?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Самоучка

Как же все-таки учить ребенка и чему?
Понятно, что есть некая школьная программа, которую придется сдавать, поскольку начальное образование в России является обязательным (если я ничего не путаю). Это некий перечень информации, который придется ребенку выдавать каждый учебный год - уж не знаю, по четвертям или сразу в конце года.

Помнится, как-то прочитала у Ошо, что современное образование - это когда в тебя в течение какого-то времени запихивают информацию, а потом на экзамене тебя этим рвет)))

Как происходит обучение у нас на примере Арсения.


Сначала мы удивлялись.
Нам казалось, что чтобы научить ребенка считать или различать цвета, надо как-то спациально им заниматься. Я часто видела, как родители на занятиях в Монтессори-клубе педантично с четкой артикуляцией и по нескольку раз повторяют своим детям цвета шариков в сухом бассейне. Я этим не занималась. Просто в какой-то момент оказалось, что Сеня знает цвета. Немного путал серый с белым сначала. Теперь уже отличит коралловый от розового.

Потом вдруг выяснилось, что он умеет считать до двадцати (честно, не помню, в каком возрасте он научился). И вдруг начал складывать в уме - в четыре года с копейками. Без пальцев. Легко и спокойно. Мы тоже "не подвели": восторгов по поводу его счета не выказывали, чтобы ему не показалось, что он делает что-то выдающееся. Ловко считал десятками (десять-двадцать-тридцать) и сотнями к пяти годам. Но не терпел принуждения: если чувствовал, что я пытаюсь с ним "позаниматься" - сразу замыкался, говорил, что ему неинтересно.

Затем ему кто-то сказал, что раз он не ходит в школу, то не может считать до тысячи... И Сеня на какое-то время
поверил. Пару летних месяцев он не считал. Отвечал "я не знаю", "это очень сложно". Как все-таки легко поставить ребенку рамки!

Ему не было пяти, когда он вдруг заинтересовался шахматами (где-то увидел) и дома появилась доска. И шашки. И нарды. И домино. Карты. Лото. Но шахматы - его любимая игра. А в шашки Сеня в пять лет обыграл двух моих подруг (каждую по-отдельности).

Затем он увлекся флагами и запомнил флаги большинства европейских и других крупных государств мира. В пять лет. И гербы городов на монетах. А я нет))

Карту мира мы повесили такую, чтобы на ней были изображены флаги по краю. Теперь он знает расположение большинства крупных государств и их столицы.

Это не образование в классическом его понимании. Арсений просто интересуется чем-то и задает вопросы. Ему важно знать флаги, потому что он смотрит чемпионат мира по футболу или олимпиаду - и ему интересно, из какой страны участник. Ему важно уметь считать десятками, потому что он хочет пересчитать все свои десятирублевые монетки.
Это потребность. В школе же дают знания без запроса. Без потребности ребенка. Даже порой без объяснения, зачем ему эти знания. Что уж там говорить - частенько бесполезные

Но.
Обладая удивительной фотографической памятью, способностью с первого раза запомнить флаг Мадагаскара и сравнить его с флагом Белоруссии, Сеня в свои шесть с половиной лет не умеет читать. А ведь этим мы с ним действительно занимались))
И кубики, и пластилиновые буквы, магнитные на холодильнике, нарисованные на бумаге, написанные мелом, азбука в айпаде (разные варианты) - в итоге он знает, как выглядят буквы, но прочитать или сложить из них слово он не может.
Постоянно общаясь с цифровыми носителями и играми, он запомнил слова как картинки - узнает их и легко выбирает нужный мультик на флешке или слово в игре.
Арсений мыслит образами. И если цифры как-то укладываются в его образное мышление, то буквы никак не хотят преобразовываться в слова. Он легко скопирует слово - чукча не читатель - чукча писатель, но смысл этого слова останется для него неясен.

Некоторые наши знакомые говорят, что это прекрасно, что это образное мышление - великая способность мыслить картинками, а не словами. И потом он просто начнет читать - не по буквам, а прямо словами, запомнив их значение.
Я тоже слышала такую версию - образное мышление присуще маленьким детям, потом оно уходит, в голове появляются слова, из которых складываются картинки (а не наоборот). Образы безусловно богаче слов, и воспринимаются к тому же чувствами, а не только умом. Ум способен нам выдать информцию как смс-сообщение, образ же - это словно картина Моне, с тонами и полутонами, с запахами и звуками.
Хотя в нашем мире порой проще общаться смсками...

Comments

aleksandra_che
Jul. 25th, 2016 07:07 pm (UTC)
Да, у нас тоже все буквы ассоциируются с образами: есть буква с рукой и ногой, а есть даже с титьками)

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel