?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Молодец?


Недавно мы с Сережей пытались объяснить одной знакомой, почему нам не нравится, когда Сеню называют «молодец» или «умница» (в качестве альтернативы предложили «как здорово у тебя поличилось» или «мне приятно, что ты делаешь так»). Донести нашу мысль так у не удалось, увы. Но я решила для себя сформулировать ее здесь.

 

Почему я не хочу оценивать своего ребенка? Молодец, плохой, хороший – это все система оценки. Я уже писала как-то об этом. Сейчас, по прошествии времени, смотрю на сына и понимаю, что мои мысли были верными.

  1. Представьте, что вы попали в незнакомое африканское племя. Языка не знаете, обычаев тоже, местность незнакомая – но надо выживать. Один из членов племени вызвался стать вашим гидом и помощником. Заметьте, я не говорю про беспомощного и слабого человека. Вам просто надо адаптироваться, кое-чему научиться, чтобы смочь существовать без посторонней помощи.

И вот вы каждый день наблюдаете за окружающими и видите, что женщины метут полы в хижине и носят воду, а мужчины охотятся и строят дома. И вы решаете, что раз вы такой же, как и все, то нужно делать то же, что и остальные. Но при первом же вашем действии (например, попытка подмести в хижине) окружающие начинают восторженно охать: «Надо же, какой молодец!». Что вы чувствуете? Недоумение: от вас явно этого не ждали, и данный поступок вам не свойственен. Но ведь вы не сделали ничего сложного! Получается, чтобы достичь всеобщего восторга, достаточно взять в руки метлу?

Что я думаю: мы делаем домашние дела, потому что это норма. Ребенок, которого хвалят за любую помощь по хозяйству начинает переоценивать собственные действия. И затем, даже будучи взрослым, он считает, что окружающие должны ценить и восхвалять его ежедневный труд. Даже если он просто вынес мусор в СВОЕЙ квартире. И, кстати, это напрочь лишает удовольствия от труда: мы ждем оценки, одобрения семьи и расстраиваемся, если не дожидаемся.

  1. Зачем нужно это слово «молодец»? Конечно, чтобы управлять. Самый простой пример, который приходит мне в голову – моя овчарка. Если бы я не воспитывала Миху посредством слов «молодец», «нельзя» или «хххаррроший пес», то вероятно он спал бы на диване. Вероятно моя собака не хочет спать на коврике у двери. Но ради моего одобрительного «молодец» пес готов спать исключительно там. Когда хочешь добиться беспрекословного подчинения – похвала самое то. Но ведь ребенок не собака. У него есть свои желания, намерения, которые мы, взрослые, не всегда способны понять.

 

Система оценки: «так делают только плохие мальчики» или «молодец, почистил зубы» позволяет управлять поведением ребенка, никто не хочет быть плохим, правда? Но надо иметь в виду, что управлять в таком случае им сможете не только вы – но и все окружающие взрослые. Вы ведь закладываете существующую систему ценностей, а не придумываете новую. Это, конечно, очень выручит воспитателей в саду, учителей в школе, педагогов в институте, и работодатель скажет вам спасибо. А как же его собственные желания и устремления?

Я думаю, у каждого родителя есть выбор – оценивать или нет свое чадо. И выбор в действительности заключается в том, какую задачу вы выполняете своим воспитанием: создание послушного и легкоуправляемого человека или взращивание личности, почти не подверженной влиянию «масс» (в том числе педагогов, бубушек и вас самих), с мнением которой придется считаться с младенчества. Если же я не боюсь, что мой ребенок не будет во всем меня слушать – я выбираю безоценочное воспитание. Просто мне придется приложить больше сил, чтобы договориться с ним, объянить ему какие-то общественные нормы, правила безопасности, семейные ценности и т.д. Но таким образом я даю ему шанс вырасти в нечто большее, чем я.

Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
prohogy
Jan. 5th, 2011 03:11 pm (UTC)
1. в принципе, да. Любая похвала может быть манипуляцией.
2. пример с Африкой не понял. Всеобщий восторг не потому, что Вы взяли метлу, а потому что Вы:
а) чужак, но смогли разобраться в устройстве их жизни, либо, что более вероятно
б) Вы оказались не чужаком, а человеком с таким же "социальным кодом".
taniakravets
Jan. 5th, 2011 05:00 pm (UTC)
+1 относительно Африки.
Мне кажется, нет я уверена, что жить в социуме и быть\развиваться отдельно от него вещи не совместимые.Пример об Африке - прекрасный пример.Похвалой племя подтвердило правильное направление адаптации к их жизни. А иначе как понять делаем ли мы то, что ценится, что наш труд нужен?Допускаем ли мы,что досаждаем кому то повторяя то, что мы видим,решили,что это правильно и ожидается от нас?То что можем быть позднее отвергнуты\наказаны?
У меня в свое время появилось много вопросов к безоценочной системе. Ведь желания и устремления, поведение и самовыражение человека в любом случае тесно связаны с системой ценностей, в которой он воспитывается и растет.Как и нет еще ни одного социума принимающего человека в "чистом виде".Нет еще общества, где человека не оценивают.Похвала как подтверждение правильного понимания, а не как манипуляция привносит кредит доверия и облегчает адаптацию.
Удастся ли когда либо объяснить всем тетям как относиться к поступкам ребенка? Что доступно и просто ответить на вопрос ребенка: "Почему ты никогда не говоришь нравится ли тебе?" тогда как другие будут это делать?
Всего лишь некоторые мои мысли:)
prohogy
Jan. 5th, 2011 07:33 pm (UTC)
Где-то, когда-то много раз :) я уже читал ответ: любить человека, а оценивать поступки.
aleksandra_che
Jan. 6th, 2011 12:29 pm (UTC)
а да, я про это
jankagavs
Jan. 5th, 2011 10:57 pm (UTC)
Ну, Саша как раз говорит, нравится ли... здесь про "молодец" речь шла - вот пытаюсь выяснить, в чем именно для нее разница
aleksandra_che
Jan. 6th, 2011 12:45 pm (UTC)
Я, наверное, коряво написала.
Там в первом абзаце как раз есть, что альтернативой "молодцу" может быть "мне нравится,". Чем именно они различаются, я пишу в ответ на коммент jankagavs.
Как понять что ваш труд нужен? А Вы что, без чужого мнения на данный счет оценить не сможете? Чего же хотите Вы? Всем нравиться?
Система ценностей копируется ребенком чаще всего бессознательно. Как бы мы ни старались объяснить ему, что так делать хорошо, а так плохо, если мы сами будем раскидывать вещи или обманывать близких, то ребенок последует нашей истинной (а не декларируемой) системе ценностей, сколько бы мы не рассказывали ему про норму.
Безусловно, человека всегда оценивают в обществе, но это не означает, что человек должен на данную оценку "вестись". То, что думает большинство - не всегда истина, верно? Моя задача - вырастить человека, способного видеть манипуляции и не вестись на давление. Для этого я даю ему возможность выбора. И возможность самому ответить на вопрос "нравится ли ему", без навязывания своего мнения.
Мое мнение всего лишь.
aleksandra_che
Jan. 6th, 2011 12:47 pm (UTC)
Я, наверное, коряво написала.
Там в первом абзаце как раз есть, что альтернативой "молодцу" может быть "мне нравится,". Чем именно они различаются, я пишу в ответ на коммент jankagavs.
Как понять что ваш труд нужен? А Вы что, без чужого мнения на данный счет оценить не сможете? Чего же хотите Вы? Всем нравиться?
Система ценностей копируется ребенком чаще всего бессознательно. Как бы мы ни старались объяснить ему, что так делать хорошо, а так плохо, если мы сами будем раскидывать вещи или обманывать близких, то ребенок последует нашей истинной (а не декларируемой) системе ценностей, сколько бы мы не рассказывали ему про норму.
Безусловно, человека всегда оценивают в обществе, но это не означает, что человек должен на данную оценку "вестись". То, что думает большинство - не всегда истина, верно? Моя задача - вырастить человека, способного видеть манипуляции и не вестись на давление. Для этого я даю ему возможность выбора. И возможность самому ответить на вопрос "нравится ли ему", без навязывания своего мнения.
Это мой взгляд на воспитание, всего лишь)
aleksandra_che
Jan. 6th, 2011 12:28 pm (UTC)
Да, наверное, я бестолково написала про Африку. Забыла добавить, что такая реакция на любую помощь, даже на съеденную тарелку каши.
А вообще-то ребенок - он с таким же "социальным кодом", что и мы, чему здесь удивляться?
Некоторые взрослые еще страшно любят повторять "Подметаешь - молодец, какой молодец. Мамин помощник растет." И так десять раз. В надежде, что ребенок и завтра, и послезавтра подметет. А потом (пару лет спустя) эти же взрослые страшно удивляются, что подросший ребенок считает подметание невероятным подвигом и чуть ли непосильной задачей на все выходные.
tearslake
Jan. 5th, 2011 03:48 pm (UTC)
Согласен. Хорошо сказано.
matt_terentya
Jan. 5th, 2011 06:59 pm (UTC)
Да, Александра! Полностью с тобой согласна. Мне пример с Африкой очень понравился.
Еще стала размышлять о том, как реакция моих родителей на мое творчество во всех направлениях поощряла его. Я считаю себя творческим человеком, говорят, я была очень творческим ребенком. Но что сейчас подумалась - никогда родители не оценивали моего творчества. Я рисовала, лепила, вышивала-шила.... Их реакция всегда была - "Здорово!", т.е. восхищение, признание, интерес к тому, как я это сделала,т.е. внимание. Никогда меня не сравнивали с другими детьми ("у него лучше" или хуже, неважно). Впервые папа дал мне оценку, когда его об этом попросила, в почти пятнадцать (!)лет, (потому я ее и запомнила)касалось это точности изображения животных в рисунке (он сам отлично рисовал). Оценка, кстати, звучала приблизительно так: "Тебе уже многое удается! вот это, это, это... когда удастся передать вот это... будет совершенно похоже!"
А вот с музыкой вышло не так успешно (совпадение ли?), мама, будучи пианисткой и педагогом занималась со мной с детства, и это были настоящие уроки со своими "хорошо", "плохо", "никуда не годится" - и я отошла от этих занятий, как только возникла возможность, и успехов значимых не добилась. Хотя сама понемножку, правда, все равно играла и потом, но всегда в мамино отсутствие.
aleksandra_che
Jan. 6th, 2011 12:21 pm (UTC)
о да, поиграть в мамино отсутствие - это про меня.
Я до сих пор (после всяких там в детстве сравнений) предпочитаю заниматься йогой или гимнастикой одна, потому что муж любит меня покритиковать. Для меня так и осталось из детства - если я делаю что-то плохо, то и я плоха. Очень болезненно воспринимаю критику от близких.
Если меня что-то сильно не устраивает в поведении сына (например, он кидает крупные предметы в новый телевизор), стараюсь выделить именно поступок: "То, что ты делаешь, делать не надо, телевизор разобьется, давай лучше соберем". И если он расстраивается, обязательно говорю "Я люблю тебя, сынуля, но только так делать не нужно".
jankagavs
Jan. 5th, 2011 10:56 pm (UTC)
Хороший пост, ВОВРЕМЯнный, я себе даааавно уже подобные вопросы задаю, работая в американской типичной семье, где amazing и fantastic - бытовые слова.

Только у меня другой вопрос: в чем, по-твоему, разница между "хороший мальчик" и "мне нравится, что..."? Оба варианта - похвала и поощрение, просто в первом случае ребенок что-то сделал, и именно из-за сделанного он - "хороший мальчик", во втором - это сделанное нравится кому-то (или приятно, или вызывает похожие положительные эмоции). В первом работаем на эгоцентризм, во втором - на желание делать что-то, чтобы нравиться (это если смотреть на негативный аспект поощрения).

В той американской семье поощрения зашкаливают, и мне некомфортно бывает, когда мы играем с ребенком, а он меня спрашивает: "я ведь супер-пупер?", потому что мама так приучила и любое действие малышей для нее - это "that's the best thing ever " - то есть, высшая планка. Но соглашусь с taniakravets в том, что поощрения - не зло. По крайней мере, когда они применяются в соответствии со здравым смыслом! А вопрос формулировки можно пообсуждать, мне действительно интересно, в чем для тебя разница между "молодцом" и "мне приятно, что..."
aleksandra_che
Jan. 6th, 2011 12:06 pm (UTC)
Ну, во-первых, молодец - это оценка личности, а не поступка. Есть разница, если я говорю: "Яночка, какая ты умница!" и "Мне нравится, как ты пишешь в жж". Человек и его поступок не одно и то же. Я считаю, что это очень важно для понимания ребенком тех же людей в социуме. Плохой поступок можно исправить, это не ставит клеймо на человеке.
Во-вторых, "молодец" - довольно однозначная оценка, альтернатива какая - не молодец? А если я говорю "мне нравится", "как хорошо получилось", а бабушка, к примеру, не согласна, то она может сказать "мне не очень нравится", "в прошлый раз было лучше". То есть здесь возможность разных мнений, разных взглядов. И "не нравится" бьет по самолюбию куда меньше, чем "плохой", поскольку - это всего лишь мое мнение, а не штамп.
Ну, и в третьих: нравится, горжусь, приятно, неприятно... - здесь множество оттенков, а не только деление на черное-белое.

Да, про "желание делать что-то, чтобы нравиться": я говорю "мне нравится, как ты это делаешь". Не ЧТО, а КАК. Аккуратно, весело, интересно, быстро... И еще спрашиваю: "А тебе нравится?". Я стараюсь быть максимально искренней и отзывчивой на поступки ребенка, чтобы то, что я говорю, было не манипуляцией, а проявлением моих чувств, эмоций.
Ну, и я не истина:)) Вероятно я ошибаюсь, готова меняться.
tevzir
Jan. 5th, 2011 11:14 pm (UTC)
Все так, все так, но ведь и «как здорово у тебя поличилось» или «мне приятно, что ты делаешь так» это некий вариант оценки.
Мне кажется, что все хорошо в меру, не стоит избегать этих невинных слов «молодец» или «умница», просто на каждый чих их говорить не нужно.
А вообще у Гармаева в "Этапах нравственного развития" примерно о том же есть, мне эту книжку давала почитать мама семерых деток, в момент когда у нее было еще только трое:) они с мужем так и воспитывают, без "молодцов" и "умниц", такая последовательность впечатляет, если честно.
aleksandra_che
Jan. 6th, 2011 12:13 pm (UTC)
Да, это вариант оценки, но здесь я четко выделяю, что это мое мнение. Всего лишь. А не штамп на ребенке.
Про "молодец" на каждый чих - согласна на 100 процентов. Именно частое и не к месту употребление этого словечка и побудило меня написать этот текст. Не только бабушки-тети-дяди, но и мои ровесницы удивили меня постоянным "на диван залезла - молодец" или "поела - молодец". Конечно, когда мой сын только учился залезать на диван, я радовалась его успехам вместе с ним, но искренне радоваться и хвалить, на мой взгляд - вещи разные.

Гармаева не читала, поищу.
А последовательность - это да, это непросто, особенно, если в голове совсем другие шаблоны работают.
evgeniarahmat
Jan. 6th, 2011 07:44 pm (UTC)
а я говорила молодец Раде и все время чувствовала, что это как-то неправильно. и точно - лучше говорить мне понравилось, что ты это сделала. оооо! как же это просто - а я не додумалась!
а теперь поделюсь и своим открытием: очень часто приходится слышать - упадешь!упадет! заболеет и тд и тп.и никто из тех, кто это говорит, не осознает, к сожалению, что речь идет об их собственных страхах. я изначально заметила это на себе и стала говорить дочке: я боюсь, что ты упадешь. ты можешь заболеть - если пойдешь на улицу без комбинезона и тд. ведь это же я боюсь!
НО как сложно это втолковать окружающим.
а еще по поводу нельзя: я не знала, что говорить вместо этого пустого слова. и благодаря невероятно интересной семейной паре Оле и Теме жж durida.livejournal.com я теперь говорю "мы это не делаем!", "опасно", иногда "мама это не разрешает"
как здорово, что мы можем делиться этим опытом!Саша, спасибо!
pingback_bot
Jan. 12th, 2011 01:46 am (UTC)
Воспитание детей и оценки окружающих
User shua_cat referenced to your post from Воспитание детей и оценки окружающих saying: [...] Для начала, вот: http://aleksandra-che.livejournal.com/45043.html [...]
pingback_bot
Jan. 12th, 2011 01:46 am (UTC)
Воспитание детей и оценки окружающих
User shua_cat referenced to your post from Воспитание детей и оценки окружающих saying: [...] Для начала, вот: http://aleksandra-che.livejournal.com/45043.html [...]
shua_cat
Jan. 12th, 2011 02:04 am (UTC)
Спасибо за этот пост!
Помогло упорядочить мысли в голове и понять, что же меня коробит в отношении взрослых к детям
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel