?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Молодец?


Недавно мы с Сережей пытались объяснить одной знакомой, почему нам не нравится, когда Сеню называют «молодец» или «умница» (в качестве альтернативы предложили «как здорово у тебя поличилось» или «мне приятно, что ты делаешь так»). Донести нашу мысль так у не удалось, увы. Но я решила для себя сформулировать ее здесь.

 

Почему я не хочу оценивать своего ребенка? Молодец, плохой, хороший – это все система оценки. Я уже писала как-то об этом. Сейчас, по прошествии времени, смотрю на сына и понимаю, что мои мысли были верными.

  1. Представьте, что вы попали в незнакомое африканское племя. Языка не знаете, обычаев тоже, местность незнакомая – но надо выживать. Один из членов племени вызвался стать вашим гидом и помощником. Заметьте, я не говорю про беспомощного и слабого человека. Вам просто надо адаптироваться, кое-чему научиться, чтобы смочь существовать без посторонней помощи.

И вот вы каждый день наблюдаете за окружающими и видите, что женщины метут полы в хижине и носят воду, а мужчины охотятся и строят дома. И вы решаете, что раз вы такой же, как и все, то нужно делать то же, что и остальные. Но при первом же вашем действии (например, попытка подмести в хижине) окружающие начинают восторженно охать: «Надо же, какой молодец!». Что вы чувствуете? Недоумение: от вас явно этого не ждали, и данный поступок вам не свойственен. Но ведь вы не сделали ничего сложного! Получается, чтобы достичь всеобщего восторга, достаточно взять в руки метлу?

Что я думаю: мы делаем домашние дела, потому что это норма. Ребенок, которого хвалят за любую помощь по хозяйству начинает переоценивать собственные действия. И затем, даже будучи взрослым, он считает, что окружающие должны ценить и восхвалять его ежедневный труд. Даже если он просто вынес мусор в СВОЕЙ квартире. И, кстати, это напрочь лишает удовольствия от труда: мы ждем оценки, одобрения семьи и расстраиваемся, если не дожидаемся.

  1. Зачем нужно это слово «молодец»? Конечно, чтобы управлять. Самый простой пример, который приходит мне в голову – моя овчарка. Если бы я не воспитывала Миху посредством слов «молодец», «нельзя» или «хххаррроший пес», то вероятно он спал бы на диване. Вероятно моя собака не хочет спать на коврике у двери. Но ради моего одобрительного «молодец» пес готов спать исключительно там. Когда хочешь добиться беспрекословного подчинения – похвала самое то. Но ведь ребенок не собака. У него есть свои желания, намерения, которые мы, взрослые, не всегда способны понять.

 

Система оценки: «так делают только плохие мальчики» или «молодец, почистил зубы» позволяет управлять поведением ребенка, никто не хочет быть плохим, правда? Но надо иметь в виду, что управлять в таком случае им сможете не только вы – но и все окружающие взрослые. Вы ведь закладываете существующую систему ценностей, а не придумываете новую. Это, конечно, очень выручит воспитателей в саду, учителей в школе, педагогов в институте, и работодатель скажет вам спасибо. А как же его собственные желания и устремления?

Я думаю, у каждого родителя есть выбор – оценивать или нет свое чадо. И выбор в действительности заключается в том, какую задачу вы выполняете своим воспитанием: создание послушного и легкоуправляемого человека или взращивание личности, почти не подверженной влиянию «масс» (в том числе педагогов, бубушек и вас самих), с мнением которой придется считаться с младенчества. Если же я не боюсь, что мой ребенок не будет во всем меня слушать – я выбираю безоценочное воспитание. Просто мне придется приложить больше сил, чтобы договориться с ним, объянить ему какие-то общественные нормы, правила безопасности, семейные ценности и т.д. Но таким образом я даю ему шанс вырасти в нечто большее, чем я.

Comments

jankagavs
Jan. 5th, 2011 10:56 pm (UTC)
Хороший пост, ВОВРЕМЯнный, я себе даааавно уже подобные вопросы задаю, работая в американской типичной семье, где amazing и fantastic - бытовые слова.

Только у меня другой вопрос: в чем, по-твоему, разница между "хороший мальчик" и "мне нравится, что..."? Оба варианта - похвала и поощрение, просто в первом случае ребенок что-то сделал, и именно из-за сделанного он - "хороший мальчик", во втором - это сделанное нравится кому-то (или приятно, или вызывает похожие положительные эмоции). В первом работаем на эгоцентризм, во втором - на желание делать что-то, чтобы нравиться (это если смотреть на негативный аспект поощрения).

В той американской семье поощрения зашкаливают, и мне некомфортно бывает, когда мы играем с ребенком, а он меня спрашивает: "я ведь супер-пупер?", потому что мама так приучила и любое действие малышей для нее - это "that's the best thing ever " - то есть, высшая планка. Но соглашусь с taniakravets в том, что поощрения - не зло. По крайней мере, когда они применяются в соответствии со здравым смыслом! А вопрос формулировки можно пообсуждать, мне действительно интересно, в чем для тебя разница между "молодцом" и "мне приятно, что..."
aleksandra_che
Jan. 6th, 2011 12:06 pm (UTC)
Ну, во-первых, молодец - это оценка личности, а не поступка. Есть разница, если я говорю: "Яночка, какая ты умница!" и "Мне нравится, как ты пишешь в жж". Человек и его поступок не одно и то же. Я считаю, что это очень важно для понимания ребенком тех же людей в социуме. Плохой поступок можно исправить, это не ставит клеймо на человеке.
Во-вторых, "молодец" - довольно однозначная оценка, альтернатива какая - не молодец? А если я говорю "мне нравится", "как хорошо получилось", а бабушка, к примеру, не согласна, то она может сказать "мне не очень нравится", "в прошлый раз было лучше". То есть здесь возможность разных мнений, разных взглядов. И "не нравится" бьет по самолюбию куда меньше, чем "плохой", поскольку - это всего лишь мое мнение, а не штамп.
Ну, и в третьих: нравится, горжусь, приятно, неприятно... - здесь множество оттенков, а не только деление на черное-белое.

Да, про "желание делать что-то, чтобы нравиться": я говорю "мне нравится, как ты это делаешь". Не ЧТО, а КАК. Аккуратно, весело, интересно, быстро... И еще спрашиваю: "А тебе нравится?". Я стараюсь быть максимально искренней и отзывчивой на поступки ребенка, чтобы то, что я говорю, было не манипуляцией, а проявлением моих чувств, эмоций.
Ну, и я не истина:)) Вероятно я ошибаюсь, готова меняться.

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel