в отсутствии мужа я не буду готовить? И у меня нет другой мотивации?

Edited at 2017-11-17 08:49 am (UTC)
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 19th, 2017 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 19th, 2017 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 19th, 2017 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 19th, 2017 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 19th, 2017 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 17th, 2017 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 17th, 2017 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 17th, 2017 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 17th, 2017 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 17th, 2017 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 17th, 2017 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 17th, 2017 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 17th, 2017 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 19th, 2017 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 19th, 2017 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 19th, 2017 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 19th, 2017 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 07:43 pm (UTC) - Expand
(Screened comment)
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 07:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 20th, 2017 07:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 05:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 20th, 2017 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 20th, 2017 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 20th, 2017 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - welsh_rabbit - Nov. 19th, 2017 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 19th, 2017 09:50 am (UTC) - Expand
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel