?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Дети тоже люди!

"А ты когда Сеню в садик отдашь?" - спросила подруга. А мне подумалось, что речь идет как будто о вещи...

Само по себе слово "воспитывать" подразумевает какое-то одностороннее воздействие. Я ребенка "воспитываю", а он себя хорошо "ведет".
Но даже собаки по-разному реагируют на дрессировку. Что уж говорить о человеке?
По-моему, стандартная система воспитания/образования (та, по которой воспитывали меня) не предполагает обратный обмен. Как-то так повелось, что ребенок должен слушаться старших. И слушать (в школе). И делать, что ему говорят. Я не про право выбора сейчас, а про обратную связь, которая исходит от ребенка. Предполагается, что в ребенка можно запихать "нужные" знания и развить до определенного уровня в одностороннем порядке. 
Если считать маленького человека полноценной личностью (даже когда ему пару месяцев), если уважать его желания и нужды (ограничивая в разумных пределах безопасности), то получается, что речь уже идет не о воспитании. Как можно воспитывать (кроить по своему усмотрению) полноценную личность? Я же не воспитываю мужа или маму.
Речь идет о построении взаимоотношений с ребенком. Потому что если я выбираю не "Родитель всегда прав", а "Ребенок всегда прав", то здесь не получится давить авторитетом, манипулировать своей взрослостью и приказывать, что делать сейчас, а что потом. Только через обмен, только через общение, через личный пример, через правду.

Когда родился наш Арсений, мы решили, что он уже личность. Это как у Мегре: "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь, сынок? - Папа, я уже есть". Безусловно, личность его еще будет формироваться и образовываться, но и мы сами еще не закончили с этим:)
Жизнь не начинается с окончанием института. Жизнь уже идет. И она принадлежит ему, Арсению. (Безусловно, что-то он сейчас изменить не может, например, место, где жить. Но и мы сейчас не меняем мир по своей прихоти в один миг).

Сеня принадлежит себе. Как бы объяснить, в чем разница... Ребенок, который принадлежит себе - не домашнее животное, которое кормят и за которым ухаживают (и которого любят, конечно). Ребенок имеет право голоса наравне со взрослыми.

Если он не хочет гулять, а я собралась, то он может остаться дома. Я не буду заставлять его делать то, что делать необязательно (но я могу при этом считать, что очень полезно гулять на свежем воздухе). При этом ему не нужно обосновывать свое нежелание (конечно, ведь он еще толком не говорит). И да, я могу замотивировать его на прогулку, но это не будет манипуляцией, вроде "Смотри, все дети гуляют, а ты дома как дурак".
Безусловно, в определенном возрасте Сеня пойдет гулять, потому что я пошла. Он не хочет со мной расставаться. И пойдет. Здесь для меня очень важен момент честности. Если я действительно хочу гулять, а сын отказывается, то я пойду, пусть выбирает. А если я не хочу гулять и собиралась только ради него, то зачем манипулировать моим уходом?

Конечно, есть вещи, которые он не может выбрать. Что-то важное для семьи, поездки или встречи. Но мы всегда смотрим на реакцию детей (ого, уже пишу "детей"!), на их состояние в тех же поездках, на встречах, в городе/лесу/деревне/бане и в следующий раз стараемся максимально скорректировать свои планы соответственно.
Ну, и моменты безопасности, конечно, учитываем.

Вот, Сене уже 2 года и восемь месяцев. И воспитанный таким образом он имеет свое мнение. И не боится его высказывать/показывать нам. Нам непросто, конечно. Куда как проще приказать своему ребенку, что делать, как себя вести и куда идти. Мы стараемся строить наши отношения по принципам взаимного уважения: мы уважаем его желания, а он - наши. Иногда нам приходится подолгу объяснять, что так лучше, иногда ему приходится мириться с тем, что ему не по нраву; но все чаще Сеня сам делает разумный выбор. И когда он плачет от безысходности, от понимания, что что-то он изменить не может, мы не смеемся и не просим его помолчать. Это его право - я тоже иногда:)

Еще один момент наших взаимоотношений с сыном, которым я горжусь (моментом, то есть), - это то, что Сеня участвует в наших делах. И не просто помогает мне на кухне или таскает с Сережей песок во дворе (хотя и это важно, безусловно). Но и ездит с Сережей в город по делам. Они вместе ходят на деловые встречи, отвозят машину в сервис, ходят за продуктами. Скоро Сережа будет брать его на тренировки по тай-цзы и на баскетбол. Кто-то думает, что нам "повезло", Сеня спокойный и не мешает папе. Но мы полагаем, что дело не в этом, не в темпераменте. А просто мы очень рано начали брать его везде, он участвует во всей нашей жизни целиком, поэтому знает, как себя вести хорошо принято общаться.
Потому что маленький человек - это уже личность, причем личность, наделенная разумом, - и принадлежит только себе.

Subscribe to  aleksandra_che

Comments

( комментария — Оставить комментарий )
poppismic
Oct. 9th, 2011 01:09 pm (UTC)
не могу не написать - у нас тоже так!! ура!
я ничего не читала умного - мы идем своим путем, мы не знаем, как нало - мы делаем, как чувствуем

Женя родился уже человеком - это точно, и он уже есть. такой, какой он есть.
zinovyeva
Oct. 11th, 2011 03:10 pm (UTC)
Остер в предисловии к "Кулинарной книге людоеда" пишет :"В конце концов, перебирая разные методы воспитания, нетрудно прийти к мысли: «Самое безобидное, что может сделать человек с человеком — это его съесть!».
Взрослому легко найти способы воздействия на ребенка-он ммм...умнее, или скорее хитрее,и найти себе оправдание ему тоже труда не составит, увы.
Ваша планка высока)))
Девятый год "родительствую" и прихожу к выводу, что наука эта неисчерпаема)))
luch_snega
Oct. 23rd, 2011 04:46 pm (UTC)
Саша, я написала тебе ТАКОЙ огромный коммент, и тут ноутбук как-то икнул и все исчезло! Блииин((((

Но видимо это к лучшему, чтоб меньше прозы, больше сути)))

Короче - моя дочь любит рисовать и хочет стать архитектором. Еще ей 14 и она любит тусоваться. Так вот на днях, я ее увидела в компании на улице, вместо того чтоб корпеть над шедеврами в художке. Конечно я заставила ее идти заниматься. Вечером провела беседу,
- Не хочешь рисовать, не рисуй, не морочь мне и преподу голову.
- Нет, - говорит, - Хочу и буду, мне нравится.

Что же из всего этого получается - иногда нужно "дать пинка"? Может у человека не хватает личной осознанности и ответственности, ему на пользу?
aleksandra_che
Oct. 23rd, 2011 05:01 pm (UTC)
это называется осознанность. Ей она учится у тебя))
luch_snega
Oct. 23rd, 2011 09:25 pm (UTC)
Хм, это я как раз понимаю - нужно соответствовать.
Но ситуация здесь и сейчас, вот прям сегодня что делать?

Пока я рефлексирую над своими ошибками в воспитании и собственном развитии - время идет. Я боюсь упустить момент. Уместно ли применять "дедовские" методы - контроль? В параллель.

И вот еще - тебе наверное, тоже приходилось слышать, - Как хорошо, что мама\папа\бабушка меня заставили... (например, доучиться) я им благодарна за это.
Что ты думаешь по этому поводу?
( комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel