?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Кому нужны оценки

Мне уже давно не интересно разбирать детей по частям, потому как наразбиралась вдоволь, учусь видеть целое. Но старые привычки никуда не денешь, и вот недавно читала отрывки из книги Элфи Коэна «Безусловные родители» и наткнулась на очень толковое и интересное объяснение, почему детей не нужно хвалить за поступки в виде «молодец» или «умница». Глава называется «Провал поощрений», процитировать нужный кусок у меня не выходит, но я кратко перескажу суть.

Еще семь лет назад здесь я писала о том, что похвала — это своеобразная манипуляция и приучение ребенка к оценке. Мой пост вызвал как споры, так и одобрение. А в книге Коэна подробно разбирается, почему похвала не действует так, как нам нужно.

Когда дети получают похвалу за хорошие поступки, их начинает интересовать только награда — потому что пропадает внутренняя мотивация (это когда я делаю, потому что хочу сам) — считает Коэн. Ориентация на внешнюю мотивацию совершенно разрушает внутреннюю. Дети, оказавшись в ситуации, когда они не получат награду за поступок, не будут его совершать — даже проведено исследование на эту тему.

И здесь я совершенно согласна с автором — внешняя оценка (молодец- не молодец) не позволяет ориентироваться на свой внутренний компас, на своё понимание, что правильно, что хорошо. Я видела таких детей на площадке: если они случайно роняют чужого ребенка, они не бросаются помогать, а в первую очередь смотрят на реакцию взрослого. Сердится или нет? И они зачастую даже не обращают внимания на слезы другого ребенка, потому что просто напросто отключили свою способность оценивать ситуацию и целиком полагаются на оценку взрослого.

Недавно я сама столкнулась с тем, что Агата (после занятий по изо, вроде бы) стала спрашивать меня после каждого действия, молодец ли она. Там хвалили всех и за всё. Но она не поняла, за что вешают на детей «молодца», и хотела выяснить. Было очень забавно в начале, а потом уже надоело. Поэтому я предложила ей разобраться с тем, кто такой «молодец».

А недавно я была на лекции очень крутого ТРИЗ-преподавателя для родителей, которая предлагала давать детям четкую оценку того, что хорошо, а что плохо. После чего я поняла, что эти лекции не для меня, потому что я считаю, что ребенок вполне себе может определить это сам.

Ну, и вопрос мотивации — мой любимый сейчас. Есть над чем поразмыслить и понаблюдать.

Posts from This Journal by “открытия” Tag

  • Кофеек

    Агата выглядывает из коридора: — Я больше не ем булок! Мы все переглядываемся в недоумении: неужели, кросоовки не налезли? Я вообще ровно…

  • Привязанность

    Мне никак не удается отпустить Макара. Это прямо режет мне глаза, но я ничего не могу поделать. Сегодня пошли в баню, а Макар первый ушел…

  • 2017й был

    Когда еще писать про итоги года, как не в новогоднюю ночь? Уже вполне можно скосить глаза в сторону, на проносящийся мимо 2017й. Не скажу, что это…

  • Тонкая

    Как меня угораздило в это ввязаться, я не знаю. Муж уже полгода назад запустил свою новую программу «постройнения», а я, зная про свои проблемы со…

  • Учимся чему?

    Макар опять требует «матику» — занимается на сайте учи.ру Он прошёл уже несколько первых тем и дошел до того места, где нужно самому вводить…

  • Какие-то не такие

    Я часто думала, что у Агаты будут сложности с обучением, что она будет тормозить и тд. И вот Агата уже месяц ходит на изо и иногда на музыку с…

Comments

aleksandra_che
Nov. 17th, 2017 01:12 pm (UTC)
Спасибо за вопросы. Конечно, мы не идеальные родителию и у нас случаются кнуты и пряники, но нам они не нравятся, мы стараемся не допускать.

Внутренняя мотивация встречается у детей сплошь и рядом. Вот ребенок учится ходить: и он будет учиться несмотря на падения или отсутствие поддержки со стороны родителей. Так и во всем остальном.

Я не говорю, что не нужно просить помочь убраться дома или призывать самостоятельно навести порядок. Конечно, можно обратить внимание, что хорошо, когда чисто.
Здесь речь прежде всего про управление поощрением, оценкой. Мне кажется, это две разные вещи: сказать, что мне нравится, что ребенок навел порядок в своей комнате, или сказать «молодец, что убрался». Молодец — это грубая оценка, которая якобы объективна. А то, что «мне нравится» или «мне не нравится» — это всего лишь мое отношение, которое можно в расчет не брать.

Дело в том, что как-то сложилось общее восприятие ребенка, как существа, которое надо воспитывать, потому что оно внутри само не может захотеть чистоты, учиться, работать и тд. Но это не так. Дети, если у них благополучная обстановка дома, хотят быть полезными, хотят узнавать новое и не хотят портить отношения с окружающими.
welsh_rabbit
Nov. 17th, 2017 02:11 pm (UTC)
Но ведь ребенок привязан к маме, он может точно так же делать что-то, чтобы услышать "Мне нравится!" я не вижу вообще никакой разницы с "молодец".
aleksandra_che
Nov. 17th, 2017 05:04 pm (UTC)
Безусловно, ребенок зависит от мнения мамы.
Ну, вот на примере отношений не с ребенком. Есть разница сказать мужу: «мне не нравится, когда ты раскидываешь носки» и «ты—свинья».
Я-сообщения и сообщения-диагнозы.
В общем-то, это не моя идея, уже довольно давно специалисты по налаживанию отношений говорят о том, что нужно это разделять.
welsh_rabbit
Nov. 17th, 2017 05:59 pm (UTC)
Понимаю, о чем вы.
Однако, для меня "молодец" - это не диагноз, не определение, не ярлык, как в случае со "свинья". Для меня это слово емкое, которое может обозначать широкий диапазон от междометия, типа "вах!", до упрощения сложной похвалы, когда человек вместо того, чтобы сказать:"Я восхищен твоей способностью передать несколькими штрихами сложный внутренний мир героя", восхищенно говорит "молодец" потому, что у него нет достаточного словарного запаса, например.
Но это уже особенности восприятия.
slavetnaya
Nov. 20th, 2017 07:48 am (UTC)
Хвалят сверху. Поддерживают по горизонтали или снизу. Я лично выше себя ставлю людей крайне редко. Но странным образом, я ощущаю при этом благоговение и уважение, а не желание потрепать человека по голове как собаку, мол: "Молодец!" - мне это ни в голову не приходит, ни на уровне желаний. Я чувствую в этом что-то вроде: "Ах, моя обезьянка подвинула стул, что бы сорвать банан!" - то есть у меня должна быть аж вот такая компетенция, вот такой умственный разрыв или разрыв в навыках, что бы кого-то похвалить. Сорадоваться - да, но это опять "разделить радость, разделить трапезу, поделиться", а не "оценить".

Хорошо, предположим, ученик берет тетрадь другого ученика и ставит ему "5" - это будет адекватным? А если тот, которому поставили, еще и обрадуется, а не в бубен закатает в ответ - это не будет означать что у второго нелады с системой координат и он сам себя ставит себя в ней где-то слишком низко? Так почему на уровне слов ты утверждаешь, что между взрослыми это нормально?

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel