?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Кому нужны оценки

Мне уже давно не интересно разбирать детей по частям, потому как наразбиралась вдоволь, учусь видеть целое. Но старые привычки никуда не денешь, и вот недавно читала отрывки из книги Элфи Коэна «Безусловные родители» и наткнулась на очень толковое и интересное объяснение, почему детей не нужно хвалить за поступки в виде «молодец» или «умница». Глава называется «Провал поощрений», процитировать нужный кусок у меня не выходит, но я кратко перескажу суть.

Еще семь лет назад здесь я писала о том, что похвала — это своеобразная манипуляция и приучение ребенка к оценке. Мой пост вызвал как споры, так и одобрение. А в книге Коэна подробно разбирается, почему похвала не действует так, как нам нужно.

Когда дети получают похвалу за хорошие поступки, их начинает интересовать только награда — потому что пропадает внутренняя мотивация (это когда я делаю, потому что хочу сам) — считает Коэн. Ориентация на внешнюю мотивацию совершенно разрушает внутреннюю. Дети, оказавшись в ситуации, когда они не получат награду за поступок, не будут его совершать — даже проведено исследование на эту тему.

И здесь я совершенно согласна с автором — внешняя оценка (молодец- не молодец) не позволяет ориентироваться на свой внутренний компас, на своё понимание, что правильно, что хорошо. Я видела таких детей на площадке: если они случайно роняют чужого ребенка, они не бросаются помогать, а в первую очередь смотрят на реакцию взрослого. Сердится или нет? И они зачастую даже не обращают внимания на слезы другого ребенка, потому что просто напросто отключили свою способность оценивать ситуацию и целиком полагаются на оценку взрослого.

Недавно я сама столкнулась с тем, что Агата (после занятий по изо, вроде бы) стала спрашивать меня после каждого действия, молодец ли она. Там хвалили всех и за всё. Но она не поняла, за что вешают на детей «молодца», и хотела выяснить. Было очень забавно в начале, а потом уже надоело. Поэтому я предложила ей разобраться с тем, кто такой «молодец».

А недавно я была на лекции очень крутого ТРИЗ-преподавателя для родителей, которая предлагала давать детям четкую оценку того, что хорошо, а что плохо. После чего я поняла, что эти лекции не для меня, потому что я считаю, что ребенок вполне себе может определить это сам.

Ну, и вопрос мотивации — мой любимый сейчас. Есть над чем поразмыслить и понаблюдать.

Posts from This Journal by “открытия” Tag

  • Кофеек

    Агата выглядывает из коридора: — Я больше не ем булок! Мы все переглядываемся в недоумении: неужели, кросоовки не налезли? Я вообще ровно…

  • Привязанность

    Мне никак не удается отпустить Макара. Это прямо режет мне глаза, но я ничего не могу поделать. Сегодня пошли в баню, а Макар первый ушел…

  • 2017й был

    Когда еще писать про итоги года, как не в новогоднюю ночь? Уже вполне можно скосить глаза в сторону, на проносящийся мимо 2017й. Не скажу, что это…

  • Тонкая

    Как меня угораздило в это ввязаться, я не знаю. Муж уже полгода назад запустил свою новую программу «постройнения», а я, зная про свои проблемы со…

  • Учимся чему?

    Макар опять требует «матику» — занимается на сайте учи.ру Он прошёл уже несколько первых тем и дошел до того места, где нужно самому вводить…

  • Какие-то не такие

    Я часто думала, что у Агаты будут сложности с обучением, что она будет тормозить и тд. И вот Агата уже месяц ходит на изо и иногда на музыку с…

Comments

slavetnaya
Nov. 18th, 2017 06:56 am (UTC)
Что касается примера с Петькой - четкие правила лучше хаотичных однозначно. И вроде бы подвоха нет - обратная связь нужна - вообще без возражений. Но я вспоминаю себя в школе и учителей, которые нравились и были эффективными для меня и не нравились и были неэффективными - информация не усваивалась. Институт - другое - там другой возраст.

У нас была географичка. Она была настолько радостной и творческой, что под доской устраивала просто представление, мы сидели раззинув рты, карты для меня были живыми, я как-будто сама побывала в тех местах, о которых она рассказывала. Я даже помню деталь - как она перечисляла реки России и какие они большие и как их много - меня сейчас ночью разбуди - я с таким же как она восхищением перечислю их названия и какие они большие и как их много и покажу их на карте. Я сама покупала атласы и искала их в магазинах, уровень рвения, на секундочку. У Ветлицой была песня: "Здравствуй Волга, я Двина, я в другого влюблена" - она поет, а я представляю о чем именно. Оценки географичка ставила быстро, дежурно, не привлекая нашего внимания, в конце урока, "для протокола", с настроением, типа как мы пыль смахиваем - не хочется, но надо, поэтому быстро, точно, не запариваясь.

И была классуха по русскому. Она садилась за свой стол и брала журнал так, будто она вершитель наших судеб (где-то это так, но зачем это переть детям он-лайн?). За это я не любила ее уже. Зачем заставлять детей наблюдать собственное превосходство? Мы собрались ее серотонин подпитывать или язык учить? Правила она впирала так, как будто это последние открытия науки и делала это мертво - вот мертвая глыба знания (тогда правило таким казалось, в институте появятся целые мертвые науки) - грызите ее гранит! Тут я тупила, как за тарелкой борща - не буду брать и точка. Но писала грамотно (наверное, лучше, чем сейчас))), и ей ничего не оставалось, как выводить среднюю "4", а на диктантах вообще "5", хотя она ненавидела меня за характер, но ничего не могла поделать. К слову, она прилюдно стегала двоечников под доской - вообще не больно, но унизительно. Тогда ее ненавидела я и ей очень не нравился мой взгляд - она тушевалась от него иногда. Так же, она завышала оценки любимчикам и занижала тем, кого недолюбливала и дети это видели. А мои родители ни разу не были на собрании и ни разу не подпитали ее серотонин - так что не любила она меня вдвойне. Я ее так же "делала" в таких случаях: "Кто возьмет в свою звездочку этого двоечника?" (хороший светлый мальчик, отстающий явно из-за родителей-алкоголиков), я вставала, брала его в свою 5ку и она сдувалась, так как опозорить его не получалась. Я - ребенок, видела, что ее методы ничего не дадут - у него не было потенциала. Фактически я заставляла его тянуть - я и внешние показатели успеваемости всей школы для гороно или как там.

Итого - ситуация с Петькой схематично понятна, но она не включает, не предусматривает цвета, сформулирую так. Упущен момент с учительницей. Если бы там была авторитетная глыба, у него бы в голову не пришло спросить, такие учителя воспитывают истериков, которые потом от тройки могут вены себе вскрыть. Исходя из этого, мое мнение такое - родители и учителя могут весом своего авторитета, вытащить центр тяжести из ребенка наружу и сделать его внешнеориентированным невротиком. Просто тем, что они перевешивают, ребенок теряет веру в себя, принимает вертикаль взрослого, привыкает быть ниже и вырастает удобным, комфортным рабом, не способным ни на какие достижения в принципе. Иногда такая деформация может быть настолько тотальной, что получается социальный инвалид в принципе.

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel