?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Кому нужны оценки

Мне уже давно не интересно разбирать детей по частям, потому как наразбиралась вдоволь, учусь видеть целое. Но старые привычки никуда не денешь, и вот недавно читала отрывки из книги Элфи Коэна «Безусловные родители» и наткнулась на очень толковое и интересное объяснение, почему детей не нужно хвалить за поступки в виде «молодец» или «умница». Глава называется «Провал поощрений», процитировать нужный кусок у меня не выходит, но я кратко перескажу суть.

Еще семь лет назад здесь я писала о том, что похвала — это своеобразная манипуляция и приучение ребенка к оценке. Мой пост вызвал как споры, так и одобрение. А в книге Коэна подробно разбирается, почему похвала не действует так, как нам нужно.

Когда дети получают похвалу за хорошие поступки, их начинает интересовать только награда — потому что пропадает внутренняя мотивация (это когда я делаю, потому что хочу сам) — считает Коэн. Ориентация на внешнюю мотивацию совершенно разрушает внутреннюю. Дети, оказавшись в ситуации, когда они не получат награду за поступок, не будут его совершать — даже проведено исследование на эту тему.

И здесь я совершенно согласна с автором — внешняя оценка (молодец- не молодец) не позволяет ориентироваться на свой внутренний компас, на своё понимание, что правильно, что хорошо. Я видела таких детей на площадке: если они случайно роняют чужого ребенка, они не бросаются помогать, а в первую очередь смотрят на реакцию взрослого. Сердится или нет? И они зачастую даже не обращают внимания на слезы другого ребенка, потому что просто напросто отключили свою способность оценивать ситуацию и целиком полагаются на оценку взрослого.

Недавно я сама столкнулась с тем, что Агата (после занятий по изо, вроде бы) стала спрашивать меня после каждого действия, молодец ли она. Там хвалили всех и за всё. Но она не поняла, за что вешают на детей «молодца», и хотела выяснить. Было очень забавно в начале, а потом уже надоело. Поэтому я предложила ей разобраться с тем, кто такой «молодец».

А недавно я была на лекции очень крутого ТРИЗ-преподавателя для родителей, которая предлагала давать детям четкую оценку того, что хорошо, а что плохо. После чего я поняла, что эти лекции не для меня, потому что я считаю, что ребенок вполне себе может определить это сам.

Ну, и вопрос мотивации — мой любимый сейчас. Есть над чем поразмыслить и понаблюдать.

Posts from This Journal by “открытия” Tag

  • Кофеек

    Агата выглядывает из коридора: — Я больше не ем булок! Мы все переглядываемся в недоумении: неужели, кросоовки не налезли? Я вообще ровно…

  • Привязанность

    Мне никак не удается отпустить Макара. Это прямо режет мне глаза, но я ничего не могу поделать. Сегодня пошли в баню, а Макар первый ушел…

  • 2017й был

    Когда еще писать про итоги года, как не в новогоднюю ночь? Уже вполне можно скосить глаза в сторону, на проносящийся мимо 2017й. Не скажу, что это…

  • Тонкая

    Как меня угораздило в это ввязаться, я не знаю. Муж уже полгода назад запустил свою новую программу «постройнения», а я, зная про свои проблемы со…

  • Учимся чему?

    Макар опять требует «матику» — занимается на сайте учи.ру Он прошёл уже несколько первых тем и дошел до того места, где нужно самому вводить…

  • Какие-то не такие

    Я часто думала, что у Агаты будут сложности с обучением, что она будет тормозить и тд. И вот Агата уже месяц ходит на изо и иногда на музыку с…

Comments

welsh_rabbit
Nov. 17th, 2017 02:11 pm (UTC)
Но ведь ребенок привязан к маме, он может точно так же делать что-то, чтобы услышать "Мне нравится!" я не вижу вообще никакой разницы с "молодец".
aleksandra_che
Nov. 17th, 2017 05:04 pm (UTC)
Безусловно, ребенок зависит от мнения мамы.
Ну, вот на примере отношений не с ребенком. Есть разница сказать мужу: «мне не нравится, когда ты раскидываешь носки» и «ты—свинья».
Я-сообщения и сообщения-диагнозы.
В общем-то, это не моя идея, уже довольно давно специалисты по налаживанию отношений говорят о том, что нужно это разделять.
welsh_rabbit
Nov. 17th, 2017 05:59 pm (UTC)
Понимаю, о чем вы.
Однако, для меня "молодец" - это не диагноз, не определение, не ярлык, как в случае со "свинья". Для меня это слово емкое, которое может обозначать широкий диапазон от междометия, типа "вах!", до упрощения сложной похвалы, когда человек вместо того, чтобы сказать:"Я восхищен твоей способностью передать несколькими штрихами сложный внутренний мир героя", восхищенно говорит "молодец" потому, что у него нет достаточного словарного запаса, например.
Но это уже особенности восприятия.
slavetnaya
Nov. 20th, 2017 07:48 am (UTC)
Хвалят сверху. Поддерживают по горизонтали или снизу. Я лично выше себя ставлю людей крайне редко. Но странным образом, я ощущаю при этом благоговение и уважение, а не желание потрепать человека по голове как собаку, мол: "Молодец!" - мне это ни в голову не приходит, ни на уровне желаний. Я чувствую в этом что-то вроде: "Ах, моя обезьянка подвинула стул, что бы сорвать банан!" - то есть у меня должна быть аж вот такая компетенция, вот такой умственный разрыв или разрыв в навыках, что бы кого-то похвалить. Сорадоваться - да, но это опять "разделить радость, разделить трапезу, поделиться", а не "оценить".

Хорошо, предположим, ученик берет тетрадь другого ученика и ставит ему "5" - это будет адекватным? А если тот, которому поставили, еще и обрадуется, а не в бубен закатает в ответ - это не будет означать что у второго нелады с системой координат и он сам себя ставит себя в ней где-то слишком низко? Так почему на уровне слов ты утверждаешь, что между взрослыми это нормально?

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel