?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Кому нужны оценки

Мне уже давно не интересно разбирать детей по частям, потому как наразбиралась вдоволь, учусь видеть целое. Но старые привычки никуда не денешь, и вот недавно читала отрывки из книги Элфи Коэна «Безусловные родители» и наткнулась на очень толковое и интересное объяснение, почему детей не нужно хвалить за поступки в виде «молодец» или «умница». Глава называется «Провал поощрений», процитировать нужный кусок у меня не выходит, но я кратко перескажу суть.

Еще семь лет назад здесь я писала о том, что похвала — это своеобразная манипуляция и приучение ребенка к оценке. Мой пост вызвал как споры, так и одобрение. А в книге Коэна подробно разбирается, почему похвала не действует так, как нам нужно.

Когда дети получают похвалу за хорошие поступки, их начинает интересовать только награда — потому что пропадает внутренняя мотивация (это когда я делаю, потому что хочу сам) — считает Коэн. Ориентация на внешнюю мотивацию совершенно разрушает внутреннюю. Дети, оказавшись в ситуации, когда они не получат награду за поступок, не будут его совершать — даже проведено исследование на эту тему.

И здесь я совершенно согласна с автором — внешняя оценка (молодец- не молодец) не позволяет ориентироваться на свой внутренний компас, на своё понимание, что правильно, что хорошо. Я видела таких детей на площадке: если они случайно роняют чужого ребенка, они не бросаются помогать, а в первую очередь смотрят на реакцию взрослого. Сердится или нет? И они зачастую даже не обращают внимания на слезы другого ребенка, потому что просто напросто отключили свою способность оценивать ситуацию и целиком полагаются на оценку взрослого.

Недавно я сама столкнулась с тем, что Агата (после занятий по изо, вроде бы) стала спрашивать меня после каждого действия, молодец ли она. Там хвалили всех и за всё. Но она не поняла, за что вешают на детей «молодца», и хотела выяснить. Было очень забавно в начале, а потом уже надоело. Поэтому я предложила ей разобраться с тем, кто такой «молодец».

А недавно я была на лекции очень крутого ТРИЗ-преподавателя для родителей, которая предлагала давать детям четкую оценку того, что хорошо, а что плохо. После чего я поняла, что эти лекции не для меня, потому что я считаю, что ребенок вполне себе может определить это сам.

Ну, и вопрос мотивации — мой любимый сейчас. Есть над чем поразмыслить и понаблюдать.

Posts from This Journal by “открытия” Tag

  • Кофеек

    Агата выглядывает из коридора: — Я больше не ем булок! Мы все переглядываемся в недоумении: неужели, кросоовки не налезли? Я вообще ровно…

  • Привязанность

    Мне никак не удается отпустить Макара. Это прямо режет мне глаза, но я ничего не могу поделать. Сегодня пошли в баню, а Макар первый ушел…

  • 2017й был

    Когда еще писать про итоги года, как не в новогоднюю ночь? Уже вполне можно скосить глаза в сторону, на проносящийся мимо 2017й. Не скажу, что это…

  • Тонкая

    Как меня угораздило в это ввязаться, я не знаю. Муж уже полгода назад запустил свою новую программу «постройнения», а я, зная про свои проблемы со…

  • Учимся чему?

    Макар опять требует «матику» — занимается на сайте учи.ру Он прошёл уже несколько первых тем и дошел до того места, где нужно самому вводить…

  • Какие-то не такие

    Я часто думала, что у Агаты будут сложности с обучением, что она будет тормозить и тд. И вот Агата уже месяц ходит на изо и иногда на музыку с…

Comments

slavetnaya
Nov. 18th, 2017 06:18 am (UTC)
Конкретный пример, как это у меня недавно сработало. Соседская девочка очень умная. Если чуть расслабиться, она "сделает" и меня тоже, что пару раз и произошло. Моя реакция - искреннее восхищение. Я не воюю за вертикаль никогда и считаю абсурдным делать это с детьми. Это позволяет мне реально признавать ее заслуги, даже когда кажется, что я потеряю авторитет - да, надо было быть мне внимательнее, она бы меня не обошла, но обошла же!

Как реагирует ее мама - она мгновенно начинает бодаться за авторитет. Включается животная конкуренция и мама по итогу выигрывает, даже если ребенок уже плачет от бессилия и что бы доказать свое превосходство маме пришлось на это пойти - что бы ребенок через слезы признал свое поражение.

Как это работает потом. Ребенок тупит за уроками (ему каждый день доказывали, что он тупой). Мама, которая логично должна сесть и в очередной раз доказать, что она круче - она делала это постоянно, а в этой ситуации почему-то вдруг, резко, требует, что бы ребенок срочно стал умным, вдруг орет и фактически уступает арену для самоутверждения (раньше же всю дорогу было: "А я мама - тут умнее и вот тут - видела, видела?") и забивает развернувшись на 180 градусов - не вниз от себя, а вверх.

Как работает мой методичный вклад, ребенок: "У меня уроки не получаются хнык". Я делаю искренне и честно изумленные глаза (чуть артистизма, что бы выразить поярче, по-детски, но не более того), и говорю: "Как это, ты же умная?". Ребенок зависает, убегает домой, через полчаса приходит играть, так как все сделал. Потому что когда я сказала: "Ты умная" под мои слова в ней отозвалась вложенная мною база реальных этому подтверждений. Потому и я совершенно честно могу это сказать. И потому это не работает с родителями, которые пытаются мотивировать говоря хорошие слова, но не вложив базу - раз и часто вопреки нескольким годам до школы, когда ребенку внушалось фактически, что он тупой неумеха - два.

Edited at 2017-11-18 06:22 am (UTC)

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel