?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Кому нужны оценки

Мне уже давно не интересно разбирать детей по частям, потому как наразбиралась вдоволь, учусь видеть целое. Но старые привычки никуда не денешь, и вот недавно читала отрывки из книги Элфи Коэна «Безусловные родители» и наткнулась на очень толковое и интересное объяснение, почему детей не нужно хвалить за поступки в виде «молодец» или «умница». Глава называется «Провал поощрений», процитировать нужный кусок у меня не выходит, но я кратко перескажу суть.

Еще семь лет назад здесь я писала о том, что похвала — это своеобразная манипуляция и приучение ребенка к оценке. Мой пост вызвал как споры, так и одобрение. А в книге Коэна подробно разбирается, почему похвала не действует так, как нам нужно.

Когда дети получают похвалу за хорошие поступки, их начинает интересовать только награда — потому что пропадает внутренняя мотивация (это когда я делаю, потому что хочу сам) — считает Коэн. Ориентация на внешнюю мотивацию совершенно разрушает внутреннюю. Дети, оказавшись в ситуации, когда они не получат награду за поступок, не будут его совершать — даже проведено исследование на эту тему.

И здесь я совершенно согласна с автором — внешняя оценка (молодец- не молодец) не позволяет ориентироваться на свой внутренний компас, на своё понимание, что правильно, что хорошо. Я видела таких детей на площадке: если они случайно роняют чужого ребенка, они не бросаются помогать, а в первую очередь смотрят на реакцию взрослого. Сердится или нет? И они зачастую даже не обращают внимания на слезы другого ребенка, потому что просто напросто отключили свою способность оценивать ситуацию и целиком полагаются на оценку взрослого.

Недавно я сама столкнулась с тем, что Агата (после занятий по изо, вроде бы) стала спрашивать меня после каждого действия, молодец ли она. Там хвалили всех и за всё. Но она не поняла, за что вешают на детей «молодца», и хотела выяснить. Было очень забавно в начале, а потом уже надоело. Поэтому я предложила ей разобраться с тем, кто такой «молодец».

А недавно я была на лекции очень крутого ТРИЗ-преподавателя для родителей, которая предлагала давать детям четкую оценку того, что хорошо, а что плохо. После чего я поняла, что эти лекции не для меня, потому что я считаю, что ребенок вполне себе может определить это сам.

Ну, и вопрос мотивации — мой любимый сейчас. Есть над чем поразмыслить и понаблюдать.

Posts from This Journal by “открытия” Tag

  • Кофеек

    Агата выглядывает из коридора: — Я больше не ем булок! Мы все переглядываемся в недоумении: неужели, кросоовки не налезли? Я вообще ровно…

  • Привязанность

    Мне никак не удается отпустить Макара. Это прямо режет мне глаза, но я ничего не могу поделать. Сегодня пошли в баню, а Макар первый ушел…

  • 2017й был

    Когда еще писать про итоги года, как не в новогоднюю ночь? Уже вполне можно скосить глаза в сторону, на проносящийся мимо 2017й. Не скажу, что это…

  • Тонкая

    Как меня угораздило в это ввязаться, я не знаю. Муж уже полгода назад запустил свою новую программу «постройнения», а я, зная про свои проблемы со…

  • Учимся чему?

    Макар опять требует «матику» — занимается на сайте учи.ру Он прошёл уже несколько первых тем и дошел до того места, где нужно самому вводить…

  • Какие-то не такие

    Я часто думала, что у Агаты будут сложности с обучением, что она будет тормозить и тд. И вот Агата уже месяц ходит на изо и иногда на музыку с…

Comments

chonora
Nov. 16th, 2017 05:17 pm (UTC)
Мы сейчас с Петькой подробно исследуем тему внешних оценок. Нынешний запрет ставить оценки в первом классе, вызванный, должно быть, тем, что кто-то из высокопоставленных образовательных чиновников прочел Коэна :), привел к тому, что все учителя извращаются как могут. Разнообразные звездочки, "молодцы", наклейки и "беджи" заполонили тетради и дневники, как простой, так и электронный. Петька офигел и пришел разбираться, что бы это все добро значило, и по какому курсу оно переводится в простые человеческие пятерки.

Стали обсуждать, за каким лешим ему сдались простые человеческие пятерки. Выяснилось, что Петя маркирует школьные оценки как обратную связь от учителя. 5 - ты сделал ровно то, чего я ждал: принял пас и забил. 4 - чуть-чуть промазал, но направление верное. 3 - куда-то не туда, похоже, ты не понял правила игры. 2 - да ты вообще, чувак, не с нами.

В общем, где-то я прочла метафору, и она мне очень понравилась. Процитирую неточно. В общем, думать, что Петя учится за оценки - все равно что предположить, что профессор, приехавший по приглашению читать лекцию, делает это ради того, чтобы получить кофе с булочкой в перерыве. Но обратную связь во внимание принимает, ему с ней удобнее понимать, чего от него ждут.
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 06:26 pm (UTC)
Как раз оценки — более-менее адекватная штука.
А вот касаемо малышей и «будь молодцом, поделись игрушкой», «Навела порядок — вот умница!» — всё это нередко формирует «хороших девочек», которые потом всю жизнь боятся не быть умницами.

На некоторых детях это прямо ох как видно.
chonora
Nov. 16th, 2017 07:02 pm (UTC)
Я склонна согласиться со следующим комментарием (от senkinamama).

Мне кажется, что если дежурные "молодцы" и "умницы" наносят настолько значимый ущерб самооценке ребенка и уничтожают его внутреннюю мотивацию, то дело не в оценках. Этому ребенку не хватает чего-то очень важного, чего он пытается добрать "молодцами".
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 07:25 pm (UTC)
Или родители посредством «молодцов» дают что-то не то.
Мы опять сталкиваемся лбами в том вопросе, где я вижу ответственность родителей, а ты говоришь, «что если ребенку не нравится здоровая конкуренция, то с ним что-то не так».

У тебя почему-то взрослые априори зрелые и адекватные люди.

Что ж. Подождем Катю)

chonora
Nov. 16th, 2017 08:53 pm (UTC)
"родители посредством «молодцов» дают что-то не то" - не согласна.

На мой взгляд, такому ребенку, сильно зависимому от внешней оценки и склонному присваивать внешнюю мотивацию, именно родители не дают чего-то важного, отделываясь дежурными молодцами. И голодный до этого важного ребенок навешивает на "молодцов" сверхценность, затыкая ими дыру в своем мироощущении.

Мне очень интересно понять, что же это такое важное. Хочется отделаться какими-то общими словами, типа "любви", "тепла" или чем-то еще таким общим и возвышенным, что к делу не пришьешь. А там что-то очень конкретное, приземленное, как мне кажется.
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 09:05 pm (UTC)
Вовлеченность.
Родители, меряющие «молодцами» и ставящие себе задачу воспитать «хорошую девочку», не вовлекаются в жизнь с ребенком. Они как бы сверху — как судьи, оценщики, они не снисходят до того, чтобы увидеть живое.
Это же замена, нежелание увидеть внутреннюю мотивацию ребенка и замена ее на внешнюю. «Пожалуйста, будь удобным. Мне некогда с тобой разбираться»
mamdarinka
Nov. 17th, 2017 02:06 am (UTC)
Право быть
Страх отвержения, когда не молодец
slavetnaya
Nov. 18th, 2017 05:38 am (UTC)
Вера. Слепая тупая примитивная вера в ребенка - без аргументов, без анализа перспектив, без подтверждений, что ребенок будет успешным завтра, потому что вот же - у него оценка сегодня и учитель хвалил.
slavetnaya
Nov. 18th, 2017 05:35 am (UTC)
Катя запомнила пост и даже в закладки не вносила, так как знала, что не забудет)))

Сейчас почитаю все)))
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 06:41 pm (UTC)
Я не сомневаюсь в твоей адекватности, в твоем умении придать ценность знаниям, а не оценкам.
В нашем детстве тоже в первом классе ставили зведочки и прочее.

Что касается Коэна, то мне его высказывания близки, потому что я часто вижу подмену: ребенок убрался, потому что родители сказали «будь молодцом, уберись у себя», а не потому что хотел, чтобы был порядок.
Для меня это принципиальные моменты в воспитании, потому что они формируют дальнейшее понимание, для кого и чего я что-то делаю. Потому что хочу или потому что «перед людьми неудобно».

Я искренне верю в то, что дети, не зашоренные понятиями «хорошо» и «плохо», в состоянии сами в этом разобраться — может, не сразу, но зато с полным пониманием взаимосвязей.
chonora
Nov. 16th, 2017 06:57 pm (UTC)
Знания в моей системе ценностей тоже не очень высоко котируются :))
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 07:00 pm (UTC)
Значит, у меня сложилось неправильное впечатление.
Мне показалось из твоих текстов, что для тебя важны достижения детей, чем бы они не занимались. Именно результат — то, что можно измерить. Реализация потенциала)
chonora
Nov. 16th, 2017 07:10 pm (UTC)
Не :))) Мне важен кайф в процессе. В процессе добычи знаний, приобретения навыков, реализации потенциала.

А измерения важны, чтобы отличать дорогой дофамин от дешевого. Мы можем назначить ближайший холмик горой и считать прогулку восхождением, но это дешево и не так кайфово, как постепенный подъем на настоящую гору.
aleksandra_che
Nov. 16th, 2017 07:27 pm (UTC)
Я не очень понимаю, каким хммм... органом ты меряешь дофамин?
И чей дофамин ты в данном случае меряешь: детей или свой?

Амбиции=дофамин?
Мой ребенок не хочет на горку, он доволен восхождением на холм. Получается, что я что-то не так объяснила ему про дофамин, или ребенок какой-то не такой?
chonora
Nov. 16th, 2017 08:37 pm (UTC)
Если очень грубо: "Дофамин: радость от достижения поставленных целей и – маленькими порциями – поощрение за движение по направлению к выполнению задачи" (C)

У меня свои источники дофамина, у детей свои. Меряю именно кайфом в процессе и в результате достижения цели. И дети тоже им меряют, насколько я вижу.

Берем конкретный пример, чтобы было нагляднее. Ну, допустим, математика. Есть эти смешные олимпиады на учи.ру. Это холм, и Петя об этом знает, ведь в этих олимпиадах он набирает максимум баллов левой ногой. Но реальный Эверест для его нынешнего уровня - поехать летом в Берендеевы поляны. Для этого нужно ежедневно прикладывать небольшие усилия - прорешать Петерсона, отработать "Олимпиадные сезоны", показать хорошие результаты на всех трех сезонных Олимпах. Я показала ему путь к достижению цели и больше даже не смотрю, сколько задач он прорешал. Он сам ловит кайф от каждого шага к вожделенным "Полянам".

Или, допустим, танцы. Зоя по своему возрасту могла бы замотаться в занавеску, изображающую костюм, и покружиться в центре комнаты, сорвав аплодисменты с родителей. Но ее этот холм не устраивает. Она хочет, чтобы ей в следующем году в виде исключения присвоили следующий класс, который по идее присваивают после семи лет. Поэтому она учит быстрый фокстрот, безбожно путается в ногах, просит всех ей посчитать музыку. И тащится в процессе.

Да, я достаточно рано показываю детям пути получения дофамина. По их запросу. Примерно так: "Ты хочешь выучить английский алфавит? Зой, это достаточно сложно, а ты еще маленькая. Если ты его просто запомнишь как песенку, то скоро забудешь, потому что ты его нигде не используешь. Имеет смысл каждый день учить одну букву, смотреть, как она читается в разных словах, и повторять алфавит до этой буквы. Тогда через месяц ты будешь знать не только алфавит, но и много английских слов, сможешь понимать, о чем мы с папой говорим по пятницам". И Зоя ставит будильник, чтобы встать раньше Пети, первой разбудить меня и стребовать очередную букву, пока все спят.

Амбиции - это про серотонин. "Серотонин: распирающее чувство гордости от того, что другие тебя уважают и признают. Это тоже про групповую динамику – но уже не то, что сплачивает стадо, а то, что выстраивает иерархию" (С) Его получать гораздо геморойнее - надо искать референтную группу и выпрыгивать из штанов, добиваясь признания. Дофамин экологичнее - сам ставишь цели, сам достигаешь, сам кайфуешь в процессе.
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 16th, 2017 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 17th, 2017 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 17th, 2017 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 18th, 2017 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 18th, 2017 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksandra_che - Nov. 19th, 2017 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 19th, 2017 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lomelind - Dec. 8th, 2017 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Dec. 8th, 2017 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lomelind - Dec. 8th, 2017 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Dec. 8th, 2017 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lomelind - Dec. 9th, 2017 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Dec. 9th, 2017 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 17th, 2017 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - chonora - Nov. 17th, 2017 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 06:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavetnaya - Nov. 18th, 2017 07:05 am (UTC) - Expand

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel