?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Молодец?


Недавно мы с Сережей пытались объяснить одной знакомой, почему нам не нравится, когда Сеню называют «молодец» или «умница» (в качестве альтернативы предложили «как здорово у тебя поличилось» или «мне приятно, что ты делаешь так»). Донести нашу мысль так у не удалось, увы. Но я решила для себя сформулировать ее здесь.

 

Почему я не хочу оценивать своего ребенка? Молодец, плохой, хороший – это все система оценки. Я уже писала как-то об этом. Сейчас, по прошествии времени, смотрю на сына и понимаю, что мои мысли были верными.

  1. Представьте, что вы попали в незнакомое африканское племя. Языка не знаете, обычаев тоже, местность незнакомая – но надо выживать. Один из членов племени вызвался стать вашим гидом и помощником. Заметьте, я не говорю про беспомощного и слабого человека. Вам просто надо адаптироваться, кое-чему научиться, чтобы смочь существовать без посторонней помощи.

И вот вы каждый день наблюдаете за окружающими и видите, что женщины метут полы в хижине и носят воду, а мужчины охотятся и строят дома. И вы решаете, что раз вы такой же, как и все, то нужно делать то же, что и остальные. Но при первом же вашем действии (например, попытка подмести в хижине) окружающие начинают восторженно охать: «Надо же, какой молодец!». Что вы чувствуете? Недоумение: от вас явно этого не ждали, и данный поступок вам не свойственен. Но ведь вы не сделали ничего сложного! Получается, чтобы достичь всеобщего восторга, достаточно взять в руки метлу?

Что я думаю: мы делаем домашние дела, потому что это норма. Ребенок, которого хвалят за любую помощь по хозяйству начинает переоценивать собственные действия. И затем, даже будучи взрослым, он считает, что окружающие должны ценить и восхвалять его ежедневный труд. Даже если он просто вынес мусор в СВОЕЙ квартире. И, кстати, это напрочь лишает удовольствия от труда: мы ждем оценки, одобрения семьи и расстраиваемся, если не дожидаемся.

  1. Зачем нужно это слово «молодец»? Конечно, чтобы управлять. Самый простой пример, который приходит мне в голову – моя овчарка. Если бы я не воспитывала Миху посредством слов «молодец», «нельзя» или «хххаррроший пес», то вероятно он спал бы на диване. Вероятно моя собака не хочет спать на коврике у двери. Но ради моего одобрительного «молодец» пес готов спать исключительно там. Когда хочешь добиться беспрекословного подчинения – похвала самое то. Но ведь ребенок не собака. У него есть свои желания, намерения, которые мы, взрослые, не всегда способны понять.

 

Система оценки: «так делают только плохие мальчики» или «молодец, почистил зубы» позволяет управлять поведением ребенка, никто не хочет быть плохим, правда? Но надо иметь в виду, что управлять в таком случае им сможете не только вы – но и все окружающие взрослые. Вы ведь закладываете существующую систему ценностей, а не придумываете новую. Это, конечно, очень выручит воспитателей в саду, учителей в школе, педагогов в институте, и работодатель скажет вам спасибо. А как же его собственные желания и устремления?

Я думаю, у каждого родителя есть выбор – оценивать или нет свое чадо. И выбор в действительности заключается в том, какую задачу вы выполняете своим воспитанием: создание послушного и легкоуправляемого человека или взращивание личности, почти не подверженной влиянию «масс» (в том числе педагогов, бубушек и вас самих), с мнением которой придется считаться с младенчества. Если же я не боюсь, что мой ребенок не будет во всем меня слушать – я выбираю безоценочное воспитание. Просто мне придется приложить больше сил, чтобы договориться с ним, объянить ему какие-то общественные нормы, правила безопасности, семейные ценности и т.д. Но таким образом я даю ему шанс вырасти в нечто большее, чем я.

Comments

matt_terentya
Jan. 5th, 2011 06:59 pm (UTC)
Да, Александра! Полностью с тобой согласна. Мне пример с Африкой очень понравился.
Еще стала размышлять о том, как реакция моих родителей на мое творчество во всех направлениях поощряла его. Я считаю себя творческим человеком, говорят, я была очень творческим ребенком. Но что сейчас подумалась - никогда родители не оценивали моего творчества. Я рисовала, лепила, вышивала-шила.... Их реакция всегда была - "Здорово!", т.е. восхищение, признание, интерес к тому, как я это сделала,т.е. внимание. Никогда меня не сравнивали с другими детьми ("у него лучше" или хуже, неважно). Впервые папа дал мне оценку, когда его об этом попросила, в почти пятнадцать (!)лет, (потому я ее и запомнила)касалось это точности изображения животных в рисунке (он сам отлично рисовал). Оценка, кстати, звучала приблизительно так: "Тебе уже многое удается! вот это, это, это... когда удастся передать вот это... будет совершенно похоже!"
А вот с музыкой вышло не так успешно (совпадение ли?), мама, будучи пианисткой и педагогом занималась со мной с детства, и это были настоящие уроки со своими "хорошо", "плохо", "никуда не годится" - и я отошла от этих занятий, как только возникла возможность, и успехов значимых не добилась. Хотя сама понемножку, правда, все равно играла и потом, но всегда в мамино отсутствие.
aleksandra_che
Jan. 6th, 2011 12:21 pm (UTC)
о да, поиграть в мамино отсутствие - это про меня.
Я до сих пор (после всяких там в детстве сравнений) предпочитаю заниматься йогой или гимнастикой одна, потому что муж любит меня покритиковать. Для меня так и осталось из детства - если я делаю что-то плохо, то и я плоха. Очень болезненно воспринимаю критику от близких.
Если меня что-то сильно не устраивает в поведении сына (например, он кидает крупные предметы в новый телевизор), стараюсь выделить именно поступок: "То, что ты делаешь, делать не надо, телевизор разобьется, давай лучше соберем". И если он расстраивается, обязательно говорю "Я люблю тебя, сынуля, но только так делать не нужно".

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel