?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Кому нужны оценки

Мне уже давно не интересно разбирать детей по частям, потому как наразбиралась вдоволь, учусь видеть целое. Но старые привычки никуда не денешь, и вот недавно читала отрывки из книги Элфи Коэна «Безусловные родители» и наткнулась на очень толковое и интересное объяснение, почему детей не нужно хвалить за поступки в виде «молодец» или «умница». Глава называется «Провал поощрений», процитировать нужный кусок у меня не выходит, но я кратко перескажу суть.

Еще семь лет назад здесь я писала о том, что похвала — это своеобразная манипуляция и приучение ребенка к оценке. Мой пост вызвал как споры, так и одобрение. А в книге Коэна подробно разбирается, почему похвала не действует так, как нам нужно.

Когда дети получают похвалу за хорошие поступки, их начинает интересовать только награда — потому что пропадает внутренняя мотивация (это когда я делаю, потому что хочу сам) — считает Коэн. Ориентация на внешнюю мотивацию совершенно разрушает внутреннюю. Дети, оказавшись в ситуации, когда они не получат награду за поступок, не будут его совершать — даже проведено исследование на эту тему.

И здесь я совершенно согласна с автором — внешняя оценка (молодец- не молодец) не позволяет ориентироваться на свой внутренний компас, на своё понимание, что правильно, что хорошо. Я видела таких детей на площадке: если они случайно роняют чужого ребенка, они не бросаются помогать, а в первую очередь смотрят на реакцию взрослого. Сердится или нет? И они зачастую даже не обращают внимания на слезы другого ребенка, потому что просто напросто отключили свою способность оценивать ситуацию и целиком полагаются на оценку взрослого.

Недавно я сама столкнулась с тем, что Агата (после занятий по изо, вроде бы) стала спрашивать меня после каждого действия, молодец ли она. Там хвалили всех и за всё. Но она не поняла, за что вешают на детей «молодца», и хотела выяснить. Было очень забавно в начале, а потом уже надоело. Поэтому я предложила ей разобраться с тем, кто такой «молодец».

А недавно я была на лекции очень крутого ТРИЗ-преподавателя для родителей, которая предлагала давать детям четкую оценку того, что хорошо, а что плохо. После чего я поняла, что эти лекции не для меня, потому что я считаю, что ребенок вполне себе может определить это сам.

Ну, и вопрос мотивации — мой любимый сейчас. Есть над чем поразмыслить и понаблюдать.

Posts from This Journal by “открытия” Tag

  • Кофеек

    Агата выглядывает из коридора: — Я больше не ем булок! Мы все переглядываемся в недоумении: неужели, кросоовки не налезли? Я вообще ровно…

  • Привязанность

    Мне никак не удается отпустить Макара. Это прямо режет мне глаза, но я ничего не могу поделать. Сегодня пошли в баню, а Макар первый ушел…

  • 2017й был

    Когда еще писать про итоги года, как не в новогоднюю ночь? Уже вполне можно скосить глаза в сторону, на проносящийся мимо 2017й. Не скажу, что это…

  • Тонкая

    Как меня угораздило в это ввязаться, я не знаю. Муж уже полгода назад запустил свою новую программу «постройнения», а я, зная про свои проблемы со…

  • Учимся чему?

    Макар опять требует «матику» — занимается на сайте учи.ру Он прошёл уже несколько первых тем и дошел до того места, где нужно самому вводить…

  • Какие-то не такие

    Я часто думала, что у Агаты будут сложности с обучением, что она будет тормозить и тд. И вот Агата уже месяц ходит на изо и иногда на музыку с…

Comments

slavetnaya
Nov. 18th, 2017 06:17 am (UTC)
Настя, отвечу под твоим комментом не на сам коммент, а вообще, что бы и ты и Саша видели.

Сначала, что сразу от себя хотелось написать, как только увидела эту тему.

Исторически почему-то именно слово "молодец" становится у меня поперек и не произносится. Проанализировав наедине с собой я поняла, почему. Почему, например, если подруга в жж написала о личном успехе, мне трудно написать "молодец" и я начинаю прикладывать усилия и мозги, что бы написать что-то другое? Я же искренне рада за нее, я хочу выразить радость, по теории Насти - обеспечить серотонин, потому что он абсолютно заслужен?

Потому что у меня есть однозначно врожденное и ни убитое родителями, как ни странно, чувство горизонтали. Когда я рассматриваю слово "молодец", я тут же ощущаю вертикаль, в которой хвалящий ставит себя этим словом выше того, кого хвалит. И это чуждо для моей сути. Вот у подруги в жж получилась грядка какая-то заковыристая, например. Если я скажу "молодец", я как бы подчеркну, что я могу ее похвалить, потому что для меня эти грядки - вчерашний день, но (и "но" мне тоже не нравится) я понимаю, что для нее это свершение и хвалю. Тем более, это касается детей - ну с позиций взрослого какое это достижения одеть перчатку? Взрослый их уже 30 лет сам одевает. Но нужно как-то не похвалить - это уже способ, а поддержать - и это первоначальная задача - чей-то успех. При этом поддержка так же предполагает, что поддерживающий сильнее - то есть тоже можно попробовать пришить превосходство, но тут как раз суть в позиции - поддерживают снизу.

Т.е. я вижу грядки у подруги в жж и я либо сверху оценивают: "Молодец", либо начинаю запариваться в каждом отдельном случае и оценивать не человека, а его свершение: "О, крутая грядка! Ой, и бортики есть присесть - ну круть! О, и даже дуги стационарные - ну вообще!". Таким образом я вижу себя стоящей по отношению к подруге в горизонтали - мы стоим рядом и вместе рассматриваем ее грядку, потому что она предложила это сделать.

При этом, если у меня в целях поддержать, а не просто посорадоваться, в этот момент, я выключаю свое "я" на 100%, чего априори не может сделать человек, хвалящий с высоты своей позиции на вертикали отношений. Тот, кто говорит "молодец" делает это с позиций: "Ха, я уже 30 лет их сам одеваю, но я великодушно признаю, что для тебя это достижение". Я же говорю искренне с позиций, что вот сейчас это лучшая грядка, которую я видела. И пусть даже у меня в моем дворе еще лучше - в этом моменте мои грядки не имеют значения, потому что я так же даю допуск на то, что для вводных этого человека такая грядка - достижение, но не примешиваю сюда элемент собственного самоутверждения и превосходства, что дает вертикальная позиция.

Хотя, очень редко, это слово из меня вырывается, и да - это всегда из-за нехватки времени на то, что бы конкретизировать сорадость - проговорить про бортики и дуги конкретно. Или успех настолько очевиден, что детализация излишня и тогда я не знаю, как выкрутиться)))

Что касается мотивации - мне помогает честность. В свое время, когда я решала эту проблему для себя, мне помогли честность и реальное внимание. Например, ребенок сел лепить из пластилина. Я вижу, что получается очень аккуратно - я так и говорю: "Ой, у тебя так аккуратно все выходит, ты где-то занималась?" и ребенок расцветая говорит, что да, с бабушкой занималась. Так я сознательно и намерено фиксирую тот момент, что труд ребенка прошел не зря или если проще - даю серотонин признанием.


Edited at 2017-11-18 06:20 am (UTC)

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel